г. Ессентуки |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А25-2621/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.09.2019 по делу N А25-2621/2019 (судья Биджиева Р.М.), принятое по заявлению государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900515833, ИНН 0901001747) о взыскании с муниципального казенного учреждения культуры "Межпоселенческое социально-культурное объединение" отдела культуры и ЦБС Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1120919000190, ИНН 0919003329) штрафа за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (далее - пенсионный фонд, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к муниципальному казенному учреждению культуры "Межпоселенческое социально-культурное объединение" отдела культуры и ЦБС Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - объединение) о взыскании штрафа за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года в сумме 1 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой пришел к выводу о том, что неполнота изначально направленных исходных сведений была выявлена и впоследствии устранена самим страхователем, в связи с чем, в рассматриваемом случае в действиях заинтересованного лица не имеется состава правонарушения, а у учреждения отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что данные по форме СЗВ-М представлены с нарушением установленного срока.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объединение зарегистрировано в качестве страхователя под регистрационным номером 008-004-008470 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, о чем свидетельствует Карточка юридического лица (т.1, л.д.12).
Объединением по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес учреждения представлены сведения о застрахованных лицах в количестве 31 человека по форме СЗВ-М за январь 2019 года - 07.02.2019 и за февраль 2019 года в количестве 32 человек по форме СЗВ-М - 11.03.2019.
Сведения о застрахованных лицах в количестве 31 человека по форме СЗВ-М за январь 2019 года получены учреждением - 07.02.2019 в 11-53, в материалы дела представлено извещение о доставке электронного документа (т.1, л.д.14).
Сведения о застрахованных лицах в количестве 32 человека по форме СЗВ-М за февраль 2019 года получены учреждением - 11.03.2019 в 14-37, в материалы дела представлено извещение о доставке электронного документа (т.1, л.д.23).
В соответствии с представленным в материалы дела протоколом проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, исходная форма сведений о застрахованных лицах (31 з/л) по форме СЗВ-М за январь 2019 была принята 11.02.2019 заявителем без разногласий (т.1, л.д.15).
Согласно представленному в материалы дела протоколу проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах (32 з/л) по форме СЗВ-М, исходная форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2019 была принята 12.03.2019 заявителем без разногласий (т.1, л.д.24).
В связи с наличием в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года ошибок (не были указаны сведения об 1 застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года), заинтересованное лицо по телекоммуникационным каналам связи - 28.03.2019 представило заявителю дополняющие формы сведений в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года (Багдади С.М.) с исправлением ранее допущенной ошибки (т.1, л.д.16, 25).
Сведения получены учреждением 28.03.2019, в материалы дела представлены извещения о доставке электронного документа (т.1, л.д.17, 26).
Согласно представленным в материалы дела протоколам проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года были приняты заявителем - 28.03.2019 без разногласий (т.1, л.д.18, 27).
Объединение по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью 28.03.2019 направило в адрес учреждения отменяющую форму сведений в отношений 1 застрахованного лица (Кипкеев М.Х.) по форме СЗВ-М за январь 2019 года (л.д.19).
Сведения получены учреждением 28.03.2019, в материалы дела представлены извещения о доставке электронного документа (т.1, л.д.20).
Согласно представленному в материалы дела протоколу проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, отменяющая форма сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2019 года была принята заявителем - 28.03.2019 без разногласий (т.1, л.д.21, 28).
Учреждением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь и февраль 2019 года по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
По результатам проверки учреждением выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года и составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.04.2019 N 008S18190001304 и от 17.04.2019 N 008S18190001305 (т.1, л.д.31,32).
Акты направлены по почте в адрес объединения 18.04.2019, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних почтовых отправлений со штампом органа почтовой связи (т.1, л.д.33-35).
В актах содержались уведомления страхователя о том, что рассмотрение материалов и актов проверки состоятся 22.05.2019 в 10-00.
Объединением возражения на акты проверки не были представлены.
По результатам рассмотрения актов проверки учреждением в отсутствие представителя страхователя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения материалов и актов проверки, вынесены решения от 22.05.2019 N 008S19190001063, от 22.05.2019 N 008S19190001062 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. (500 руб. х 1 застрахованного лица = 500 рублей, за январь 2019 года) и в размере 500 руб. (500 руб. х 1 застрахованного лица = 500 рублей, за февраль 2019 года) (т.1, л.д.36-37).
Учреждением в адрес страхователя были выставлены требования от 13.06.2019 N 008S01190001300 и от 13.06.2019 N 008S01190001299 об уплате в срок до 02.07.2019 финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (т.1, л.д.40-41).
Поскольку заинтересованное лицо в добровольном порядке не исполнило требования об уплате финансовых санкций от 13.06.2019 N 008S01190001300 и от 13.06.2019 N 008S01190001299, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как указано выше, объединением в адрес учреждения представлены исходные сведения о застрахованных лицах в количестве 31 человека по форме СЗВ-М за январь 2019 года - 07.02.2019 и за февраль 2019 года в количестве 32 человек по форме СЗВ-М - 11.03.2019, то есть с соблюдением срока, установленного Законом N 27-ФЗ.
В последующем, объединением самостоятельно была обнаружена ошибка в части неполноты изначально направленных сведений. С учетом этого 21.02.2019 страхователь представил пенсионному фонду дополняющие формы сведений в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года (Багдади С.М.) с исправлением ранее допущенной ошибки (том 1, л.д.16, 25).
Сведения получены учреждением 28.03.2019, в материалы дела представлены извещения о доставке электронного документа (т.1, л.д.17, 26).
Согласно представленным в материалы дела протоколам проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, дополняющие формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года были приняты заявителем 28.03.2019 без разногласий (т.1, л.д.18, 27).
Также 28.03.2019 объединение направило в адрес учреждения отменяющую форму сведений в отношений 1 застрахованного лица (Кипкеев М.Х.) по форме СЗВ-М за январь 2019 года (т.1, л.д.19).
Данные сведения также получены учреждением 28.03.2019, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела извещения о доставке электронного документа (т.1, л.д.20).
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Указанный в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок установлен для представления сведений по изначальной форме, в то время как положения Закона N 27-ФЗ не устанавливают предельных сроков представления дополняющей формы СЗВ-М, возможность представления которой предусмотрена пунктом 37 Инструкции N 766н. При этом пунктом 39 названной Инструкции прямо предусмотрено, что самостоятельное выявление ошибок и их исправление посредством представления дополняющей формы СЗВ-М не влечет наложения финансовых санкций.
Исходя из содержания названной Инструкции, единственным ограничением по срокам для предоставления дополняющей формы СЗВ-М в целях освобождения от уплаты финансовой санкции, является необходимость самостоятельного выявления ошибок до момента их обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации, либо же устранение ошибок в пятидневный срок после их выявления пенсионным фондом и направления в адрес страхователя соответствующего уведомления.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приложением N 5 утверждена форма уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
Утвержденная форма предусматривает наличие следующих реквизитов: наименование страхователя; регистрационный номер в ПФР; ИНН; КПП; адрес места нахождения юридического лица обособленного подразделения)/адрес регистрации индивидуального предпринимателя, физического лица; разъяснение права страхователя на устранение в представленных сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации; доказательства направления уведомления и способа направления; отметка о получении.
Доказательства составления уведомления по форме Приложения N 5 и его направления в адрес объединения по факту выявления несоответствия представленных объединением сведений по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 до момента представления объединением дополняющей формы в материалы дела не представлены.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства выявления пенсионным фондом ошибок, следовательно, объединение самостоятельно выявило ошибки и устранило их. Учитывая право страхователя на своевременное выявление ошибок в представленных в пенсионный фонд сведениях о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М, апелляционная коллегия суда находит несостоятельным довод апеллянта о том, что в данном случае имеет место представление новых сведений на застрахованных лиц, ранее не представленных страхователем.
Иная оценка условий применения положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, при которой самостоятельное выявление ошибок не освобождает страхователя от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополняющая форма СЗВ-М за январь и февраль 2019 подана с нарушением срока, отклоняется апелляционным судом, поскольку ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Доводы апеллянта о том, что в пункт 39 Инструкции N 766н были внесены изменения Приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, поэтому привлечение к ответственности объединения правомерно, отклоняются апелляционным судом, поскольку указание в измененной редакции Инструкции N766н на выявление ошибок в ранее представленных и принятых пенсионным фондом сведениях не изменяет положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ о наличии у страхователя как права на уточнение сведений о застрахованных лицах, так и права на дополнение сведений о застрахованных лицах. Статьей 15 Закона N27-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" конкретизировано положение о том, что уточнение и дополнение сведений может касаться и информации о страховом номере индивидуального лицевого счета. В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные изменения не затронули установленный порядок устранения страхователем выявленных ошибок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с учреждения финансовых санкций, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требования пенсионного фонда.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба пенсионного фонда по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.09.2019 по делу N А25-2621/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2621/2019
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ И ЦБС КАРАЧАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЧР
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ И ЦБС КАРАЧАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЧР