г. Пермь |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А71-6609/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания": Красноперов Д.В., паспорт, доверенность от 09 января 2019 года, диплом К N 86138 от 04 июня 2012 года;
от заинтересованного лица, Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 сентября 2019 года по делу N А71-6609/2019,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019, ОГРН 1151840003480)
к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики,
о признании незаконным и отмене предписания от 29.01.2019 N 03/4-01-275,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Городская УК", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания от 29.01.2019 N 03/4-01-275, вынесенного Главным управлением по государственному надзору Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 сентября 2019 года по делу N А71-6609/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что собственники помещений МКД по ул. Молодежная, 21 самостоятельно приняли решение о сборе средств на капитальный ремонт на расчетный счет ООО "Городская УК", протоколом общего собрания собственников от 21.09.2015 оформлено также решение оплачивать задолженность за ранее выполненные работы по капитальному ремонту с начислением в размере взносов за капитальный ремонт. Считает, что прошел срок исковой давности (29.01.2016 - день выдачи предписания), поэтому оснований для взыскания 382 650 руб. 76 коп. не имеется. Полагает, что положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации применимы к рассматриваемому случаю, поскольку в Жилищном кодексе Российской Федерации данный вопрос не урегулирован.
Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из представленных по делу доказательств, следует, что в связи с поступившим в управление обращением жителя многоквартирного дома N 21 по ул. Молодежная г.Ижевска (от 27.07.2018 N Б/2527 т.2 л.д. 4) с доводами о нарушении ООО "Городская УК" обязательных требований по формированию фонда капитального ремонта, на основании распоряжения управления от 02.08.2018 N 03/4-01-183 в отношении ООО "Городская УК" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения владельцем специального счета требований к формированию фонда капитального ремонта и сохранности денежных средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме N21 ул. Молодежная г. Ижевска (далее многоквартирный дом) (т.1 л.д. 26-27).
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:
1. в нарушение ч. 2 ст. 175 ЖК РФ ООО "Городская УК" списало 09.02.2018 денежные средства в размере 121 651,00 руб. со специального счета.
2. в нарушение ч.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО "Городская УК" не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере 532 240,12 руб.
3. в нарушение требований ч. 12 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО "Городская УК" не передало ООО УК "ГарантСервис" документы, связанные с открытием и ведением специального счета и документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета.
По результатам проверки составлен акт от 30.08.2018, ООО "Городская УК" выдано предписание от 30.08.2018 N 03/4-01-183 о выполнении в срок до 30.09.2018 следующих мероприятий (т.1 л.д.20-25):
1. Перечислить денежные средства, уплаченные в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 21 в размере 532 240,12 руб. на специальный счет в ПАО Сбербанк России.
2. Передать ООО УК "ГарантСервис" документы и информацию, связанные с сформированием фонда капитального ремонта.
На основании распоряжения управления от 05.10.2018 N 03/4-01-235 в отношении ООО "Городская УК" была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 30.08.2018 N 03/4-01183 (т.1 л.д.18-19), в ходе которой было установлено, что предписание не исполнено.
По результатам проверки составлен акт от 23.10.2018, ООО "Городская УК" выдано предписание от 23.10.2018 N 03/4-01-235 о выполнении в срок до 10.10.2018 следующих мероприятий (т.1 л.д.17):
1. Перечислить денежные средства, уплаченные в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 21 в размере 532 240,12 руб. на специальный счет в ПАО Сбербанк России.
2. Передать ООО УК "ГарантСервис" документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта.
На основании распоряжения управления от 25.12.2018 N 03/4-01-275 (т.1 л.д.13-14) в отношении ООО "Городская УК" была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 23.10.2018 N 03/4-01235, в ходе которой было установлено, что предписание не выполнено в полном объеме. В нарушении ч.1 ст. 170 ЖК РФ ООО "Городская УК" не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, 21.
По результатам проверки составлен акт от 29.01.2019 (т.1 л.д.10-11), ООО "Городская УК" выдано предписание от 29.01.2018 N 03/4-01-275 о выполнении в срок до 11.03.2018 следующих мероприятий (т.1 л.д.12):
1.Перечислить денежные средства, уплаченные в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, д.21 в размере 532 240,12 руб. на специальный счет в ПАО Сбербанк России.
Считая предписание от 29.01.2018 N 03/4-01-275 незаконным, ООО "Городская УК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65, часть 5 ст. 200 АПК РФ).
Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 588 от 29.12.2017, и является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно Положению о государственном жилищном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2013 N 608 утвержден порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1, 2 Порядка контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и контроль за обеспечением сохранности этих средств осуществляет Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
Контроль осуществляется в отношении владельцев специальных счетов, а также регионального оператора в отношении средств на капитальный ремонт, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора (п. 3 Порядка).
Предметом контроля является соблюдение владельцами специальных счетов и региональным оператором требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013 года N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики (далее - региональная программа капитального ремонта), и краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта в части целевого использования средств фондов капитального ремонта и обеспечения сохранности этих средств (п. 4 Порядка).
Таким образом, оспариваемый ненормативный акт принят заинтересованным лицом в пределах своих полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения предписания) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
На основании ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (ч. 4 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом в ч. 4 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что остаток денежных средств при закрытии специального счета перечисляется по заявлению владельца специального счета:
1) на счет регионального оператора в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта;
2) на другой специальный счет в случае замены владельца специального счета или кредитной организации на основании решения общего собрания собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета обязан подать заявление в банк о расторжении договора специального счета и перечислении остатка денежных средств в течение десяти дней после получения соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 20.05.2015 собственниками выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. Владельцем специального счета выбрано ООО "Городская УК". Кредитная организация, в которой открыт специальный счет - ОАО "МДМ Банк". 27.11.2015 ООО "Городская УК" в ОАО "МДМ Банк" открыт специальный счет N 40705810938130000726 (т.1 л.д. 28-31).
Актом проверки от 30.08.2018 N 03/4-01-183 установлено, что собственникам помещений многоквартирного дома производилось начисление платы по строке "капитальный ремонт*" в составе платы за жилое помещение, получателем которой являлось ООО "Республиканский расчетный центр" (платежный агент ООО "Городская УК").
Согласно представленному ООО "Городская УК" своду начислений за период 01.06.2015 по 20.08.2018 собственникам многоквартирного дома начислено взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 764 802,37 руб., оплачено в размере 187 074,90 руб.
Согласно пояснениям представителя ООО "Городская УК", поступившим в управление вх. N 7054 от 22.12.2016, денежные средства, поступившие по услуге "капитальный ремонт*" являются взносами на капитальный ремонт, начислено взносов 482 484,74 руб. (что соответствует представленному 21.08.2018 своду начислений по услуге "капитальный ремонт*" период с июня 2015 г. по ноябрь 2016 г.), оплачено 427132,69 руб.
Из пояснений общества и представленного 21.08.2018 свода начислений "взносы на капитальный ремонт*" за период июнь 2015 г. - август 2018 г. также следует, что собственникам МКД N 21 были сторнированы "взносы на капитальный ремонт*" в размере - 535 003,86 руб.
Таким образом, всего собственниками МКД N 21 по ул. Молодежная было оплачено "взносы на капитальный ремонт" и "взносы на капитальный ремонт*" в размере 722 078,76 рублей (187074,90+535003,86).
В соответствии с представленными заявителем копий платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт за период с июня 2015 г. по октябрь 2017 г., в период до июля 2016 г. начисление взносов на капитальный ремонт производилось по услуге "капитальный ремонт*" в общем платежном документе. С июля 2016 г. по октябрь 2017 г. начисление взносов на капитальный ремонт производилось по платежному документу с реквизитами специального счета. Согласно представленной ООО "Городская УК" информации, начисление взносов на капитальный ремонт с ноября 2017 г. не производилось.
Согласно выписке банка, предоставленной по запросу управления за период с 27.11.2015 по 12.08.2017 на специальный счет N 40705810938130000726 поступило денежных средств в размере 206 710,31 руб., из них: - 68247,80 руб. поступило от прежнего владельца специального счета АНО "Единый СПК" в связи с закрытием счета, - 3481,67 руб. -зачисленные проценты, - 118015,31 руб. - взносы на капитальный ремонт, поступившие от собственников за период с 15.03.2017 по 11.08.2017, -16965,53 руб. - взносы на капитальный ремонт, поступившие от Администрации города Ижевска, за муниципальные помещения.
При этом до 15.03.2017 взносы на капитальный ремонт от собственников помещений многоквартирного дома на специальный счет не поступали.
За период с июня 2015 г. до 15.03.2017 взносы от собственников поступали на расчетный счет ООО "Республиканский расчетный центр" (ИНН 1840026782) N 40702810068000003152, что подтверждается копиями платежных документов.
В связи с технической интеграцией счет N 40705810938130000726 был закрыт, открыт счет N 40705810162390000726, остаток денежных средств по счету N 40705810938130000726 в размере 206710,31 руб. переведен на счет N 40705810162390000726.
За период с 12.08.2017 по 09.08.2018 на специальный счет N 40705810162390000726 поступило денежных средств в размере 286 985,76 руб., из них: - 206710,31 руб. перевод остатка денежных средств со счета N 40705810938130000726, 71823,33 руб. взносы на капитальный ремонт, поступившие от собственников, 8452,12 руб. - зачисленные проценты.
09.02.2018 со специального счета списаны денежные средства в размере 121 651,00 руб. - предоплата по договору N 12-КР-Э от 02.02.2018.
Таким образом, ООО "Городская УК" не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, поскольку на специальный счет N 40705810162390000726 (ранее счет - 40705810938130000726) не поступили уплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт денежные средства в размере 532 240,12 руб. (722 078,76 руб. уплаченные собственниками взносы - 189 838,64 руб. поступившие на специальный счет взносы).
Обязанность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете обществом не исполнена. Владельцем специального счета в лице ООО "Городская УК" нарушены требования жилищного законодательства, и соответственно не обеспечена сохранность денежных средств на специальном счете фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Доказательств обратного ООО "Городская УК" суду не представило.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 17.08.2017 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в качестве управляющей компании и в качестве владельца специального счета выбрана управляющая организация ООО "УК ГарантСервис".
В связи с тем, что на момент проведения проверки, собственниками помещений было принято решение о выборе новой управляющей организации и владельца специального счета, управлением правомерно выдано ООО "Городская УК" предписание о перечислении денежных средств, уплаченных в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества собственниками помещений многоквартирного дома в размере 532240,12 руб. на специальный счет N 40705810468000000891 в ПАО Сбербанк России, владельцем которого является ООО "УК ГарантСервис".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных ст. 198, ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным и правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Апелляционный суд отмечает, что правила о сроке исковой давности предусмотрены главой 12 Гражданского кодекса РФ и применяются в гражданско-правовых отношениях при рассмотрении дел в порядке искового производства (главы 13 - 21 АПК РФ). В данном же случае дело рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ как по спору, вытекающему из публичных правоотношений. Сроки для оспаривания в рамках таких дел не являются сроками исковой давности, а являются специально установленными сроками на обращение в суд за обжалованием, правила о перерыве течения сроков исковой давности не применяются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 сентября 2019 года по делу N А71-6609/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6609/2019
Истец: ООО "Городская Управляющая Компания"
Ответчик: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики