город Ростов-на-Дону |
|
04 декабря 2019 г. |
дело N А01-1943/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26 сентября 2019 года по делу N А01-1943/2018
по иску Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям
к акционерному обществу "Газпром газораспределение Майкоп"
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к акционерному обществу "Газпром газораспределение Майкоп" (далее - общество, ответчик) о взыскании неустойки в размере 6 484 руб. 09 коп.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды газопровода в части внесения арендной платы.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.09.2019 комитету отказано в удовлетворении исковых требований.
Решение мотивировано тем, что правоотношения сторон по уплате арендных платежей в повышенном размере, установленным дополнительным соглашением от 13.10.2016 к договору аренды N 1 от 22.02.2014, изменились с момента заключения дополнительного соглашения. Стороны не указали на распространение действия дополнительного соглашения на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения, в связи с чем у комитета отсутствуют основания для начисления неустойки за период, предшествующий дате вступления дополнительного соглашения в силу.
Комитет обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанции о том, что стороны не указали на распространение действия дополнительного соглашения на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения, поскольку согласно условиям дополнительного соглашения от 13.10.2016, оно вступило в силу 01.06.2015.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, собственником газопровода высокого давления от АГРС п. Краснооктябрьский до п. Каменномостский (1-я, 2-я очереди) общей протяженностью 58 636,68 погонных метров, расположенного по адресу: Россия, Республика Адыгея, Майкопский район, п. Краснооктябрьский, п. Садовый, ст. Курджипская, х. Грозный, х. Причтовский, п. Цветочный, п. Первомайский, п. Каменномостский, является Республикка Адыгея, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 01АА N 336108 от 03.03.2011.
22.02.2014 между Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды N 1 недвижимого имущества, находящегося в казне Республики Адыгея, а именно недвижимого имущества - газопровода высокого давления от АГРС п. Краснооктябрьский до п. Каменномостский (1-я, 2-я очереди) общей протяженностью 58 636,68 погонных метров, расположенного по адресу: Россия, Республика Адыгея, Майкопский район, п. Краснооктябрьский, п. Садовый, ст. Курджипская, х. Грозный, х. Причтовский, п. Цветочный, п. Первомайский, п. Каменномостский.
Согласно пункта 2.2 договора окончание срока договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В соответствии с пунктом 5.2 договора аренды размер арендной платы за пользование имуществом определен в соответствии с отчетом об определении рыночной величины годовой арендной платы, составленным независимым оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
13.10.2016 между комитетом и обществом было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 1 от 22.02.2014. Дополнительное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно дополнительному соглашению стороны договорились изложить пункт 5.1 договора в новой редакции: "Размер ежемесячной арендной платы за пользование имуществом, указанным в пункте 1.1, составляет 28 383 руб. 79 коп. без учета НДС. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора аренды N 1 от 22.02.2014 и вступает в силу с 01.06.2015 (далее - дополнительное соглашение).
В соответствии с условиями дополнительного соглашения истец произвел начисление неустойки за неисполнение обязательств по договору аренды с 01.06.2015 на размер увеличенной арендной платы.
Претензией от 08.06.2018 N 05-2101 истец указал на нарушение условий договора аренды и предложил ответчику исполнить в добровольном порядке обязательства по внесению неустойки, начисленной за нарушение срока внесения арендной платы в соответствии с договором аренды N 1 от 22.02.2014.
Ответчиком претензионное требование не исполнено.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ситца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 5 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений пункта 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", достижение сторонами соглашения о применении к их отношениям, сложившимся до заключения договора, условий об обязанности арендатора по внесению арендной платы свидетельствует только о согласии арендатора оплатить фактическое использование имущества на условиях, предусмотренных договором аренды, и не означает, что непосредственная обязанность по их исполнению возникла у арендатора ранее заключения договора.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом, принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
Согласно пункту 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора.
Право аренды является обязательственным, а не вещным и возникает только после заключения соответствующего договора. При этом непосредственная обязанность сторон по исполнению условий договора аренды возникает у стороны не ранее заключения договора (пункт 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").
Кроме того, на основании пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, суд первой инстанции, приняв во внимание вышеизложенные нормы права, пришел к обоснованному выводу о том, что обязательства общества по оплате арендной платы в размере 28 383 руб. 79 коп. изменились с момента заключения сторонами дополнительного соглашения.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод истца о том, что согласно условиям дополнительного соглашения от 13.10.2016, оно вступило в силу 01.06.2015, поскольку данное условие не свидетельствует о том, что стороны распространили действие дополнительного соглашения на период, предшествующий его подписанию, указание даты вступления в силу ранее его заключения противоречит действующему гражданскому законодательству.
В условиях дополнительного соглашения стороны не указали на распространение действия дополнительного соглашения в части возможности начисления неустойки на увеличенный размер арендной платы на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал комитету в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки.
Апелляционной суд отмечает, что ответчиком в суде первой инстанции было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании неустойки в размере 586 руб. 30 коп. за период с 07.03.2014 по 10.07.2015. Между тем обстоятельство того, что судом не оценено заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в части требований, не привело к принятию неверного по существу решения, поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26 сентября 2019 года по делу N А01-1943/2018 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1943/2018
Истец: Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям
Ответчик: АО "Газпром газораспределение Майкоп"