г. Вологда |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А66-4146/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Моисеевой И.Н. и Фирсова А.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ДОМОРЕМОНТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-3" и акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 августа 2019 года по делу N А66-4146/2019,
установил:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ДОМОРЕМОНТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-3" (ОГРН 1076908001807, ИНН 6908010533; адрес: 171151, Тверская область, город Вышний Волочек, улица Максима Горького, дом 11; далее - Управление) о взыскании 90 842 руб. 49 коп., в том числе 79 931 руб. 57 коп. долга за электрическую энергию, потребленную в мае 2018 года, и 10 910 руб. 92 коп. неустойки за период с 16.06.2018 года по 20.03.2019 с последующим ее начислением по день фактической уплаты долга.
В исковом заявлении в качестве третьего лица указано Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области.
Определением суда от 26.03.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 21.05.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 21.05.2019 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Региональная сетевая организация".
Решением суда от 23 августа 2019 года с Управления в пользу Общества взыскано 73 281 руб. 10 коп. долга и 9 683 руб. 39 коп. неустойки за период с 16.06.2018 по 20.03.2019, а также 3 319 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Обществу из федерального бюджета возвращено 1 366 руб. государственной пошлины.
Дополнительным решением от 11 октября 2019 года с Управления в пользу Общества взыскана законная неустойка, начисленная с 21.03.2019 по день фактического погашения долга.
Общество и Управление с решением суда не согласились, обратились с апелляционными жалобами.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части взыскания 73 281 руб. 10 коп. долга и 9 683 руб. 39 коп. неустойки, в иске отказать в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на истечение сроков поверки и эксплуатации значительного числа индивидуальных приборов учета, чьи показания принимались истцом при определении расхода электрической энергии на общедомовые нужды (далее - ОДН).
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Жалобу мотивирует необоснованным уменьшением судом размера обязательств ответчика по оплате энергии, поставленной на ОДН, на сумму отрицательной разницы между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальными приборами учета. Полагает, что обязанность произвести перерасчет объема отпущенной энергии возникает у истца в том периоде, когда буду представлены для этого документы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционные жалобы рассмотрены в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу Общества ее доводы отклонило.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы сторон не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, Общество в мае 2018 года в отсутствие надлежащим образом оформленного договора поставило Управлению электрическую энергию на ОДН многоквартирных домов, находящихся в управлении последнего.
Стоимость данной энергии составила 153 599 руб. 42 коп.
Поскольку оплата электрической энергии в полном объеме ответчиком не произведена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Поскольку поставка ресурса в данном случае осуществлялась в жилые дома, то к правоотношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Частью 2 статьи 162 данного Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
По общему правилу собственники помещений перечисляют управляющей компании плату за коммунальные услуги (части 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) в силу своего статуса обязана приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования электрической энергии на ОДН, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 154 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного ответчик, являясь управляющей организацией, на основании пункта 21.1 Правил N 124 обязан приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Факт поставки истцом в спорный период на объекты ответчика коммунального ресурса на ОДН последним не опровергнут.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса по договору, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле, представляющей собой разность между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Расчет объема поставленной энергии на ОДН истец произвел в соответствии с указанными нормами.
Информация о показаниях общедомовых приборов учета, объем индивидуального потребления электрической энергии жилыми и нежилыми помещениями подтверждены ведомостями электропотребления и ответчиком не опровергнуты.
Между тем, подпунктом "д" пункта 18 Правил N 124 предусмотрено, что исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации информацию, используемую для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
В силу подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Доказательств выполнения указанных обязанностей ответчик в материалы дела не представил.
Поскольку ответчиком надлежащим образом не опровергнуты расчетные данные истца, суд первой инстанции обоснованно признал их обоснованными.
Доводы Управления об истечении сроков поверки и эксплуатации большей части индивидуальных приборов учета со ссылкой на представленные в дело обходные листы, обоснованно не приняты судом во внимание.
В силу подпункта "д" пункта 81(12) Правил N 354 в случае истечения межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя.
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, в случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем. Такой порядок определения платы применяется не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (подпункт "а" пункта 59 Правил N 354).
По истечении указанного предельного количества расчетных периодов плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, в нежилое помещение - в соответствии с пунктом 43 Правил N 354 (пункт 60 Правил N 354).
Однако подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 также установлено, что плата за коммунальную услугу подлежит начислению с применением расчетного способа начиная с даты, когда наступили соответствующие события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили такие события.
Представленные в дело обходные листы составлены представителями сторон после спорного периода (в июне 2018 года) и сведений о том, когда у приборов учета истек межповерочный интервал, срок эксплуатации не содержат.
В соответствии с пунктом 85(1) Правил N 354 акт проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета должен быть подписан потребителем (его представителем). Между тем в представленных в дело обходных листах подписи потребителей отсутствуют.
При указанных обстоятельствах довод ответчика о том, что объем отпущенной потребителям в спорный период электрической энергии подлежал определению по нормативам, нельзя признать обоснованным.
Ссылка Управления в апелляционной жалобе на то, что, самостоятельно начисляя потребителям плату за коммунальную услугу по электроснабжению с использованием показаний индивидуальных приборов учета, Общество должно было располагать сведениями о сроках поверки и эксплуатации индивидуальных приборов учета, судебной коллегией не принимается, поскольку в силу подпункта "е(1)" пункта 31 и подпункта "а" пункта 82 Правил N 354 проверять состояние установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета обязан исполнитель коммунальных услуг.
Таким образом, в отсутствие доказательств того, что к моменту начисления потребителям за май 2018 года платы за коммунальную услугу по электроснабжению обстоятельства, необходимые для применения предусмотренных пунктами 59 и 60 Правил N 354 расчетных способов, наступили и Общество об этом было уведомлено, у суда не имелось оснований для отклонения расчета Общества, выполненного по показаниям индивидуальных приборов учета.
Также суд обоснованно при определении объема обязательства ответчика по оплате коммунального ресурса за исковой период учел отрицательный объем электроэнергии, потребленной на ОДН, в предыдущие периоды.
Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают требуемый Обществом перерасчет.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, если по итогам расчетного периода объем ресурса на общедомовые нужды имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде такой объем признается равным 0, но в следующем периоде (периодах), если объем ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН применительно к каждому конкретному многоквартирному дому.
Такой правовой подход приведен Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386 и в определении от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что в рамках настоящего дела у ресурсоснабжающей организации имеются основания для учета в исковом периоде отрицательного объема электроэнергии, потребленной на ОДН в предыдущих периодах, соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
В силу изложенного, суд обоснованно удовлетворил требования истца в сумме 73 281 руб. 10 коп.
Требование истца о взыскании с ответчика неустойки за период с 16.06.2018 года по 20.03.2019 с последующим ее начислением по день фактической уплаты долга разрешено судом в соответствии с положениями статьи 330 ГК РФ, абзацем десятым пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Суд откорректировал расчет неустойки, представленный истцом в твердой сумме, исходя из признанной обоснованной сумм долга, и определил к взысканию 9 683 руб. 39 коп. неустойки.
Разногласий арифметического характера по данному расчету у сторон не имеется.
Соответствующих доводов сторонами не заявлено.
У апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения взысканной судом суммы неустойки.
Таким образом, поскольку доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на их подателей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 августа 2019 года по делу N А66-4146/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ДОМОРЕМОНТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-3" и акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4146/2019
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" обособленное подразделение "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ООО "Доморемонтное управление-3"
Третье лицо: Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, ООО "Региональная сетевая организация"