04 декабря 2019 г. |
Дело N А83-805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Замятиной М.О., в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 августа 2019 года по делу N А83-805/2019 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Сосновая роща",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Приоритет") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными отказов Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее по тексту - Госкомрегистр, комитет, регистрирующий орган) от 28.12.2018 N 90/01/2018-191770, от 26.12.2018 N 90/01/2018-189688, от 27.12.2018 N 90/01/2018-191074, от 27.12.2018 N 90/01/2018-190904, от 27.12.2018 N 90/01/2018- 190943, от 29.12.2018 N 90/01/2018-192518 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а также о признании права собственности общества на следующее недвижимое имущество по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: лит. а5 открытая терраса, N 1 подпорная стена бетонная, N 2 оградительная стена бетонная, N 4 калитка металлическая, N 8 оградительная стена, N II объект благоустройства территории двора.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 25.02.2019, было выделено в отдельное производство требование ООО "Приоритет" о признании незаконным отказа Госкомрегистра от 28.12.2018 N 90/01/2018-191770 и признании права собственности Общества в отношении недвижимого имущества, находящегося по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: лит. а5 открытая терраса.
Также определением Арбитражного суда Республики Крым 16.04.2019 в отдельное производство было выделено требование заявителя о признании права собственности в отношении недвижимого имущества по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: лит. а5 открытая терраса.
В рамках настоящего спора рассматривалось требование ООО "Приоритет" о признании незаконным отказа Госкомрегистра от 28.12.2018 N 90/01/2018-191770 в отношении недвижимого имущества, находящегося по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: лит. а5 открытая терраса.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06 августа 2019 года в удовлетворении требований ООО "Приоритет" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Приоритет" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.08.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятом при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку открытая терраса является частью нежилого здания водолазно-спасательной станции поэтому может быть зарегистрирована как объект недвижимого имущества.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением заместителя председателя суда от 27.11.2019 произведена замена судьи Малышевой И.А. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
От комитета до начала судебного заседания поступили письменные пояснения по обстоятельствам дела.
До начала судебного заседания от общества поступило заявления о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ, не установлены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество и Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Государственного реестра ипотек, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества Украины от 11.12.2017 N 107079993, 13.10.2010 за закрытым акционерным обществом "СМ Дорз" (далее - ЗАО "СМ Дорз") было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, в частности: нежилое здание водно-спасательной станции лит. А общей площадью 740,8 кв.м; лит. а площадка с бассейном пл. 268,3 кв.м; лит. а1 балкон пл. 10.3 кв.м; лит. а2 балкон первого и второго этажей общей пл. 27,2 кв.м; лит. а3 балкон пл. 15.8 кв.м; лит. а4 балкон пл.20.4 кв.м; лит. а5 открытая терраса пл. 18,8 кв.м, лит. а6 мезонин пл. 46.2 кв.м; лит. а7 мезонин пл. 46.2 кв.м; лит. а8 балкон пл. 3,4 кв.м; 1/2 сооружения N 16 противоштормовое укрепление (причал) основа подъемника для катеров пл. 129,4 кв.м, N 1 подпорная стена бетонная; N 2 оградительная стена бетонная пл. 14,0 кв.м; N 4 калитка металлическая, N 8 оградительная стена пл. 85,7 кв.м, N II объект благоустройства территория двора.
03.06.2016 на основании договора от 01.04.2016 N 1 о присоединении, передаточного акта о присоединении от 01.04.2016 ЗАО "СМ Дорз" было реорганизовано путем присоединения к ООО "Санаторий "Сосновая роща".
03.04.2017 между ООО "Санаторий "Сосновая роща" (Продавец) и ООО "Приоритет" (Покупатель) был заключен договор купли-продажи здания N 13/11/2-2016, по условиям которого, в собственность Покупателя было передано здание площадью 740,80 кв.м, назначение - нежилое здание, кадастровый номер 90:25:020102:40 по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, наименование - водноспасательная станция, количество этажей - 3.
Из приложения N 2 к договору купли-продажи здания от 03.04.2017 N 13/11/2-2016 следует, что здание состоит из: здания водно-спасательной станции лит. А общей площадью 740,8 кв.м; лит. а площадки с бассейном пл. 268,3 кв.м; лит. а1 балкон пл. 10.3 кв.м; лит. а2 балкон первого и второго этажей общей пл. 27,2 кв.м; лит. а3 балкон пл. 15.8 кв.м; лит. а4 балкон пл.20.4 кв.м; лит. а5 открытая терраса пл. 18,8 кв.м, лит. а6 мезонин пл. 46.2 кв.м; лит. а7 мезонин пл. 46.2 кв.м; лит. а8 балкон пл. 3,4 кв.м; 1/2 сооружения N 16 противоштормовое укрепление (причал) основа подъемника для катеров пл. 129,4 кв.м, N 1 подпорная стена бетонная; N 2 оградительная стена бетонная пл. 14,0 кв.м; N 4 калитка металлическая, N 8 оградительная стена пл. 85,7 кв.м, N II объект благоустройства территория двора.
17.12.2018 ООО "Приоритет" обратилось в Госкомрегистр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости (лит. а5 открытая терраса), расположенного по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым.
28.12.2018 регистрирующим органом было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N 90/01/2018-191770, со ссылкой на п. 1 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) поскольку заявленное имущество не является объектом капитального строительства и государственному кадастровому учету не подлежит.
Полагая, что указанное решение об отказе в государственной регистрации права собственности является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для внесения сведений в ЕГРН в отношении заявленного объекта поскольку открытая терраса (лит. а5), расположенная по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, не обладает признаками объекта недвижимости и не является объектом капитального строительства, а является конструктивным элементом основного объекта - водолазно-спасательной станции лит. А.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как установлено в ст. 13 Закона N 218-ФЗ, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Статьей 21 Закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктами 1, 2 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Государственный регистратор, исходя из объема предоставленной ему компетенции, при проведении правовой экспертизы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, обязан проверить: наличие у обратившегося лица полномочий на обращение с таким заявлением, представление им всех необходимых документов, соблюдение порядка обращения с заявлением о государственной регистрации и наличие обстоятельств, являющихся основанием для приостановления или отказа в регистрации в силу ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ.
В случае внесения в Реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте государственный регистратор должен руководствоваться также пунктом 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, согласно которому, орган регистрации, прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости, при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости, является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Внесение записи о ранее учтенном объекте, означает тождество сведений об объеме и содержании такого права первичным сведениям (применительно к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы по законодательству Украины - правоустанавливающим документам и сведениям органа, уполномоченного на государственную регистрацию прав по законодательству Украины).
Названные положения закона применимы к ситуации внесения в ЕГРН сведений об объектах недвижимости на территории Республики Крым и города Севастополя, в отношении которых, проведен соответствующий учет по законодательству Украины, поскольку в силу части 9 статьи 69 Закона N 219-ФЗ, сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а в силу статьи 9 Закона Республики Крым N 38-ЗРК включение сведений производится с учетом положений статьи 8 Закона N 218-ФЗ о составе и содержании таких сведений.
Государственный учет, о котором указано в статье 69 Закона N 218-ФЗ - правовой учет, и он первичен по отношению к техническому учету, в случаях внесения сведений о ранее учтенных объектов недвижимости.
Исходя из совокупного анализа приведенных положений, следует, что сведения о правах на ранее учтенные объекты недвижимости вносятся на основании правоустанавливающих документов. Следовательно, соответствующий учет объектов недвижимости должен быть синхронизирован с данными о подтвержденном (реально существующем) праве на данный объект.
Соответственно, сам по себе факт постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, учитывая технический характер данного учета, в отрыве от реально существующего права, не может являться безусловным основанием для государственной регистрации права на объект.
Из материалов дела следует, что ООО "Приоритет" обратилось в Госкомрегистр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости (лит. а5 открытая терраса), расположенного по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым.
В свою очередь, основанием отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости лит. а5 открытая терраса, расположенная по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, послужило то обстоятельство, что заявленное имущество не является объектом капитального строительства и государственному кадастровому учету не подлежит.
Как верно установлено судом первой инстанции, при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных в дело, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.
Между тем, из материалов дела, в том числе, представленного ООО "Приоритет" технического паспорта от 12.10.2010 N 1358 следует, что открытая терраса (лит. а5), расположенная по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, не обладает признаками объекта недвижимости и не является объектом капитального строительства, а является конструктивным элементом основного объекта - водолазно-спасательной станции лит. А.
Таким образом, действия комитета соответствуют положениям п. 5 ч. 1 ст. 26, т. 27 Закона N 218-ФЗ и не нарушают прав заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 августа 2019 года по делу N А83-805/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-805/2019
Истец: ООО "ПРИОРИТЕТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ООО "САНАТОРИЙ "СОСНОВАЯ РОЩА", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ