город Омск |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А81-3506/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13642/2019) Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.08.2019 по делу N А81-3506/2019, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" (ИНН 8911010671, ОГРН 1168901054266) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска (ИНН 8905048846, ОГРН 1108905001897) о взыскании 7 483 206 руб. 52 коп.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" - Кирилловой Н.А. (по доверенности б/н от 05.04.2019);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" (далее - ООО "РЖК", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска (далее также управление) о взыскании 7 483 206 руб. 52 коп., из которых: 7 069 526 руб. 55 коп. убытки, 413 679 руб. 97 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.08.2019 по делу N А81-3506/2019 с управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска в пользу ООО "РЖК" взысканы убытки в сумме 7 069 526 руб. 55 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 57 076 руб. 14 коп. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель настаивает на наличии оснований для приостановления выплаты субсидии. При этом управление указывает на то, что с учетом положений Порядка предоставления субсидии, уполномоченный орган исходит из того, что в случае выявления нарушений в виде нецелевого использования бюджетных средств в 2018 году предыдущих периодов (за 2017 год) перечисление субсидии в 2018 году приостанавливается до момента возврата суммы субсидии, использованной не по целевому назначению. Ответчик считает необоснованным и не соответствующим действующему муниципальному нормативному правовому акту и соглашению о предоставлении субсидии, заключенному по соглашению сторон вывод суда первой инстанции о том, что основанием для приостановления выплаты за 2018 год служат нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств в рамках указанных отчетных периодов.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "РЖК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель ООО "РЖК" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "РЖК" является организацией по управлению многоквартирными домами, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и многоквартирных домах (далее - МКД), расположенных на территории муниципального образования город Ноябрьск.
На основании открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного Администрацией города Ноябрьск, ООО "РЖК" было выбрано для оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества в муниципальном специализированном жилищном фонде (общежитиях), а также в жилищном фонде, имеющем до 01.03.2005 статус муниципального специализированного жилищного фонда (общежитие), на территории муниципального образования город Ноябрьск.
В целях возмещения недополученных доходов от оказания таких услуг и выполнения работ по тарифам, установленным по соответствующему жилому фонду ниже экономически обоснованных и не обеспечивающих возмещение издержек, между ООО "РЖК" и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска (уполномоченный орган) заключено соглашение от 01.02.2018 N 3/2018-с о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования города Ноябрьска в 2018 году на возмещение недополученных доходов.
Согласно пункту 3.1 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оказание услуг и выполнение работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в муниципальном специализированном жилищном фонде (общежитиях), а также в жилищном фонде, имеющем до 01 марта 2005 года статус муниципального специализированного жилищного фонда (общежитие), на территории муниципального образования город Ноябрьск по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утв. Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 25.05.2017 N П-336 (далее - Порядок N 336).
Пунктом 2.1 соглашения установлено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными уполномоченному органу как получателю средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск на вышеуказанные цели в размере 10 031 659 руб. 70 коп. Плановый расчет размера субсидии на 2018 год содержится в приложении N 4 к соглашению.
На основании пункта 3.4.1 соглашения, получатель субсидии ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляет в уполномоченный орган заявку на финансирование суммы субсидии по форме согласно приложению N 5 к соглашению, акт определения фактической суммы субсидии за отчетный месяц по форме согласно приложению N 6 к соглашению.
Уполномоченный орган в течение 5-ти рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 3.4.1 соглашения, осуществляет их проверку и согласование (пункт 3.4.2 соглашения).
Для перечисления суммы денежных средств получателю субсидии уполномоченный орган в течение 3-х рабочих дней со дня согласования документов, указанных в пункте 3.4.1 соглашения, направляет в департамент финансов Администрации города заявку на финансирование суммы субсидии, подписанный получателем субсидии и согласованный уполномоченным органом акт определения фактической суммы субсидии за отчетный месяц (пункт 3.4.3 соглашения).
Соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон с 01.01.2018 по 31.10.2018. В части финансовых обязательств соглашение действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему (пункт 6.2 соглашения).
Как указывает истец, в 2018 году ООО "РЖК" в полном объеме оказаны услуги и выполнены работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в муниципальном специализированном жилищном фонде (общежитиях), а также в жилищном фонде, имеющем до 01.03.2015 статус муниципального специализированного жилищного фонда (общежитие) на территории муниципального образования город Ноябрьск.
Ответчик произвел выплату субсидий по соглашению за период январь-апрель 2018 года в сумме 4 002 898 руб. 73 коп.
Акты определения фактической суммы субсидии за период по октябрь 2018 года и заявки на финансирование суммы субсидии были направлены истцом ответчику с нарушением срока, установленного пунктом 3.4.1 соглашения, письмами от 23.07.2018 N 15-22/2018, от 03.12.2018 N 171/2018.
Ответчик в письме от 14.12.2018 N 2734/102-100-07-и сообщил, что представленные истцом документы оставлены без рассмотрения, дальнейшее перечисление субсидии не произведено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "РЖК" в арбитражный суд с соответствующим иском.
26.08.2019 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки судебного акта в части не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено лишь в пределах доводов апелляционной жалобы (в части взыскания убытков).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчика в отзыве на иск указал, что выплата субсидии приостановлена на основании пунктов 4.1, 4.3 Порядка N 336 и пункта 4.1.8 соглашения.
Согласно пункту 4.1 Порядка N 336 на ответчика возложены полномочия по проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателю субсидии.
В силу пункта 4.3 Порядка N 336 и пункта 4.1.8 соглашения, основаниями приостановления перечисления субсидии являются:
- наличие недостоверной и (или) неполной информации в документах, предоставляемых в УЖКХТЭС получателем субсидии;
- нарушение получателем субсидии сроков представления информации и отчетности, в том числе несоответствие представленных документов установленным требованиям или непредставление документов;
- выявление нарушений в виде нецелевого использования бюджетных средств, в том числе предыдущих периодов. Перечисление субсидии приостанавливается до момента возврата суммы субсидии, использованной не по целевому назначению.
Заявляя о приостановлении выплаты субсидии за спорный период 2018 года, ответчик ссылается на результаты проверки целевого использования истцом субсидии за 2017 год, согласно которым истцу направлено уведомление о возврате суммы субсидии в размере 5 138 742 руб. 90 коп. в связи с нецелевым использованием субсидии за 2017 год.
Ответчик указывает, что выявленные нарушения не устранены, возврат субсидии за 2017 год истцом не был произведен, требование о возврате субсидии не оспорено в судебном порядке, в связи с чем уполномоченный орган полагает требование истца о возмещении субсидии за спорный период 2018 года не подлежащим удовлетворению.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции отношения сторон, касающиеся выплаты и возврата субсидии на 2017 год, регулируются отдельным соглашением сторон от 05.10.2017 N 101/2017-9.
Исходя из буквального толкования пункта 4.3. Порядка N 336 в совокупности с пунктами 3.4, 3.4.1, 4.1.8, 6.2 соглашения сторон о выплате субсидии на 2018 год, отчетным периодом по данному соглашению является месяц, периодом выплаты и сроком действия соглашения - период с января по октябрь 2018 года, соответственно, основанием для приостановления выплаты за 2018 год служат нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств в рамках указанных отчетных периодов.
Из пояснений истца следует, что спор относительно выплаты (возврата) субсидии за 2017 год по соглашению от 05.10.2017 N 101/2017-9 на разрешение суда не передавался.
В рамках настоящего дела с учетом предмета и основания заявленного иска, условий соглашения от 01.02.2018 N 3/2018-с о предоставлении субсидии на 2018 год, проверка обоснованности требования уполномоченного органа о возврате субсидии за 2017 год не является предметом судебного исследования.
На наличие нарушений в отчетных периодах 2018 года ответчик не ссылается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основание для неосуществления выплаты за спорный период 2018 года, на которое указывает ответчик в отзыве на иск, не может быть признано обоснованным, соответствующим условиям соглашения сторон на 2018 год.
Как установлено судом, документы по факту оказания истцом услуг и выполнения работ за спорный период, предусмотренные соглашением на 2018 год, в адрес ответчика поступили.
В определениях от 05.06.2019, 25.07.2019 суд предлагал ответчику представить доводы по размеру заявленных субсидий за 2018 год, контррасчет в случае несогласия с размером, указанным истцом, доводы по возражениям истца (в том числе, касающимся толкования условий пункта 4.1.8 соглашения на 2018 год).
Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не опроверг документы истца и его расчеты по размеру субсидии, подлежащей выплате за спорный период.
На основании изложенного суд первой инстанции руководствовался расчетами и обоснованиями истца, согласно которым общий размер субсидии за спорный период 2018 года составил 7 069 526 руб. 55 коп.
Оказание истцом услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества муниципального специализированного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, влечет возникновение на стороне истца убытков, которые подлежат возмещению истцу на основании статьи 15 ГК РФ, статей 69, 78 БК РФ.
Поскольку основание для приостановления выплаты субсидии на 2018 год ответчиком не подтверждено, размер заявленных истцом выпадающих доходов не опровергнут, требование истца о возмещении убытков подлежит удовлетворению в полном объеме.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела и не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.08.2019 по делу N А81-3506/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3506/2019
Истец: ООО "Региональная жилищная компания"
Ответчик: Управление Жилищно-Коммунального Хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьск