город Томск |
|
5 декабря 2019 г. |
Дело N А45- 12328/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Павлюк Т.В.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М. рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью РУССКАЯ КУХНЯ, общества с ограниченной ответственностью ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС (N 07АП-10655/19), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.08.2019 по делу N А45-12328/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью РУССКАЯ КУХНЯ, общества с ограниченной ответственностью ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС к мэрии города Новосибирска, департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителей: Недбайкин А.В., представитель по доверенности от 22.0.2019, удостоверение;
от иных лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью РУССКАЯ КУХНЯ (далее - заявитель, ООО РУССКАЯ КУХНЯ) и общество с ограниченной ответственностью ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС (далее - заявитель, ООО ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС) обратились с заявлением о признании незаконным отказа мэрии города Новосибирска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в общую долевую собственность (письма от 11.03.2019 N 31/19/03230 и от 12.03.2019 N 31/19/03239).
Решением суда от 30.08.2019 суд признал незаконным отказ мэрии города Новосибирска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в собственность (письма департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 11.03.2019 N 31/19/03230 и от 12.03.2019 N 31/19/03239).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявители в апелляционной жалобе просят решение суда первой инстанции изменить, дополнив резолютивную часть решения следующим абзацем: Обязать мэрию города Новосибирска в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителям (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ). В обоснование жалобы ее податели указывают, на нарушение норм материального, процессуального права, полагают, что принятым судебным актом права и законные интересы заявителей не восстановлены.
Мэрия в письменных пояснениях, представленном в суд в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонила, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отзывы на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 АПК РФ не поступили.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение дела было отложено с 14.11.2019 на 05.12.2019.
В судебном заседании представитель заявителей доводы апелляционной жалобы поддержал.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные пояснения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
С заявлением о признании незаконным отказа мэрии города Новосибирска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в общую долевую собственность (письма от 11.03.2019 N 31/19/03230 и от 12.03.2019 N 31/19/03239) ООО РУССКАЯ КУХНЯ и ООО ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС обратились в порядке, регламентированном главой 24 АПК РФ.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ мэрии города Новосибирска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в собственность (письма департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 11.03.2019 N 31/19/03230 и от 12.03.2019 N 31/19/03239) не соответствует части 23 статьи 39.16, части 5 статьи 39.17, статье 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации и в этой связи подлежит признанию незаконным. В данном случае надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителей, допустимым с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание особенности рассмотрения споров в порядке, регламентированном положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является сам факт признания судом незаконности отказа мэрии города Новосибирска в предоставлении земельного участка в собственность.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания отказа мэрии города Новосибирска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в общую долевую собственность (письма от 11.03.2019 N 31/19/03230 и от 12.03.2019 N 31/19/03239) незаконным необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие отказа требованиям закона и нарушение этим отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявители являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 площадью 2 754 кв. м, адрес: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Большевистская.
В границах земельного участка расположено здание с кадастровым номером 54:35:074455:81, адрес: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Большевистская, дом 12.
Согласно данным единого государственного реестра недвижимости в здании расположены помещения с кадастровыми номерами 54:35:074455:82, 54:35:074455:83, 54:35:074455:84.
Помещение с кадастровым номером 54:35:074455:82 принадлежит на праве собственности ООО ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС, помещение с кадастровым номером 54:35:074455:83 принадлежит на праве собственности Кулакову Сергею Юрьевичу, помещение с кадастровым номером 54:35:074455:84 принадлежит на праве собственности ООО РУССКАЯ КУХНЯ.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу части 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. По правилам пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, в соответствии с которой исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений.
На основании указанных норм права собственники помещений в здании 20.08.2018 обратились в мэрию города Новосибирска с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.
В сентябре 2018 года были получены уведомления заинтересованного лица о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и необходимости подписания указанного проекта собственниками помещений.
Собственники помещений получили проект договора купли-продажи земельного участка N 18652, а также проект передаточного акта, подписали их, оплатили выкупную стоимость земельного участка, государственную пошлину за регистрацию права собственности и передали все документы заинтересованному лицу.
В ноябре 2018 года департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска вновь попросил подписать договор купли-продажи и передаточный акт в связи с тем, что со стороны заинтересованного лица договор и акт должен был подписать Кузнецов Юрий Анатольевич, который не успел этого сделать до своего задержания правоохранительными органами.
Собственники помещений вновь подписали проект договора купли-продажи и передаточный акт и передали его заинтересованному лицу.
Письмом от 20.11.2018 заинтересованное лицо сообщило собственникам помещений, что предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным в связи с принятием мэрией города Новосибирска решения об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд.
Поскольку сведения о принятии мэрией города Новосибирска решения об изъятии земельного участка на сайте мэрии города Новосибирска отсутствовали, соответствующее уведомление в адрес заявителей не направлялось, заявители в январе 2019 года обратились к заинтересованному лицу за разъяснением сложившейся ситуации.
Письмами от 08.02.2019 и от 11.02.2019 заявителям было сообщено о продлении срока рассмотрения обращений в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса.
Письмами от 11.03.2019 и от 12.03.2019 заинтересованное лицо сообщило, что в соответствии с разработанным проектом планировки и межевания территории земельный участок входит в границы территории планируемого размещения объекта улично-дорожной сети местного значения, в связи с чем предоставление его в собственность не представляется возможным.
Таким образом, по существу мэрия города Новосибирска отказала ООО РУССКАЯ КУХНЯ и ООО ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в общую долевую собственность.
Согласно части 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка. В силу части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ перечисляет основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Таким образом, при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату в порядке статьи 39.20 ЗК РФ уполномоченный орган обязан указать в нем одно из предусмотренных статьей 39.16 кодекса оснований.
В силу части 23 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят.
Порядок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован положениями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 4 которой в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Согласно части 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет; обеспечивают опубликование решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учёте прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в едином государственном реестре недвижимости. В случае если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
С учетом изложенного, оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с приведенными нормами законодательства, суд первой инстанции, принимая во внимание, отсутствие доказательств существования на момент рассмотрения обращения ООО РУССКАЯ КУХНЯ и ООО ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в общую долевую собственность решения органа местного самоуправления об изъятии этого земельного участка для государственных или муниципальных нужд (в период с 20.08.2018 по 12.03.2019), пришел к правомерному выводу о том, что отказ мэрии города Новосибирска в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 в собственность (письма департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 11.03.2019 N 31/19/03230 и от 12.03.2019 N 31/19/03239) не соответствует части 23 статьи 39.16, части 5 статьи 39.17, статье 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации и в этой связи подлежит признанию незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Судом установлено, что заявители просят обязать мэрию города Новосибирска в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3 и в срок не позднее пяти рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении указанного земельного участка, что в рассматриваемом случае с учётом конкретных обстоятельств дела невозможно, поскольку постановлением мэрии города Новосибирска от 17.04.2019 N 1417 утверждён проект планировки и проект межевания территории, ограниченной створом Октябрьского моста, улицей Зыряновской, полосой отвода железной дороги, створом Бугринского моста, береговой линией реки Оби, в Октябрьском и Первомайском районах, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 54:35:074455:3 входит в границы территории планируемого размещения объекта улично-дорожной сети местного значения, а согласно постановлению от 17.06.2019 N 2198 указанный земельный участок изъят для муниципальных нужд (в связи с обустройством автомобильной дороги).
Однако как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановления мэрии города Новосибирска от 17.04.2019 N 1417 и от 17.06.2019 N 2198 недействительными в установленном законом порядке не признаны, в связи, с чем суд первой инстанции правомерно указал, что при принятии решения не вправе игнорировать факт существования этих актов и обязан исходить из необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов.
С учетом изложенного, подлежит отклонению ссылка заявителей на то, что проект планировки территории, принятый 17.04.2019, и решение об изъятии земельного участка, принятое 17.06.2019 приняты после обращения заявителей в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
В данном случае надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителей, допустимым с учётом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание особенности рассмотрения споров в порядке, регламентированном положениями главы 24 АПК РФ, является сам факт признания судом незаконности отказа мэрии города Новосибирска в предоставлении земельного участка в собственность.
Довод заявителей о денежных потерях, составляющих разницу между рыночной стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью права аренды, подлежащей возмещению при изъятии земельного участка, не может служить основанием для понуждения органа местного самоуправления к заключению договора при рассмотрении спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 4.1 постановления мэрии города Новосибирска от 17.06.2019 N 2198 приняты меры по организации проведения оценки рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 54:35:074455:81, права аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:074455:3, а также подлежащих возмещению убытков.
Ссылка апеллянтов на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также верно отклонена, поскольку этот пункт разъясняет особенности рассмотрения споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность, в то время как в спорной ситуации собственники объекта недвижимого имущества уже владеют земельным участком на праве аренды.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона. Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителей не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателям жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.08.2019 по делу N А45- 12328/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью РУССКАЯ КУХНЯ, общества с ограниченной ответственностью ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью РУССКАЯ КУХНЯ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 30.09.2019 N 508.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью ФИРМА АЛЫЙ ПАРУС из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 30.09.2019 N 117.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12328/2019
Истец: ООО "РУССКАЯ КУХНЯ", ООО ФИРМА "АЛЫЙ ПАРУС"
Ответчик: МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, Кулаков Сергей Юрьевич, Мэрия г. Новосибирска, Недбайкин Алексей Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-516/20
05.12.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10655/19
30.08.2019 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-12328/19
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-12328/19
03.04.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-12328/19