02 декабря 2019 г. |
Дело N А65-10862/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сафаевой Н.Р.,
судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Крыловой Н.И.,
с участием:
от истца Товарищества собственников жилья "Домового комитета 53/26" - председателя Олютина В.Л. (паспорт, протокол собрания собственником ТСЖ)
от ответчика индивидуального предпринимателя Валиева М.И. - представителя Сагетдинова Ф.Ф. по доверенности от 16.09.2019,
третьи лица - не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Валиева Марата Ильгизовича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2019 по иску Товарищества собственников жилья "Домового комитета 53/26" (ОГРН 1051614080880, ИНН 1650129966)
к индивидуальному предпринимателю Валиеву Марату Ильгизовичу (ОГРНИП 315165000019784, ИНН 165010477120)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Хабибуллиной Николь Александровны, Бахтиевой Гузель Глусовны,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Домового комитета 53/26" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к индивидуальному предпринимателю Валиеву Марату Ильгизовичу о взыскании 332 543 руб. 37 коп., составляющих сумму неосновательного обогащения, возникшего на стороне ответчика в связи с уклонением от оплаты коммунальных услуг, возмещения расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего домового имущества многоквартирного дома, в котором одно из нежилых помещений принадлежит ответчику на праве собственности, а также 48 295 руб. 39 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно представленному истцом расчету сумма неосновательного обогащения ответчика сложилась из следующих составляющих:
22 285 руб. 74 коп. - плата за содержание и ремонт общего имущества, начисленная за период с 24.03.2017 по 17.05.2018;
2 772 руб. 41 коп. - плата за отопление за период с 24.03.2017 по 31.05.2017;
64 942 руб. 17 коп. - плата за холодное водоснабжение за период с 24.03.2017 по 31.12.2017;
177 619 руб. 90 коп. - плата за горячее водоснабжение за период с 24.03.2017 по 30.09.2017;
59 579 руб. 10 коп. - плата за водоотведение за период с 24.03.2017 по 31.12.2017;
5 344 руб. 05 коп. - плата за капитальный ремонт дома за период с 24.03.2017 по 17.05.2018.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Хабибуллина Николь Александровна и Бахтиева Гузель Глусовна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Мотивы жалобы сводятся к тому, что указанные в исковом заявлении коммунальные и эксплуатационные услуги ответчику истцом не оказывались; помещение, принадлежащее истцу, было полностью отключено от подачи электроэнергии истцом, что не позволяло использовать его по назначению. Кроме того, заявитель жалобы ставит под сомнение правильность произведенных истцом расчетов стоимости оказанных услуг.
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указал, что с 01.01.2017 истец был неправомочен осуществлять сбор стоимости коммунальных услуг с собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, поскольку с указанной даты в силу норм постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" собственник нежилого помещения независимо от способа управления домом должен оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Определением от 20.08.2019 апелляционная жалоба была принята к производству судьи Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Бросовой Н.В. Судебное заседание в апелляционном суде назначено на 19.09.2019.
В связи с освобождением Бросовой Н.В. от должности судьи Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда определением заместителя председателя суда от 05.09.2019 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи на судью Сафаеву Н.Р.
В суде апелляционной инстанции ответчик поддержал апелляционную жалобу, истец просил в ее удовлетворении отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве на жалобу, который был приобщен к материалам дела.
Третьи лица в судебное заседание 29.11.2019 не явились; располагая сведениями о их осведомленности о настоящем судебном процессе, апелляционный суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие в порядке норм части 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 11.08.2005 в доме N 130Б по пр. Московский в г. Набережные Челны Республики Татарстан создано товарищество собственников жилья "Домового комитета 53/26" (истец).
Ответчику в данном доме на праве собственности с 24.03.2017 принадлежит нежилое помещение площадью 60,9 кв.м., что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
18.05.2018 указанный объект недвижимости перешел в долевую собственность граждан Валиева Марата Ильгизовича, Хабибуллиной Николь Александровны и Бахтиевой Гузель Глусовны на основании заключенного между названными лицами договора купли-продажи доли в праве собственности на объект недвижимого имущества. Согласно условиям данного договора доли каждого из участников долевой собственности составили по 1/3 общего имущества.
Собственники помещений дома N 130Б по пр. Московский в г. Набережные Челны на общем собрании, проведенном 26.01.2017, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в банке и об утверждении тарифа на капитальный ремонт дома в размере 5 руб. 85 коп. с квадратного метра занимаемой площади. С учетом данного тарифа, ежемесячный взнос ответчика на капитальный ремонт дома должен был составлять 356 руб. 27 коп., исходя из площади принадлежащего ему нежилого помещения 60,9 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, являясь собственником нежилого помещения площадью 60,9 кв.м. в вышеуказанном многоквартирном доме, не исполнил обязательство по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество за период с 24.03.2017 по 17.05.2018, в связи с чем сумма задолженности за указанный период составила 5 344 руб. 05 коп.
Возражая против заявленных требований в данной части, ответчик ссылался на незаконный сбор истцом денежных средств на капитальный ремонт дома, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2018 по делу N А65-34170/2017.
Как следует из содержания судебного акта по делу N А65-34170/2017, предметом спора явились взаимоотношения некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" и Товарищества собственников жилья "Домового комитета 53/26" в рамках заключенного между ними соглашения о формировании фонда капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта N 435 от 30.06.2014, по которому ТСЖ обязалось от имени Фонда совершать начисление, сбор и перечисление денежных средств, уплаченных собственниками помещений многоквартирного дома в качестве взносов по статье капитальный ремонт. Данные взаимоотношения охватывали период с 01.06.2014 по 31.12.2016.
Предметом спора по настоящему иску явилась задолженность ответчика по взносам на капитальный ремонт дома в период с 24.03.2017 по 17.05.2018.
В соответствии с ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
На основании ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 7 Закона Самарской области N 60-ГД от 21.06.2013 (в ред. Законов Самарской области от 12.05.2014 N 47-ГД, от 11.01.2016 N 9-ГД, от 17.04.2017 N 44-ГД, от 17.04.2018 N 33-ГД) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Самарской области" утверждена постановлением Правительства Самарской области N 707 от 29.11.2013 и опубликована на сайте Правительства Самарской области - 27.11.2013.
Таким образом, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт у всех собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в утвержденную региональную программу капитального ремонта, возникла в силу закона, с 01.03.2014.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт ежегодно утверждался постановлениями Правительства Самарской области и составлял в 2017 году для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5 руб. 45 коп. (постановление Правительства Самарской области от 08.06.2016 N 293), в период с 01.01.2018 по 30.06.2018 для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно, - 5 руб. 45 коп., с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 5 руб. 67 коп. (постановление Правительства Самарской области от 17.05.2017 N 319).
Частью 2 статьи 7 Закона Самарской области N 60-ГД от 21.06.2013 предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, а также частью 8 статьи 170, частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в размере, установленном Правительством Самарской области, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома N 130Б по Московскому проспекту г. Набережные Челны приняли решение от 26.01.2017 об открытии специального счета в банке в целях формирования фонда капитального ремонта дома. Таким образом, ими было избрано в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете.
При сложившихся обстоятельствах, учитывая принятие собственниками помещений соответствующего решения (протокол от 26.01.2017), совершение реальных действий по его исполнению (открытие в кредитной организации счета для формирования фонда капитального ремонта жилого дома) и дальнейшую оплату взносов на специальный счет в банке, вывод суда первой инстанции о необходимости оплаты ответчиком взносов именно на специальный счет, открытый истцом в ПАО "Сбербанк России", является обоснованным.
Доказательств оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорный период времени ответчик не представил, в связи с чем суд правомерно взыскал сумму таких взносов в размере 5 344 руб. 05 коп.
Ответственность за нарушение денежного обязательства предусмотрена нормами статьи 395 ГК РФ, согласно которой в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
При расчете процентов истец определил период просрочки по оплате взноса на капитальный ремонт, начиная с 11 числа месяца, следующего за месяцем, в котором не была исполнена денежная обязанность, что соотносится с положениями статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей сроки исполнения обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги - ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Взнос на капитальный ремонт включается в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем на него распространяется установленный законом десятидневный срок оплаты.
Таким образом, период просрочки исполнения денежного обязательства по оплате взноса на капитальный ремонт определен истцом верно, однако при расчете процентов не учтены положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации о размере ключевой ставки, подлежащей применению в расчете. Так, за период с 11.04.2017 по 17.05.2018 ключевая ставка Банка России, неоднократно изменялась. В период с 11.04.2017 по 01.05.2017 она составляла 9,75%, с 02.05.2017 по 18.06.2017 - 9,25%, с 19.06.2017 по 17.09.2017 - 9%, с 18.09.2017 по 29.10.2017 - 8,5%, с 30.10.2017 по 17.12.2017 - 8,25%, с 18.12.2017 по 11.02.2018 - 7,75%, с 12.02.2018 по 25.03.2018 - 7,5%, с 26.03.2018 по 16.09.2018 - 7,25%, с 17.09.2018 по 16.12.2018 - 7,5%, с 17.12.2018 по 01.05.2019 - 7,75%. С учетом подобного изменения ключевых ставок размер процентов, подлежащий начислению на сумму непогашенных взносов на капитальный ремонт за период просрочки в оплате с 11.04.2017 по 01.05.2019, составляет 603 руб. 86 коп., которые и следовало взыскать с ответчика в пользу истца.
Помимо взносов на капитальный ремонт дома истец предъявил к взысканию с ответчика задолженность, образовавшуюся в связи с уклонением ответчика от внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из положений указанных норм у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
В части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). При этом в соответствии со статьей 39 и частями 3, 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на один квадратный метр общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие, установленные главой 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и уставом товарищества цели: устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.1998 N 10-11 отказ части домовладельцев от вступления в члены товарищества собственников жилья не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещении, являющихся членами товарищества собственников жилья.
В пункте 33 Правил предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с действующим законодательством бремя расходов по содержанию общего имущества возлагается на всех собственников (иных правообладателей) как жилых, так и нежилых помещений. При этом отсутствие договора в виде документа, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества, поскольку такая обязанность вытекает из закона.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома N 130Б по Московскому проспекту г. Набережные Челны определили размер платы за содержание и ремонт общедомового имущества, как сумму составляющих двух тарифов: тарифа на общедомовые эксплуатационные расходы и тарифа на обслуживание индивидуальных коммуникаций.
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде истец пояснил, что обслуживание индивидуальных коммуникаций представляет собой содержание и ремонт коммуникаций, расположенных в местах общего пользования, посредством которых происходит передача коммунального ресурса в нежилые помещения многоквартирного дома. Данные коммуникации относятся к общему имуществу домовладения.
Решением общего собрания собственников от 26.01.2017 тариф на общедомовые эксплуатационные расходы в 2017 году был утвержден равным 12 руб. 63 коп. с 1 кв.м., а на обслуживание индивидуальных коммуникаций - 9 руб. 50 коп. Решением от 29.01.2018 на 2018 год были утверждены следующие тарифы: на общедомовые эксплуатационные расходы - 20 руб. 21 коп. с 1 кв.м., на обслуживание индивидуальных коммуникаций - 15 руб. 20 коп.
С учетом данных тарифов и общей площади помещения, принадлежащего ответчику, по расчету истца, ежемесячный размер платы ответчика за содержание и ремонт общедомового имущества составлял 1347 руб. 72 коп. в 2017 году и 2 156 руб. 47 коп - в 2018 году. Общая сумма начисленной платы за спорный период времени была рассчитана истцом в размере 22 285 руб. 74 коп.
Доказательств несения таких расходов ответчик не представил, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в указанной части.
Расчет процентов на заявленную сумму задолженности с учетом изменений ключевой ставки Банка России и определенного истцом периода просрочки в оплате с 11.04.2017 по 01.05.2019, составляет 2 375 руб. 63 коп., которые и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании норм статей 395 ГК РФ и 1107 ГК РФ.
Предъявляя требование об оплате оказанных коммунальных услуг по отоплению за период с марта по май 2017 года, истец ссылается на следующий алгоритм расчета задолженности ответчика: ежемесячные показания общедомового прибора учета тепловой энергии делятся на площадь всего дома с целью определения потребленной тепловой энергии на 1 кв.м. площади; полученный объем умножается на площадь помещения, принадлежащего ответчику, и на утвержденный решением правления ТСЖ тариф на отопление, равный 1 517 руб. 45 коп. за 1 Гкал. Определенная в указанном порядке стоимость услуг по отоплению в марте 2017 года составила 1 219 руб. 86 коп., в апреле - 1 145 руб. 93 коп., в мае - 406 руб. 62 коп.
Отношения по поводу поставки коммунальных услуг в многоквартирные жилые дома установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), являющимися императивными нормами, регулирующими взаимоотношения сторон.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам.
Из материалов дела следует, что принадлежащее ответчику помещение находится в многоквартирном доме, оборудованным центральной системой отопления, посредством которой в период с марта 2017 года по май 2017 года ответчику были оказаны коммунальные услуги по отоплению.
Отсутствие фактического потребления ресурса ответчик обосновал тем, что принадлежащие ему помещения не использовались в спорный период времени по назначению, были отключены от электроснабжения.
Однако при этом наличие проходящих через помещения ответчика стояков внутридомовой системы теплоснабжения ответчиком не оспаривается.
Учитывая факт подключения помещений ответчика к общедомовой системе отопления и горячего водоснабжения и отсутствие доказательств их нахождения в рассматриваемый период за пределами теплового контура многоквартирного дома, вывод суда первой инстанции о фактическом потреблении обществом коммунальной услуги по отоплению, стоимость которых предприниматель не оплатил, обоснован.
Ответчик, оспаривая правильность произведенных истцом расчетов задолженности по коммунальным услугам, представил в суд апелляционной инстанции выполненный ООО "Единый расчетный центр - Татэнергосбыт" расчет стоимости оказанных ответчику коммунальных услуг.
При выполнении данного расчета ООО "Единый расчетный центр - Татэнергосбыт" исходил из объема теплопотребления ответчика, определенного в соответствии с Правилами N 354 по нормативу, тогда как истец фактически применил в расчете алгоритм, предусмотренный пунктом 42 (1) Правил N 354, согласно которому в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за фактическое теплопотребление, исчисленный истцом, ниже установленного ООО "Единый расчетный центр - Татэнергосбыт" размера платы, рассчитанного по нормативу.
Действующее законодательство и сложившаяся правоприменительная практика исходят из основного принципа определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления платы за них, который выражается в учете потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, произведенный истцом расчет стоимости услуги по отоплению, произведенный на основании показаний общедомового прибора учета, следует признать правильным.
Однако при проведении расчета истцом не был учтен неполный месяц потребления услуги отопления ответчиком в марте 2017 года, поскольку титул собственника помещения ответчик приобрел с 24.03.2017.
Исходя из общего размера стоимости услуги отопления в марте 2017 года, равной 1 219 руб. 86 коп., размер задолженности ответчика в указанном месяце составил 275 руб. 45 коп. (за 7 дней потребления услуги). За весь период теплоснабжения, за который предъявлена ко взысканию задолженность, ее размер составил 1 828 руб. (275 руб. 45 коп. + 1 145 руб. 93 коп. + 406 руб. 62 коп.).
Расчет процентов на указанную сумму задолженности с учетом изменений ключевой ставки Банка России и определенного истцом периода просрочки в оплате с 11.04.2017 по 01.05.2019, составляет 284 руб. 19 коп., которые и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании норм статей 395 ГК РФ.
Производя расчет платы за холодное и горячее водоснабжение, истец руководствовался Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04.09.2013, а именно: пунктом 16 Правил, которым предусмотрено применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду. Истец полагает, что данный метод применим к расчету объема водопотребления ответчиком, поскольку у абонента (ответчика) отсутствуют приборы учета воды, допущенные к эксплуатации в установленном порядке, и он в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета, приборы учета воды не установил.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что рассматриваемые помещения ответчика находятся в многоквартирном доме, что истцом не оспаривается, в связи с чем отношения между истцом и ответчиком подлежат регулированию Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Правил N 776, данные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Правила N 354 являются специальной нормой и применяются к отношениям сторон по водоснабжению и водоотведению, при этом положения Правил N 776 подлежат применению лишь в части, не противоречащей Правилам N 354.
Правилами N 354 законодатель императивно установил, что определение объема потребленных ресурсов в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме без приборов учета должно осуществляться в соответствии с пунктами 42, 43 Правил N 354, который не предусматривает расчет по пропускной способности водопроводного ввода потребителя.
Расчет потребленных ресурсов исходя из пропускной способности трубы Правилами N 354 предусмотрен только для случаев несанкционированного подключения нежилых помещений к внутридомовым инженерным системам (пункт 62). Между тем таких обстоятельств из дела не следует, и истец на них не ссылается.
В этой связи пункт 16 Правил N 776, предусматривающий применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду, не подлежит применению в спорных правоотношениях, поскольку порядок расчета за поставленные, в том числе, в нежилые помещения ресурсы, регулируется Правилами N 354.
Суд апелляционной инстанции, откладывая судебное заседание, предлагал истцу представить информационный расчет объемов и стоимости коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению, составленный в соответствии с пунктами 42, 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Истец такой расчет не произвел, повторно представил расчет по пропускной способности трубы, настаивая на своей позиции. Правильность расчета ответчика не опроверг.
Ответчик, в свою очередь, представил произведенный ООО "Единый расчетный центр- Татэнергосбыт" расчет стоимости потребленной ответчиком в спорный период времени коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению, а также по водоотведению. Расчет "Единый расчетный центр- Татэнергосбыт" основан на требованиях абзаца 2 пункта 42 Правил N 354, согласно которому при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Поскольку спорное помещение ответчика не было оборудовано индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, начисления произведены исходя из норматива потребления коммунального ресурса в соответствии с положениями пункта 42 Правил N354 по формуле 4: Pi = ni x Nj x Ткр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве исходных данных в расчете приняты утвержденные постановлением Госкомитета Республики Татарстан по тарифам от 16.12.2016 N 10-52/кс тарифы на питьевую воду в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 19,61 руб./ куб.м., в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 20,44 руб./куб.м.; тарифы на водоотведение в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 12,99 руб./ куб.м., в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 13,53 руб./куб.м.; а также утвержденные приказом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан от 21.08.2012 N 131/0 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан, а именно: норматив потребления горячей воды - 3,55 куб.м. в месяц на 1 человека, холодной воды - 5,24 куб.м. в месяц на человека, водоотведения - 8,79 куб.м. на 1 человека.
Применение тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг по региональным расценкам согласуется с пунктом 38 Правил N 354, в котором предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам указано, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
С учетом вышеприведенных тарифов и нормативов за период 24.03.2017 по 31.12.2017 размер платы за холодное водоснабжение по помещению ответчика составил 974 руб. 10 коп. с учетом потребления услуги в течение 7 дней марта 2017 года, за водоотведение - 1081 руб. 90 коп., за горячее водоснабжение в предъявленный истцом период с 24.03.2017 по 30.09.2017 - 2 478 руб. 93 коп.
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде истец обратил внимание суда на то, что произведенный ООО "Единый расчетный центр- Татэнергосбыт" расчет объема водопотребления и водоотведения может быть применен исключительно к жилым помещениям, тогда как помещение, принадлежащее ответчику, является нежилым, следовательно, к нему надлежит применять иной алгоритм расчета.
Разделом I приложения N 2 Правил N 354, установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых и нежилых помещениях.
Исходя из пп. "б" п. 4 приложения N 2 Правил N 354, в нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно п. 43 Правил, определяется, как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец полагает, что в качестве расчетного способа должен быть применен порядок расчета потребления воды при отсутствии средств измерений в нежилом помещении, указанный в п. 15 "Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N776, предусматривающий метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
Метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения применяется, исходя из их полной загрузки и круглосуточного водоснабжении, при скорости воды 1,2 метра в секунду.
Однако данный расчетный способ определения объема водопотребления носит "карательный" характер, определяет объемы, которые фактически не потреблены и используется, как санкция при бездоговорном водопотреблении и несанкционированном подключении потребителя к системам централизованного водоснабжения. Как было указано выше, ответчик не осуществлял самовольного подключения принадлежащего ему помещения к централизованным сетям водоснабжения многоквартирного дома.
Предъявляя исковые требования о взыскании с ответчика стоимости коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению, а также водоотведению, истец фактически перевыставляет ответчику предъявленную ресурсоснабжающими организациями стоимость за весь объем потребленных в спорном периоде ресурсов по дому в целом. Учитывая, что истец уже осуществил сбор денежных средств за указанные услуги с остальных собственников помещений в многоквартирном доме пропорционально их потреблению, взыскание полной стоимости всего водопотребления и водоотведения по дому в целом с ответчика приведет к неосновательному обогащению истца, который не является производителем коммунальных услуг, а фактически выступает посредником между ресурсоснабжающей организацией и потребителем.
В этой связи суд полагает возможным согласиться с представленным ответчиком алгоритмом расчета стоимости коммунальной услуги по водоснабжению, который произведен по формуле 4 раздела I приложения N 2 Правил N 354 для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды. Применение такой аналогии закона представляется оправданным и справедливым, сохраняющим баланс интересов сторон и не допускающим возможность неосновательного обогащения истца за счет ответчика.
Однако суд считает правильным использование при расчете формулы, указанной не в подпункте "4а", а в подпункте "4а(1)" раздела I приложения N 2 Правил N 354, включающей повышающий коэффициент для случаев, когда собственник помещения при наличии технической возможности не исполнил своей обязанности по установке и вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета в принадлежащем ему помещении.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении многоквартирного дома обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами N 354 на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого с 1 января 2017 года принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Как следует из материалов дела, в спорный период времени помещения ответчика не были оборудованы индивидуальными приборами учета водопотребления, при этом ответчиком не был представлен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета. В этой связи расчет задолженности по коммунальной услуге горячего и холодного водоснабжения должен быть произведен с учетом повышающего коэффициента по формуле:
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При расчете показателя "ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении" в вышеприведенной формуле суд использовал разъяснения, изложенные в пункте 56 (2) Правил N 354, согласно которым при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, расчет стоимости услуги по горячему водоснабжению по вышеприведенной формуле производится следующим образом:
1 x 3,55 х 1,5 х 110,96 = 590 руб. 86 коп. (для периода с марта по июнь 2017 года)
1 x 3,55 х 1,5 х 113,45 = 604 руб. 12 коп. (для периода с июля по сентябрь 2017 года).
Расчет стоимости услуги по холодному водоснабжению по вышеприведенной формуле производится следующим образом:
1 x 5,24 х 1,5 х 19,61 = 154 руб. 13 коп. (для периода с марта по июнь 2017 года)
1 x 5,24 х 1,5 х 20,44 = 160 руб. 65 коп. (для периода с июля по декабрь 2017 года).
Согласно выполненному судом расчету, с учетом нормативов потребления и тарифов, утвержденных уполномоченными органами власти, размер задолженности ответчика перед истцом по услуге горячего водоснабжения в спорном периоде составляет 3 718 руб. 36 коп., в том числе: 133 руб. 42 коп. за 7 дней марта 2017 года, по 590 руб. 86 коп. в апреле, мае, июне 2017 года, по 604 руб. 12 коп. в июле, августе, сентябре 2017 года.
Сумма процентов, подлежащих начислению на указанный размер задолженности, с учетом изменения ключевой ставки Банка России и определенного истцом периода просрочки в оплате с 11.04.2017 по 01.05.2019, составляет 512 руб. 42 коп., которые и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании норм статей 395 ГК РФ.
Произведенный по тому же алгоритму расчета размер задолженности за коммунальные услуги по холодному водоснабжению составляет 1 461 руб. 14 коп., из которых 34 руб. 80 коп. за 7 дней марта 2017 года, по 154 руб. 13 коп. в апреле, мае, июне 2017 года, по 160 руб. 65 коп. в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2017 года. Сумма начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами в период просрочки в оплате стоимости услуг холодного водоснабжения с 11.04.2017 по 01.05.2019 - 185 руб. 15 коп.
В остальной части заявленная к взысканию сумма задолженности по услугам горячего и холодного водоснабжения взысканию не подлежит.
Размер задолженности ответчика перед истцом по услуге водоотведения принимается равным 1 081 руб. 90 коп., исходя из расчета, произведенного ООО "Единый расчетный центр- Татэнергосбыт" на основании утвержденных правовыми актами нормативов водоотведения и тарифов на указанную услугу. Сумма процентов по услуге водоотведения составляет 137 руб. 09 коп.
Озвученные в ходе рассмотрения апелляционной жалобы доводы истца о том, что правомерность произведенных расчетов стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг в отношении помещений ответчика, подтверждена вступившим в законную силу судебным актом по делу N А65-20367/2018, апелляционным судом признаются неправомерными.
В рамках дела N А65-20367/2018 Арбитражным судом Самарской области был рассмотрен спор по иску Товарищества собственников жилья "Домового комитета 53/26" к ООО "Юридическое агентство "Юрконсалт" о взыскании суммы неосновательного обогащения, возникшего на стороне ответчика в связи с неоплатой коммунальных и эксплуатационных услуг, оказанных истцом в отношении помещения, право собственности на которое впоследствии перешло к предпринимателю Валиеву М.И.
Решение по указанному делу от 30.10.2018 не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора, поскольку спорные взаимоотношения сторон по ранее рассмотренному делу охватывают предшествующий период с 27.08.2016 по 23.03.2017, а судебный акт не устанавливает каких-либо обстоятельств обязательственных отношений Товарищества собственников жилья "Домового комитета 53/26" и предпринимателя Валиева М.И.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец с 01.01.2017 лишен права осуществлять сбор платежей за коммунальные услуги с собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, апелляционный суд применительно к обстоятельствам настоящего спора отклоняет ввиду нижеследующего.
В силу пунктов 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается товариществом собственников жилья посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
При наличии в многоквартирном доме товарищества собственников жилья в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют данное товарищество, как исполнитель коммунальных услуг, и ресурсоснабжающая организация, как поставщик.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Правила N 354.
В силу абзаца 3 пункта 6 новой редакции Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абзац 4 пункта 6 Правил N 354).
Положения абзаца 3 пункта 6 Правил N 354 носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты. Для этого указанной нормой предписано заключить соответствующий договор ресурсоснабжения.
До прекращения заключенного с товариществом собственников жилья договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату товариществу, поскольку постановление N 1498 не содержит правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющими организациями сведений о собственниках нежилых помещений в ресурсоснабжающую организацию.
Вместе с тем в абзаце 4 пункта 6 Правил N 354 регламентированы действия товарищества собственников жилья по передаче абонентов ресурсоснабжающим организациям.
Из системного толкования указанной нормы и частей 2.2 и 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что именно товариществу собственников жилья, как лицу, несущему ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг, предписано передать ресурсоснабжающей организации сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме и направить уведомления собственникам о прекращении обязательств в части предоставления им коммунальных услуг.
Исполнение товариществом собственников жилья названных действий прекращает его правоотношения с собственником нежилого помещения с начала расчетного периода (календарный месяц), следующего за периодом, в котором были совершены соответствующие юридически значимые действия. При этом правоотношения по поставке коммунального ресурса с указанного момента должны возникать между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией.
Доказательства совершения истцом соответствующих действий в материалы дела не представлены.
Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями заключены ответчиком не с 01.01.2017, а значительно позже. При этом ответчик не подтвердил, что им производилась оплата за потребленные коммунальные ресурсы в период, предшествующий заключению договоров, непосредственно в ресурсоснабжающие организации.
При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.09.2019 N Ф06-50842/2019, ответчик обязан оплачивать истцу стоимость потребленных коммунальных услуг за период, предшествующий заключению прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд признает решение суда первой инстанции принятым с нарушением норм материального права и при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит изменению, а исковое заявление - частичному удовлетворению. В частности взысканию с ответчика подлежат: плата за капитальный ремонт дома в сумме 5 344 руб. 05 коп., плата за содержание и ремонт общего имущества в сумме 22 285 руб. 74 коп., плата за отопление в сумме 1 828 руб., за горячее водоснабжение в сумме 3 718 руб. 36 коп., за холодное водоснабжение в сумме 1 461 руб. 14 коп., за водоотведение - 1 081 руб. 90 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 4 098 руб. 34 коп.
В связи с частичным удовлетворением иска расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям в силу норм статьи 110 АПК РФ. Так, на истца относится госпошлина по иску в сумме 9 507 руб., по апелляционной жалобе - 2 689 руб., а на ответчика - по иску 1 110 руб. и по апелляционной жалобе - 311 руб.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2019 по делу N А65-10862/2019 изменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Валиева Марата Ильгизовича (ОГРНИП 315165000019784, ИНН 165010477120) в пользу товарищества собственников жилья "Домового комитета 53/26" (ОГРН 1051614080880, ИНН 1650129966) 39 817 рублей 53 копейки, в том числе плата за капитальный ремонт дома 5 344 рубля 05 копеек, плата за содержание и ремонт общего имущества 22 285 рублей 74 копейки, плата за отопление 1828 рублей, плата за горячее водоснабжение 3 718 рублей 36 копеек, плата за холодное водоснабжение 1 461 рубль 14 копеек, плата за водоотведение 1 081 рубль 90 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами 4 098 рублей 34 копейки.
В остальной части иска отказать.
Взыскать в доход федерального бюджета с товарищества собственников жилья "Домового комитета 53/26" (ОГРН 1051614080880, ИНН 1650129966) госпошлину по иску в сумме 9 507 рублей и госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 689 рублей.
Взыскать в доход федерального бюджета с индивидуального предпринимателя Валиева Марата Ильгизовича (ОГРНИП 315165000019784, ИНН 165010477120) госпошлину по иску в сумме 1 110 рублей и госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 311 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10862/2019
Истец: ТСЖ "Домового комитета 53/26", г.Набережные Челны
Ответчик: ИП Валиев Марат Ильгизович, г.Набережные Челны
Третье лицо: Бахтиева Гузель Глусовна, Актанышский район, пос.Совхоза имени Кирова, Хабибуллина Николь Александровна, г.Набережные Челны