г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А56-44775/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Тимофеева Е.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика (должника): Козлоков В.В. по доверенности от 24.12.2018, Мороз Е.Г. по доверенности от 01.08.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24431/2019) Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2019 по делу N А56-44775/2019
(судья Ю.А. Раннева), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга обратилось с иском к АО "Адмиралтейские верфи" (далее - Ответчик), уточненный в порядке ст.49 АПК РФ, о взыскании 221 083 руб. 86 коп. материального ущерба в результате непредставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением в виде резолютивной части от 18.06.2019 в иске отказано. Полный текст решения изготовлен 12.07.2019.
В апелляционной жалобе Истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, требования удовлетворить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Ответчика доводы Истца отклонил.
В судебном заседании представитель Истца поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Ответчика, считая их несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения, по мотивам, изложенным в отзыве.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от Истца поступили уточнения по исковому заявлению от 02.04.2019, а также расчет переплаты на сумму 17 786, 15 руб., уточнения приняты апелляционным судом.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Адмиралтейские верфи" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Управление протоколами от 15.01.2019, 21.01.2019, 16.01.2019, 14.01.2019, 22.01.2019 выявило факт излишней выплаты страховой пенсии сотрудникам акционерного общества "Адмиралтейские верфи" за период с 01.08.2018 по 31.12.2018 по 31.12.2018 в сумме 221 083 руб. 86 коп.
Полагая, что переплата пенсии возникла по причине несвоевременного представления Учреждением сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года (сведения об указанных лицах представлены по форме СЗВ-М тип формы "дополняющая" - 17.11.2018), Управление письмом от 29.01.2018 уведомило страхователя о возникшем ущербе.
Указанный ущерб в досудебном порядке Учреждением не возмещен, в связи с чем, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ).
В статье 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (редакции от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за август 2018 года ответчик должен был представить истцу не позднее 10.09.2018.
Первичные сведения по форме СЗВ-М за август 2018 года ответчик представил 07.09.2018. В указанных сведениях были указаны сотрудники акционерного общества "Адмиралтейские верфи".
Однако, согласно протоколу проверки электронного документа обнаружена ошибка и документ был принят частично. Кроме того, в указанном протоколе указано, что требуется повторное представление сведений на застрахованное лицо. Данные по застрахованным лицам, в отношении которых в протоколе сформированы ошибки с указанными типами, не будут приняты и учтены на индивидуальных счетах. Страхователю по этим застрахованным лицам необходимо устранить ошибки и представить на них отчетность.
Таким образом, отчетность за август 2018 в полном объеме в Пенсионный фонд не поступила, в том числе и по спорным работникам.
Дополняющие сведения по форме СЗВ-М за август 2018 года в отношении указанных лиц представлены ответчиком 19.11.2018.
Предоставление не полных сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату получателями пенсий Аверкиевым Николаем Степановичем, Багинским Алексеем Лейбовичем, Баженовой Людмилой Руслановной, Блохиной Еленой Николаевной, Бояруном Юрием Геннадьевичем, Будюком Владимиром Васильевичем, Бычковым Сергеем Анатольевичем, Галаховым Валерием Анатольевичем, Езепчуком Николаем Константиновичем, Ефимовой Галиной Александровной, Казаковым Михаилом Васильевичем, Квасовым Геннадием Михайловичем, Кибаленко Виталием Андреевичем, Копыловым Юрием Николаевичем, Коротковой Ольгой Ивановной, Котляровым Виктором Васильевичем, Кузнецовым Владимиром Николаевичем, Кузнецовым Евгением Сергеевичем, Кузубом Евгением Павловичем, Липатовой Светланой Викторовной, Макина Татьяной Викторовной, Матвеевой Ириной Геннадиевной, Мебель Леонидом Максовичем, Мироновым Александром Алексеевичем, Мироновой Надеждой Петровной, Михайловым Владимиром Антоновичем, Некрасовым Андреем Борисовичем, Новосельцевым Александром Николаевичем, Орловым Андреем Борисовичем, Павловым Юрием Александровичем, Паршиным Николаем Николаевичем, Пахно Галиной Васильевной, Поликарповым Владимиром Ивановичем, Посыпайко Еленой Юрьевной, Рыжковым Сергеем Альбертовичем, Сидоренко Анатолием Михайловичем, Сизовой Евгенией Владимировной, Сониной Галиной Николаевной, Степановым Александром Николаевичем, Халиковым Альфредом Раисовичем и Ярмоловичем Владимиром Анатольевичем, а всего на сумму 426 203 руб. 23 коп, в завышенном размере в период с 01.08.2018-31.12.2018 и возникновение материального ущерба у истца.
Ответчик, настаивая на передачи полных сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года, вместе с тем, в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие вины, указал, что в последующем сведений индивидуального (персонифицированного) учета август, сентябрь, октябрь 2018 года представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у Пенсионного фонда отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии.
Кроме того, ответчиком, как страхователем работающих физических лиц, ежемесячно, в том числе и за август 2018 года, осуществлялось перечисление денежных средств (страховых взносов) для зачисления на лицевые счета застрахованных лиц Общества.
Представленными в дело протоколами входного контроля подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М август 2018 года, с учетом сведений об указанных пенсионерах представлялись в Пенсионный фонд своевременно.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Статья 3 Закона N 385-ФЗ дополнила Закон N 400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона N 400 пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом... выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии... и корректировки размера страховой пенсии..., имеющих место в период осуществления работы...
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400 (в ред. от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы..., в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
Из содержания этих норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
Как установлено материалами дела сведения за август 2018 года, тип формы "исх." ответчиком был представлен по ТКС 07.09.2018, из которых следует, что указанные выше пенсионеры не прекращали трудовую деятельность в Обществе в августе 2018 года.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели его виновные действия.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, предоставленных истцу в октябре 2018 года, пенсионеры. осуществляли трудовую деятельность в учреждении, как и последующие сведения по форме СЗВ-М, представленные Ответчиком в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 385-ФЗ.
Страховые взносы, подлежащие зачислению на лицевые счета пенсионеров, в том числе за август 2018 года, перечислены в Пенсионный фонд РФ.
На основании приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу о том, что причиной выплаты пенсионерам пенсий в завышенном размере явилось именно несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года.
В связи с тем, что на расчетный счет поступили суммы в счет погашения переплаты, а так же пенсионерами поданы заявления об удержании переплаченной индексации из пенсии, Управление в порядке ст. 49 АПК РФ уточнила исковые требования на сумму 17 786 руб. 15 коп., уточнения приняты судом.
Вместе с тем, ответчиком причинен ущерб Фонду только в связи с выплатой пенсионерам пенсии в повышенном размере за август-ноябрь 2018 года в сумме 124 751 руб. 08 коп. исходя из представленных им неполных сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года, поскольку сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года предоставлены в Фонд своевременно, и в них верно указывалось, что вышеуказанное лицо осуществляло работу.
За последующие периоды сведения по форме СЗВ-М также представлены ответчиком Фонду в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, полученных в октябре 2018 года, уже в ноябре 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.12.2018, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил.
Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в сумме, превышающей 337 017,25 рубля, Фондом не доказана.
Доводы истца о том, что Пенсионный фонд не обязан принимать новое решение, до получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М за тот месяц, за который последний не сдал отчетность (в настоящем случае август 2018 года), противоречит перечисленным выше императивным нормам.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что отчетность за октябрь 2018 была сдана Обществом своевременно, т.е. 19.11.2018, где указанные пенсионеры были указаны как работающие.
При таких обстоятельствах, требования Фонда о взыскания убытков, в том числе и за декабрь 2018 неправомерно, т.к. в указанном месяце Пенсионный фонд обязан был принять решение о прекращении пенсионной выплаты с учетом индексации.
Таким образом, сумма убытков составляет в отношении пенсионеров (август-ноябрь 2018) в сумме -124 751,08 руб.
Аналогичный расчет представлен Обществом.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга от исковых требований о взыскании ущерба в сумме 17 786,15 руб.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2019 по делу N А56-44775/2019 отменить.
Взыскать с АО "Адмиралтейские верфи" в пользу Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга ущерб в сумме 124 751,08 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с АО "Адмиралтейские верфи" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 4519 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44775/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАЛИНИНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: АО "АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ"