г. Челябинск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А07-2340/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Аникина И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2019 по делу N А07-2340/2019.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к крестьянскому хозяйству Карагузина Рауфа Сахаутдиновича (далее - Карагузин Р.С., ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1 505 400 руб., полученных в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы (с учетом уточнения исковых требований, л.д. 66-68).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2019 (резолютивная часть от 18.09.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением не согласилось Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апеллянт полагает необоснованными выводы суда первой инстанции о непредставлении истцом доказательств нецелевого использования гранта, поскольку получателем гранта цели предоставления средств государственной поддержки не достигнуты, показатели результативности не выполнены. Причины неисполнения условий договора не имеют правового значения, а их негативные последствия могут быть возложены на бюджет посредством компенсации убытков, поскольку при заключении ответчиком договоров на приобретение кормораздатчика, молокопровода, охладителя молока, получателем гранта не проявлена должная осмотрительность и степень заботливости, позволяющая рассчитывать на надлежащее исполнение контрагентом обязательств по поставке товаров.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного разбирательства отказано на основании части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан (Министерство) и главой КХ Карагузин Р.С. (получатель гранта) заключен договор на оказание государственной поддержки в виде гранта N 07- СЖФ от 10.05.2016, согласно п.1.1 которого предметом договора является предоставление Министерством в 2016 году получателю гранта в соответствии с планом расходов по реализации бизнес-плана гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства в размере 3 929 400 руб. (л.д.9-11).
Согласно п. 2.4 договора N 07-СЖФ от 10.05.2016, получатель гранта обязуется предусмотреть условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы либо готовит предложения по заключению договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов; создать не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, ранее не осуществляющейся в данном хозяйстве, которое предусмотрено программой развития семейных животноводческих ферм с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий; фермерское хозяйство планирует реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы. При отсутствии в хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, то планируемое хозяйством поголовье сельскохозяйственных животных к развитию семейной животноводческой фермы не должно превышать: крупного рогатого скота -100 голов основного маточного стада молочного или мясного направления продуктивности, страусов, коз (овец) - 300 голов, свиней - 600 голов; реализовать бизнес - план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы с высокопродуктивным скотом и высокотехнологическим оборудованием по направлению деятельности (отрасли) животноводства, определенной программой, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет; оплачивать за счет собственных денежных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов; использовать грант и единовременную помощь в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; создать условия для организации не менее трех постоянных рабочих мест; осуществлять деятельность хозяйства не менее пяти лет после получения гранта; возвращать на лицевой счет Министерства денежные средства, образованные в результате экономии по фактическому исполнению договоров, заключенных с поставщиками товаров, работ и услуг, в размере 60 процентов от суммы образовавшейся экономии; не допускать необоснованного и несогласованного с Комиссией изменения плана расходов; представлять в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, отчет об использовании средств гранта.
В случае нецелевого использования полученного гранта осуществлять возврат полученных средств.
Обеспечить выполнение показателей результативности предоставленного гранта согласно приложению N 1 к договору и представлять в установленные сроки отчет об исполнении обязательств согласно приложению N 2 к договору.
Приложением N 1 к договору стороны согласовали показатели результативности предоставления гранта (л.д. 11), согласно которому полученная денежная сумма необходима для создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно: приобретение кормораздатчика КИС-8БМ с ЭВДУ - 1 шт., молокопровода на 50 голов "Унимилк" - 1 шт., охладителя молока "Gold Pool" - 1 шт., трактора МТЗ-1221.2 - 1 шт., пресс-подборщика ПРФ-145 - 1 шт., самопередвижного очистителя вороха ОВС-25 - 1 шт., нетелей черно-пестрой породы - 30 голов.
По результатам проведенной Счетной палатой Российской Федерации проверки эффективности использования в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года средств федерального бюджета, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, установлено, что по состоянию на 11.08.2018 11 КФХ, являющихся получателями грантов на развитие СЖФ не исполнили показатели результативности, соответствующие планам расходов. В результате проверки подлежат возврату, в том числе КХ Карагузиным Р.С., денежных средств в размере 1 566 546 руб. 60 коп. (л.д.19-21).
Актом выездной проверки целевого использования средств, выделенных в виде грантов из федерального бюджета и бюджета Республик Башкортостан от 28.05.2019 установлено, что КХ Карагузиным Р.С. оплата произведена наличными денежными средствами физическому лицу Рахматуллину Р.С. за кормораздатчик КИС-8БМ с ЭВДУ в размере 910 000 руб., молокопровод на 50 голов "Унимилк" в размере 450 000 руб., охладитель молока "Gold Pool" в размере 169 000 руб. На момент проверки кормораздатчик КИС-8БМ с ЭВДУ на сумму 910 000 руб., молокопровод на 50 голов "Унимилк" на сумму 450 000 руб., охладитель молока "Gold Pool" на сумму 169 000 руб. отсутствуют. Экономия средств гранта при приобретении очистителя вороха составила 48 000 руб. Рабочие места отсутствуют (л.д. 48-50)
Ссылаясь на нецелевое использование получателем гранта денежных средств и обязанность ответчика возвратить неиспользованный остаток гранта, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нецелевого использования средств гранта ввиду соблюдения ответчиком условий предоставления гранта в виде развития семейной животноводческой фермы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также развитие семейных животноводческих ферм утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 (действующий в период предоставления гранта).
Согласно пункту 9 Порядка предоставления грантов глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязан использовать грант по целевому назначению в соответствии с соглашением.
В соответствии с пунктом 22 Порядка контроль за целевым использованием гранта и единовременной помощи осуществляет Министерство.
В соответствии с п.18 Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 возврат гранта и единовременной помощи в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при их предоставлении, осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств начинающему фермеру направляется соответствующее письменное уведомление. Начинающий фермер в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
При отказе фермера от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Факт перечисления ответчику гранта в размере 3 929 400 руб., расходования ИП главой КХ Карагузиным Р.С. гранта на цели согласно плану расходов подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Согласно установленным показателям предоставления гранта (л.д.11), на сумму гранта предпринимателем планировалось приобретение кормораздатчика КИС-8БМ с ЭВДУ - 1 шт., молокопровода на 50 голов "Унимилк" - 1 шт., охладителя молока "Gold Pool" - 1 шт., трактора МТЗ-1221.2 - 1 шт., пресс-подборщика ПРФ-145 - 1 шт., самопередвижного очистителя вороха ОВС-25 - 1 шт., нетелей черно-пестрой породы - 30 голов.
Факт приобретения ответчиком нетелей чернопестрой породы 30 голов на сумму 1 500 000 рублей; пресс-подборщика ПС145 С стоимостью 379 650 рублей; погрузчик навесной фронтальный (грабли ГВН, вилы для сена) стоимостью 118 439,35 рублей; самопередвижной очиститель вороха ОВС-25 стоимостью 625 000 рублей; трактор МТЗ-82.1 стоимостью 1 315 000 рублей, подтвержден материалами дела и также не оспаривается (л.д. 76-78).
В целях приобретения кормораздатчика КИС-8БМ с ЭВДУ, молокопровода на 50 голов "Унимилк", охладителя молока "Gold Pool" ИП Карагузиным Р.С. заключены договоры купли-продажи товара от 14.02.2018 с Рахматуллиным Р.С., подписаны акты получения денежных средств на общую сумму 1 651 000 руб. (л.д. 27-35).
Постановлением следователя СГ Отдела МВД России по Благоварскому району от 30.10.2018 (л.д. 101-102), Карагузин Р.С. признан потерпевшим по уголовному делу N 11801800005000157, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, ввиду неисполнения продавцом обязательств по поставке оплаченного на сумму 1 651 000 руб. товара (л.д.101-104).
Таким образом, денежные средства предпринимателем направлены на выполнение показателей результативности предоставления гранта, в целях приобретения товара на развитие семейной животноводческой фермы.
Доводы подателя жалобы о нецелевом использовании ответчиком средств гранта в силу неисполнения показателей результативности, соответствующих планам расходов, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку сумма предоставленного предпринимателю гранта была использована в соответствии с целями предоставления государственной субсидии.
Показатели результативности в виде фактического наличия кормораздатчика КИС-8БМ с ЭВДУ, молокопровода на 50 голов "Унимилк" и охладителя молока "Gold Pool" не были достигнуты ответчиком по независящим от него обстоятельствам, вместе с тем, бюджетные средства использованы ответчиком по целевому назначению, а затраты, произведенные главой КХ, свидетельствуют о направлении средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы, что соответствует целям предоставления гранта.
Обязанность возврата гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. Вместе с тем при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, при этом достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта уменьшится.
С учетом изложенного, установив, что цели, изложенные в государственной программе частично достигнуты, при этом надлежащие доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования денежных средств в материалы дела не представлены, принимая во внимание, что субсидии в виде грантов предоставляются получателям на безвозмездной основе, применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Формальный подход при оценке порядка расходования предоставленной предпринимателю субсидии не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по созданию крестьянского фермерского хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки сельскохозяйственных производителей.
Таким образом, вопреки утверждениям подателя жалобы, основания для удовлетворения исковых требований Министерства у суда первой инстанции отсутствовали.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2019 по делу N А07-2340/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2340/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: КФХ КАРАГУЗИНА РАУФА САХАУТДИНОВИЧА
Третье лицо: Счетная палата РФ