г. Тула |
|
4 декабря 2019 г. |
Дело N А23-2382/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью УК "МКД" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1164027056797, ИНН 4025446500), заинтересованного лица - административной комиссии городского округа "Город Обнинск" (Калужская область, г. Обнинск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "МКД" на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.07.2019 по делу N А23-2382/2019 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "МКД" (далее - ООО УК "МКД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к административной комиссии городского округа "Город Обнинск" (далее - комиссия) о признании незаконным постановления от 20.02.2019 N 116 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области" от 28.02.2011 N 122-ОЗ (далее - Закон N 122-ОЗ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Комиссия возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, комиссией 30.01.2019 проведена проверка соблюдения законодательства Калужской области в сфере благоустройства территорий, а именно Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Город Обнинск", утвержденных решением Обнинского городского Собрания от 24.10.2017 N 02-33 (далее - Правила благоустройства), на прилегающих территориях к многоквартирным домам в соответствии со схемами границ прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам с расположенными на них зданиями (строениями, сооружениями) городских территорий муниципального образования "Город Обнинск", обслуживаемых заявителем.
В ходе проверки комиссией установлено, что в течение шести часов после снегопада территория проезда не очищена от снега по следующим адресам: Калужская область, г. Обнинск, ул. Жолио-Кюри, дома N N 1, 3; Калужская область, г. Обнинск, ул. Красных зорь, дома NN 19, 27, 29; Калужская область, г. Обнинск, ул. Курчатова, дома NN 2а, 3, 7, 9, 14; Калужская область, г. Обнинск, пр. Ленина, дома NN 64, 66, 70, 74; Калужская область, г. Обнинск, ул. Мира, дома NN 4, 8; Калужская область, г. Обнинск, ул. Победы, дома NN 17, 18, 20, 25.
Управление вышеуказанными многоквартирными домами осуществляет ООО УК "МКД".
По данному факту составлен акт от 30.01.2019 с приложением фототаблицы.
Извещением от 06.02.2019 комиссия сообщила обществу о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Извещение направлено по электронной почте (ukmkd@bk.ru).
Членом комиссии 08.02.2018 в отношении общества, с участием его представителя по доверенности Кулебякина Н.И., составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 30.01.2019 в период с 09 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. сотрудниками управления городского хозяйства администрации города было проведено обследование (осмотр) прилегающих территорий к многоквартирным домам в соответствии со схемами границ прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам с расположенными на них зданиями (строениями, сооружениями) городских территорий муниципального образования "Город Обнинск", обслуживаемых управляющими организациями, на предмет соблюдения пункта 15 Минимального перечня видов работ, их периодичности и (или) объема, выполняемых собственником и (или) иным законным владельцем (лицом, ответственным за эксплуатацию здания, строения, сооружения) в целях их участия, в том числе финансового, в содержании прилетающей территории, являющегося Приложением N 44 к Правилам благоустройства.
В результате обследования (осмотра) было выявлено, что по истечении 6 часов после снегопада по следующим адресам территория проезда не очищена от снега: г. Обнинск, ул. Жолио-Кюри, д. 1, д. 3; г. Обнинск, ул. Красных Зорь, д. 19, д. 27, д. 29; г. Обнинск, ул. Курчатова, д. 2а, д. 3, д. 7, д. 9, д. 14; г. Обнинск, пр. Ленина, д. 64, д. 66, д. 70, д. 74; г. Обнинск, ул. Мира, д. 4, д. 8; г. Обнинск, ул. Победы, д. 17, д. 18, д. 20, д. 25.
Нарушение зафиксировано фотокамерой HONOR LLD-L31.
Факт отсутствия осадков подтверждается снимком экрана (скриншотом) сайта https://www. pogoda1.ru/obninsk.
Территория по вышеуказанным адресам находится на обслуживании и содержании управляющей организации ООО УК "МКД", что подтверждается информацией с сайта ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru/#!/main).
Таким образом, по мнению комиссии, ООО УК "МКД" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 1.1. Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" (нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений), выразившееся в неосуществлении очистки проездов от снега на территории муниципального образования "Город Обнинск" по адресу: ул. Жолио-Кюри, д. 1, д. 3; ул. Красных Зорь, д. 19, д. 27, д. 29; ул. Курчатова, д. 2а, д. 3, д. 7, д. 9, д. 14; пр. Ленина, д. 64, д. 66, д. 70, д. 74; ул. Мира, д. 4, д. 8; ул. Победы, д. 17, д. 18, д. 20, д. 25.
Комиссией 20.02.2019 в отношении общества, в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя последнего, по указанным обстоятельствам вынесено постановление о привлечении ООО УК "МКД" к административной ответственности по части 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Калужской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Калужской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Калужской области, общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждения административных правонарушений принят Закон Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" (далее - Закон N 122-ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей.
Правила благоустройства устанавливают единые требования к обеспечению надлежащего содержания городских территорий, содержания зеленых насаждений, содержания животных на территории муниципального образования "Город Обнинск".
Согласно пункту 3.1 Правил благоустройства содержание и уборку объектов благоустройства обязаны осуществлять физические и юридические лица, которым объекты благоустройства и (или) земельные участки, на которых они расположены, принадлежат на соответствующем праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и данным Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил благоустройства собственники и (или) иные законные владельцы зданий (помещений в них), строений, сооружений, земельных участков либо привлекаемое собственником и (или) иным законным владельцем в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, строения, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (далее соответственно - собственник, законный владелец, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения) (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязаны принимать участие в содержании прилегающих территорий в соответствии со схемами границ прилегающих территорий, утвержденными Обнинским городским Собранием, а также соглашениями между администрацией города и собственниками и (или) иными законными владельцами (лицом, ответственным за эксплуатацию здания, строения, сооружения) о проведении дополнительных работ по благоустройству прилегающих территорий при наличии таких соглашений.
Пунктом 4.2 Правил благоустройства установлено, что в соответствии с законодательством на прилегающих территориях к многоквартирным домам (в соответствии с пунктом 4.1 данных Правил) ответственными за участие в содержании прилегающей территории являются: организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; товарищества собственников жилья или кооперативы (жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы), осуществляющие управление многоквартирными домами; собственники помещений, если они избрали непосредственную форму управления многоквартирным домом и если иное не установлено договором.
Согласно пункту 4.6 Правил благоустройства работы по содержанию прилегающих территорий в зимний период могут включать: а) своевременную уборку и организацию вывоза, размещения мусора, уличного смета, отходов в отведенных местах; б) своевременную посыпку участков прохода и подхода к объектам торговли (магазинам, нестационарным торговым объектам, рынкам), иным организациям противогололедными материалами; в) своевременную очистку от снега и льда тротуаров, проездов и пешеходных дорожек с грунтовым и твердым покрытием, а также вывоз снега; г) надлежащее содержание и своевременную уборку контейнерных площадок, контейнеров и бункеров, территории, непосредственно прилегающей к указанным объектам; д) надлежащее содержание и ремонт малых архитектурных форм, в том числе детских площадок, иного игрового оборудования (игровых элементов).
Пунктами 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации".
Часть 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) также указывает на такую обязанность: лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
При этом в пункте 37 статьи 1 ГрК РФ дается понятие прилегающей территории как территории общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 16 и 17 части 2 статьи 1 Закона Калужской области от 22.06.2018 N 362-ОЗ "О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области", Правила благоустройства территории городского и сельского поселения, городского округа могут регулировать в соответствии с законодательством вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом Калужской области.
В связи с этим решением Обнинского городского Собрания утверждены Правила благоустройства.
В оспариваемом постановлении комиссии указано на пункты Правил благоустройства (пункты 3.1, 4.1, 4.2, 4.6), которые были нарушены (не соблюдены) обществом.
Тот факт, что территория по адресам, указанным в постановлении комиссии, находится на обслуживании у управляющей организации - общества, был подтвержден в заседании комиссии не только информацией с официального сайта www.reformagkh.ru, но и не отрицался защитником общества.
Земельные участки по адресам, указанным в постановлении комиссии, сформированы, что видно из Публичной кадастровой карты (https://публичнаякадастроваякарта.рф/), придомовые и прилегающие к домам территории по этим адресам законодательно определены и оформлены.
Границы прилегающих территорий по адресам, указанным в постановлении комиссии, были определены в соответствии со схемами границ прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам с расположенными на них зданиями (строениями, сооружениями), которые утверждены решением Обнинского городского Собрания от 27.11.2018 N 05-47 "О дополнении правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Город Обнинск", утвержденных решением Обнинского городского Собрания от 24.10.2017 N 02-33" в соответствующих приложениях.
Данные схемы в числе прочих документов и материалов приложены к акту обследования прилегающих территорий к многоквартирным домам от 30.01.2019, которым были зафиксированы факты нарушения требований Правил благоустройства города Обнинска.
При этом само общество не отрицает, что указанные территории относятся не к придомовым, а к прилегающим территориям.
Таким образом, по справедливому суждению суда первой инстанции, общество было по праву привлечено к административной ответственности за нарушение требований правил благоустройства территории муниципального образования, а эти требования основаны на действующем федеральном законодательстве.
Вывод о возможности возложения на собственников объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам в соответствии со статьей 55.25 ГрК РФ, подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2019 N 19-АПА19-1.
К доказательствам совершения обществом административного правонарушения, помимо перечисленных выше акта обследования прилегающих территорий к указанным в акте многоквартирным домам от 30.01.2019, схем границ прилегающих территорий к этим домам, информации с официального сайта www.reformagkh.ru о том, что территория по адресам, указанным комиссией в постановлении, находится на обслуживании у общества, что не оспаривал его защитник, относятся также информация о погодных условиях на 29.01.2019, 30.01.2019 с сайта www.pogoda1.ru/obninsk, фототаблица к акту от 30.01.2019 с фотографиями выявленных нарушений, а также протокол об административном правонарушении от 08.02.2019.
Следует отметить, что общество привлечено к административной ответственности за невыполнение последним лежащих на нем обязанностей, закрепленных в нарушенных им Правилах благоустройства города Обнинска. Как уже отмечено выше, данные обязанности основаны на приведенных нормах федерального законодательства, в которых речь идет не о содержании придомовой территории как части общего имущества многоквартирного дома, а о содержании прилегающей к таким домам территории как части территории общего пользования.
Общество является лицом, привлекаемым собственниками квартир в многоквартирных домах в качестве лица, ответственного за эксплуатацию здания, строения, сооружения, обязано принимать участие в содержании прилегающих территорий в соответствии с Порядком участия собственников и (или) иных законных владельцев зданий (помещений в них), строений и сооружений, земельных участков в благоустройстве прилегающих территорий, закрепленным в Разделе 4 Правил благоустройства.
Из пункта 1.2 Правил благоустройства следует, что они устанавливают единые требования к обеспечению надлежащего содержания городских территорий, содержания зеленых насаждений, содержания животных на территории муниципального образования "Город Обнинск" и являются обязательными для исполнения юридическими лицами всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Следовательно, Правила благоустройства обязательны для соблюдения вне зависимости от того, является ли деятельность субъекта права лицензируемой.
Как явствует из постановления комиссии, объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение (невыполнение) норм законодательства, действующего в сфере благоустройства городских территорий муниципального образования "Город Обнинск".
Соответственно, объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере благоустройства городской территории.
Следует заметить, что норма, закрепленная в статье 1.1 Закона N 122-ОЗ, является действующей и вполне конкретна по своему содержанию, поскольку, являясь бланкетной по своей конструкции, она отсылает к определенным нормативным правовым актам, в данном случае к Правилам благоустройства.
Наличие в законодательстве субъекта Российской Федерации норм подобного содержания не противоречит федеральному законодательству, что подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 N 304-АД18-25209.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции правомерно не принят довод общества о том, что исходя из правил формальной логики, последнее подвергнуто административному наказанию за исполнение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, что является нарушением статьи 1.2, части 1 статьи 1.5, части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющимися в материалах административного дела фотографиями достоверно подтверждено, что на находящейся в зоне ответственности общества прилегающей территории не произведена своевременная уборка снега.
Между тем, обществом не представлены доказательства, подтверждающие то, что им предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения рассматриваемого административного правонарушения.
С учетом указанного, суд области пришел к правильному выводу о том, что постановлением комиссии на общество правомерно возложена административная ответственность по пункту 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, а именно, за нарушение соответствующих указанных в постановлении пунктов Правил благоустройства города Обнинска, которые приняты с учетом положений Закона Калужской области от 22.06.2018 N 362-ОЗ "О благоустройстве территорий муниципальных образований Калужской области"; указанные положения акта органа местного самоуправления и закона субъекта Российской Федерации не противоречат требованиям Закона N 131-ФЗ и ГрК РФ; материалами административного дела на основе необходимой и достаточной совокупности доказательств установлено событие и состав административного правонарушения, доказана вина общества в его совершении.
Соблюдение процедуры и срока давности привлечения общества к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протоколов об административных правонарушений и принятие постановлений о привлечении к административной ответственности установлено судом на основании имеющихся в материалах дела документов.
Довод общества о том, что из оспариваемого постановления не ясно, в рамках каких именно процедур было проведено обследование территорий города на предмет соблюдения нормативного правового акта органа местного самоуправления и что фактически членами комиссии были безосновательно проведены в отношении общества мероприятия по муниципальному контролю, определяемому на основании статьи 20 ЖК РФ, подлежит отклонению на основании следующего.
Комиссия, созданная в соответствии с постановлением администрации города Обнинска от 31.01.2013 N 109-п (с последующими изменениями) в соответствии с Законом Калужской области от 04.07.2002 N 133-ОЗ "О создании административных комиссий" (далее - Закон N 133-ОЗ), не является органом муниципального контроля.
В пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) дано понятие муниципального контроля, под которым понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствий с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Структура органов местного самоуправления закреплена в статье 34 Закона N 131-ФЗ, согласно которой структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.".
В соответствии со статьей 11 Устава муниципального образования "Город Обнинск", утвержденного решением Обнинского городского Собрания от 04.07.2006 N 01-24, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава городского самоуправления, исполнительно-распорядительный орган, контрольно-счетный орган.
Представительным органом местного самоуправления является городское Собрание, избираемое населением города.
Высшим должностным лицом в системе местного самоуправления является глава городского самоуправления, избираемый из состава депутатов Обнинского городского Собрания, и являющийся председателем городского Собрания.
Исполнительно-распорядительным органом города Обнинска является администрация города.
Контрольно-счетным органом местного самоуправления является Контрольно-счетная палата, формируемая городским Собранием.
Из приведенных выше норм законодательства явствует, что комиссия не является органом местного самоуправления.
Статус комиссии определен статьей 3 Законом N 133-ОЗ, согласно которой административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена Законом Калужской области "Об административных правонарушениях в Калужской области, а ее компетенция - статьей 5, из которой следует, что административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена законами Калужской области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях административные комиссии:
- истребуют сведения, необходимые для разрешения дел;
- вызывают лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;
- применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- осуществляют иные действия.
Следовательно, проведенная 30.01.2019 уполномоченными лицами с участием члена комиссии проверка состояния общего благоустройства прилегающих внутридворовых территорий муниципального образования "Город Обнинск" по указанным в оспариваемом постановлении адресам многоквартирных жилых домов на предмет соблюдения Правил благоустройства, в результате которых были выявлены нарушения требований указанных Правил благоустройства, на основании чего обжалуемым постановлением общество было привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ, не является проверкой, проводимой в рамках муниципального контроля и не подпадает под сферу действия норм Закона N 294-ФЗ.
Члены комиссии проверяли выполнение управляющей организацией своих обязанностей, вытекающих из требований законодательства, регламентирующего уборку территории муниципального образования, что не предполагает проверку хозяйственной деятельности общества.
Довод общества о том, что комиссии при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении общества следовало исключить из своего состава члена комиссии Пинчугину Ю.В. по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 25.12 и пункта 2 части 1 статьи. 29.2 КоАП РФ, также подлежит отклонению, поскольку член комиссии Пинчугина Ю.В., если и заинтересована в разрешении дела, то, как и любой другой член административной комиссии не лично, прямо или косвенно, а в силу указанных выше законов: Закона N 133-ОЗ и Закона N 122-ОЗ, наделивших членов комиссии правом на составление протоколов об административных правонарушениях и правом участия в заседаниях комиссии как коллегиального органа. При этом ни в вышеназванных законах субъекта Российской Федерации, ни в КоАП РФ не предусмотрено ограничение права на участие в заседании комиссии для члена комиссии, который составлял протокол об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что все указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований, названных в части 2 статьи 211 АПК РФ, для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Приведенный подход согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 14.11.2019 N 310-ЭС19-20242.
Аргумент заявителя апелляционной жалобы о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению судом общей юрисдикции, судебная коллегия считает несостоятельным в связи со следующим.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях подведомственны арбитражному суду, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к его компетенции.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Определяющим моментом отнесения того или иного спора к компетенции арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требований.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40), порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
К числу указанных исключений (нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда) рассматриваемое правонарушение не относится.
На основании изложенного обязанность ООО УК "МКД" по своевременной уборке прилегающей территории от снега связана с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, в связи с чем правовые основания для вывода о неподведомственности спора арбитражному суду отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.07.2019 по делу N А23-2382/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2382/2019
Истец: ООО Жилищно-коммунальное управление, ООО УК МКД
Ответчик: Административная комиссия городского округа "Город Обнинск", административной комиссии городского округа "Город Обнинск", Администрация (исполнительно-распорядительный орган) городского округа Город Обнинск