г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А56-38847/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: Галкин С.В. по дов. от 29.12.2018
от ответчика: Николаева Ю.П. по дов. от 13.12.2018, Богодушко Д.А. по удостовер. ТО-05 N 0604
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23135/2019) АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2019 по делу N А56-38847/2019, принятое
по заявлению Акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным постановления
установил:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - Общество, заявитель, АО "Теплосеть Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, Ростехнадзор) от 15.03.2019 о назначении административного наказания N 19-19-1/6141-585/ПС, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 05.07.2019 суд изменил оспариваемое постановление от 15.03.2019 N 19-19-1/6141-585/ПС в части размера административного штрафа, уменьшив его размер до 150 000 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, заявление удовлетворить полностью. По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждается событие вмененного ему правонарушения, поскольку административным органом не установлено и не указано в постановлении, на какой именно участок теплосети отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Управления их отклонили по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
По факту размещения в средствах массовой информации сведений о коммунальной аварии, произошедшей ночью 24.01.2019 в 03.15 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, д. 74, Управлением направлен запрос в АО "Теплосеть".
По результатам анализа представленной информации, Управлением установлено, что авария произошла на участке трубопровода горячей воды Ду 150 от АК-1 в сторону АК-1, по адресу Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, д. 74. Вместе с тем, заключение экспертизы промышленной безопасности на указанный участок трубопровода у Общества отсутствует, в составе переданной по запросу Управления документации соответствующее заключение не представлено.
Установив приведенные обстоятельства, Управление 25.02.2019 составило в отношении Общества протокол N 19-19- 1/6141-511/ПТ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 15.03.2019 N 19-19-1/6141-585/ПС Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества события и состава вмененного ему правонарушения, заявленные требования удовлетворил частично, снизив размер штрафа.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Данный Закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии с Законом N 116-ФЗ разработаны и утверждены Приказом N 116 от 25.03.2014 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - ФНП).
Статьей 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (пункт 1).
Результатом проведения экспертизы, согласно пункту 4 статьи 13 Закона N 116-ФЗ, промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Как следует из письма АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" от 30.01.2019 N 52/617, коммунальная авария 24.01.2019 в 03 часа 15 минут произошла по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, д. 74. В графе таблицы "Сведения, характеризующие техническое устройство (трубопровод), использование которого привело к происшествию", Обществом указано следующее: группа 2 Т1/Т2 150/70 градусов Целься. Р1 16 кг/см2, Ду 150 мм. Кроме того, в пункте 6 таблицы приведены сведения о проведенных ремонтах и испытаниях, в том числе 17.06.2017 (гидравлические испытания), 17.08.2018, а также 24.01.2019 после произошедшей коммунальной аварии. В пункте 7 таблицы указано, что работы по проведению экспертизы промышленной безопасности по состоянию на 28.01.2019 не завершены.
Вместе с означенным письмом Обществом было представлено "Заключение экспертизы промышленной безопасности на трубопроводы тепловой сети (подающий и обратный), р/с Генерала Симоняка, участок от ТК-60 (р/с Ветеранов) до ТК-62а; р/с Маршала Казакова, участок от ТК-1 до ТК-7; р/с Новопроложенная, участок от ТК-28 (р/с Ветеранов) до ТК-9; р/с Подводника Кузьмина, участок от ТК-1а до ТК-18; р/с Приморская, участок от ТК-2а (р/с Маршала Жукова) до ТК-9; р/с Рихарда Зорге, участок от ТК-2 до УВ-1; р/с Солдата Корзуна, участок от ТК-46 (р/с Ветеранов) до ТК-53; р/с Южная перемычка, участок от ТК-1 до ТК-9 АО "Теплосеть Санкт-Петербурга"" от 29.09.2017 N 0063/14-17, выполненного ЗАО НДЦ НПФ "Русская лаборатория", и внесенного в реестр за N 19-ТУ-14214-2017.
Исследовав содержание названного Заключения от 29.09.2017 N 0063/14-17, Управление выявило нарушение обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта "Участок трубопроводов теплосети" (III класса опасности, peг. N А19-08540-0003), а именно: в нарушение требований статьи 9 Закона N116-ФЗ Обществом в установленном законом порядке не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности трубопровода горячей воды Ду 150 от АК-1 в сторону АК-1.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии в материалах административного дела сведений о конкретном участке трубопровода, в отношении которого отсутствует экспертиза промышленной безопасности, отклоняются судом.
Во-первых, техническое устройство (трубопровод), использование которого привело к происшествию, с указанием необходимых технических характеристик, в числе которых указан диаметр 150 мм, Общество самостоятельно обозначило в своем письме от 30.01.2019 N 52/617. При этом, Заключение N 0063/14-17 от 29.09.2017, также представленное Обществом, не содержит сведений о проведении экспертизы промышленной безопасности трубопровода диаметром 150 мм. Иных заключений, подтверждающих соблюдение требований промышленной безопасности, Общество не представило.
Во-вторых, Общество, являясь эксплуатантом опасного производственного объекта, на котором произошла коммунальная авария, и проведены гидравлические испытания после ремонта (л.д. 30), не может не располагать сведениями ни об объекте нарушения, ни о требованиях промышленной безопасности к этому объекту, учитывая также и сведения, отраженные в пункте 7 таблицы, приведенной в письме от 30.01.2019 N 52/617.
На основании изложенного, доводы Общества отклонены судом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии признаков малозначительности вмененного Обществу нарушения. Апелляционный суд не установил оснований для переоценки данного вывода, ввиду особой общественной опасности возможных неблагоприятных последствий несоблюдения требований промышленной безопасности.
Решение суда в части снижения размера штрафа Управлением не обжаловано, решение суда в данной части апелляционный суд находит соответствующим фактическим обстоятельствам дела и правилам применения положений частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2019 по делу N А56-38847/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38847/2019
Истец: АО "ТЕПЛОСЕТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору