город Омск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А70-8729/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13005/2019) ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "ТМН-Недра" Балашова Алексея Васильевича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.08.2019 по делу N А70-8729/2019, принятое по заявлению Департамента недропользования и экологии Тюменской области к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области,
третье лицо - ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "ТМН-Недра" Балашов Алексей Васильевич,
об оспаривании решения от 19.04.2019 N 7697А о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ТМН-Недра",
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области суд с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, инспекция) о признании недействительным решения от 19.04.2019 N 7697А о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ТМН-Недра" (далее - общество, ООО "ТМН-Недра").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ликвидатор ООО "ТМН-Недра" Балашов А.В.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.08.2019 по делу N А70-8729/2019 заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено решение инспекции от 19.04.2019 N 7697А о государственной регистрации ликвидации ООО "ТМН-Недра". На регистрирующий орган возложена обязанность после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов департамента путем восстановления ООО "ТМН-Недра" в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Не соглашаясь с принятым по делу решением, ликвидатор общества в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что судебный акт по делу N А70-1683/2019 не вступил в законную силу по состоянию на момент составления промежуточного и ликвидационного балансов предприятия, а также внесения в ЕГРЮЛ оспариваемой записи. Санкция в виде штрафа по постановлению о привлечении ООО "ТМН-Недра" к административной ответственности не могла расцениваться в момент проведения процедуры ликвидации в качестве кредиторской задолженности, равно и как заявитель не мог являться кредитором. Следовательно, по мнению третьего лица, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции должен был учесть, что наличие у ООО "ТМН-Недра" неисполненного обязательства вступившим в законную силу судебными актами не подтверждено. С указанными обстоятельствами ликвидатор связывает основания для отмены состоявшегося по настоящему делу судебного акта.
В письменном отзыве на жалобу департамент просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция в письменном отзыве на жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, выражая несогласия с доводами третьего лица.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От департамента поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из протокола общего собрания участников ООО "ТМН-Недра" (ОГРН 1187232017741) от 18.12.2018 N 4 следует факт принятия решения о ликвидации общества, в связи с чем в инспекцию направлено заявление о ликвидации юридического лица.
17.01.2019 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии ООО "ТМН-Недра" решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
30.01.2019 сообщение о ликвидации опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" часть 1 N 4 (720).
11.04.2019 в ЕГРЮЛ внесены сведения о промежуточном ликвидационном балансе общества (государственный регистрационный номер записи 2197232206521). В соответствии с ликвидационным балансом кредиторская задолженность у общества на отчетную дату отсутствует.
12.04.2019 ликвидатором общества Балашовым А. В. представлены документы для государственной регистрации юридического лица ООО "ТМН-Недра" (ОГРН 1187232017741 ИНН 7203453979) в связи с его ликвидацией.
19.04.2019 регистрирующим органом принято решение N 7697А о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "ТМН-Недра" в связи с его ликвидацией (государственный регистрационный номер записи 2197232220722).
19.04.2019 заинтересованным лицом в ЕГРЮЛ внесена запись N 2197232221020 о прекращении деятельности ООО "ТМН-Недра" в связи с ликвидацией такового.
Заявив о том, что решение инспекции от 19.04.2019 N 7697А не основано на законе, департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, что явилось поводом для обращения ликвидатора общества в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предъявленные департаментом требования мотивированы наличием кредиторской задолженности у ООО "ТМН-Недра" перед заявителем. Так, постановлением департамента от 19.12.2018 N 63гн/18 общество привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа в размере 800 000 руб.
По утверждению заявителя, несмотря на указанное обстоятельство ликвидатором общества в инспекцию подано заявление о государственной регистрации ликвидации ООО "ТМН-Недра".
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Сроки и порядок ликвидации юридического лица установлены статьей 63 ГК РФ, в соответствии с которой ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
На основании пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Публикация в органах печати сведений о ликвидации юридического лица в порядке, определенном абзацем первым пункта 1 статьи 63 ГК РФ с целью заявления кредиторами требований, не освобождает ликвидатора общества от принятия мер по выявлению кредиторов в самостоятельном порядке.
При добровольной ликвидации обязанность по выявлению кредиторов возложена на должника, который должен в соответствии со статьей 63 ГК РФ принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику.
В том случае, если при ликвидации юридического лица нарушены права кредиторов, в частности, они не уведомлены о ликвидации и их требования к должнику не учтены, такая ликвидация является незаконной.
В соответствии с правилами пункта 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Судом апелляционной инстанции усматривается, что постановлением департамента от 19.12.2018 N 63гн/18 ООО "ТМН-Недра" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (часть 2 статьи 208 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Не вступившее в законную силу постановление от 19.12.2018 N 63гн/18 оспорено обществом в Арбитражном суде Тюменской области. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.03.2019 по делу N А70-1683/2019 в удовлетворении заявления отказано.
29.03.2019 на решение по делу N А70-1683/2019 поступила апелляционная жалоба ООО "ТМН-Недра". Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 по делу N А70-1683/2019 производство по апелляционной жалобе ООО "ТМН-Недра" прекращено в связи с ликвидацией указанного лица.
Решение суда от 26.03.2019 по делу N А70-1683/2019 вступило в законную силу.
Возражая против удовлетворения заявления департамента, ликвидатор общества утверждает, что не вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности не свидетельствует о том, что департамент является кредитором общества.
В силу пункта "б" части 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (часть 5 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ).
Предусмотренные Федеральным законом N 129-ФЗ механизмы защиты интересов кредиторов подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.
11.04.2019 в ЕГРЮЛ внесены сведения о промежуточном ликвидационном балансе общества; 12.04.2019 ликвидатором ООО "ТМН-Недра" Балашовым А.В. в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ТМН-Недра" в связи с ликвидацией.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в настоящем случае ликвидатором нарушены положения Федерального закона N 129-ФЗ, поскольку уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "ТМН-Недра" направлено в инспекцию до вступления в законную силу решения от 26.03.2019 по делу N А70-1683/2019, в рамках которого рассматривался вопрос о законности привлечения организации к административной ответственности и наложения административного штрафа.
Требования, предъявленные в рамках дела N А70-1683/2109 предполагают влияние на имущественную сферу ликвидируемого общества и подлежат при наступлении указанных выше условий отражению в бухгалтерском балансе, что влечет изменение промежуточного ликвидационного баланса.
Регламентированная законом процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В силу положений пункта "б" части 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ ликвидатор ООО "ТМН-Недра" не имел права представлять в инспекцию промежуточный ликвидационный баланс ранее вступления в законную силу судебного акта от 26.03.2019 по делу N А70-1683/2019.
Статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица допускается только при подтверждении достоверности сведений о соблюдении установленного федеральным законом порядка ликвидации. Достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации юридического лица является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица не может быть признано законным.
Действующим в сфере спорных отношений правовым регулированием на регистрирующий орган не возлагается обязанность по проверке достоверности сведений в документах, представленных на государственную регистрацию; ответственность за достоверность сведений несет лицо, представляющее данные сведения.
Между тем, с учетом установленных по делу обстоятельств формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не может служить доказательством законности процедуры ликвидации ООО "ТМН-Недра".
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно не усмотрены основания для принятия решения от 19.04.2019 N 7697А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ТМН-Недра" в связи с ликвидацией.
Удовлетворив заявление департамента, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ликвидатора общества признаков нарушения положений Федерального закона N 129-ФЗ отклоняются как не основанные на номах права.
При разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, а также не допущено нарушений процессуального законодательства. Безусловные основания для отмены обжалуемого судебного акта коллегией также не усматриваются.
Апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная в связи с подачей апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1 350 руб. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату ликвидатору.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "ТМН-Недра" Балашова Алексея Васильевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.08.2019 по делу N А70-8729/2019 - без изменения.
Возвратить Балашову Алексею Васильевичу из федерального бюджета 1 350 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку от 11.10.2019 на сумму 1 500 руб. (номер документа: 933632).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8729/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области
Третье лицо: ООО Ликвидатор "ТМН-Недра" А.В. Балашов