город Омск |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А75-15368/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Брежневой О.Ю., Зориной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кочмарчик Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13352/2019) Игумнова Евгения Анатольевича на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 сентября 2019 года по делу N А75-15368/2018 (судья Е.Е. Микрюкова), вынесенное по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении в реестр требований кредиторов должника Ведерникова Ивана Юрьевича (ИНН 861003697952) задолженности в размере 21 358,34 руб.,
при участии в судебном заседании до объявления перерыва представителя Игумнова Евгения Анатольевича Маар П.А. (по доверенности от 15.12.2018 сроком действия десять лет, диплом от 02.07.2010, регистрационный номер 9510),
после объявления перерыва - в отсутствие участвующих в деле лиц,
установил:
решением суда от 04.04.2019 Ведерников Иван Юрьевич (далее - Ведерников И.Ю., должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина-должника. Финансовым управляющим утверждена Майорова Екатерина Викторовна. Сведения о введении в отношении должника процедуры банкротства - реализации имущества гражданина опубликованы в газете "Коммерсант" N 66 от 13.04.2019.
04.06.2019 в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступило заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении в реестр требований кредиторов должника Ведерникова И.Ю. требования в размере 21 358,34 руб.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.09.2019 по делу N А75-15368/2018 (далее - обжалуемое определение) включено в реестр требований кредиторов Ведерникова И.Ю. требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - уполномоченный орган) в размере 21 358,34 руб., в том числе: 12 988 руб. в составе кредиторов второй очереди, 8 370,34 руб. - пени, в составе кредиторов третьей очереди.
Не соглашаясь с вынесенным определением, с апелляционной жалобой обратился кредитор должника Игумнов Евгений Анатольевич (далее - Игумнов Е.А., податель жалобы), просил обжалуемое определение отменить, отказать уполномоченному органу в удовлетворении заявления о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
В обоснование жалобы её податель указал, что у должника отсутствует статус индивидуального предпринимателя, следовательно, к требованию уполномоченного органа должны быть применены сроки исковой давности. Судом первой инстанции не рассмотрены возражения кредитора от 05.07.2019, а также искажена позиция финансового управляющего по вопросу о включении заявленных уполномоченным органом требований в реестр требований кредиторов должника.
В возражениях от 13.11.2019 уполномоченный орган просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. К возражениям приложены копии дополнительных документов (перечень отражен в возражениях).
В судебном заседании 21.11.2019 представитель Игумнова Е.А. просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Судом в судебном заседании объявлен перерыв до 25.11.2019.
В судебное заседание, продолженное после перерыва 25.11.2019, стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Поскольку копии приложенных уполномоченным органом к возражениям документов имеются в материалах дела, то, как повторно представленные, они не подлежат приобщению (статья 66 АПК РФ, пункт 22.7 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)".
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены обжалуемого определения.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются главой Х Закона о банкротстве. Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
Из пункта 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве следует, что для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 Закона о банкротстве.
В силу статьи 71 Закона о банкротстве при рассмотрении требования кредитора в деле о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд проверяет его обоснованность и наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов должника.
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В связи с изложенным при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Таким образом, в деле о банкротстве включение в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, должник имеет задолженность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 04.04.2019 в размере в размере 21 358,34 руб., в том числе: 8 370,34 руб. - пени, 12 988 руб. - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования уполномоченного органа, исходил из того, что они соответствуют действующему законодательству, подтверждены материалами дела, документы, подтверждающие отсутствие задолженности в заявленном размере, в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, суду первой инстанции кредитором должника и финансовым управляющим представлены возражения на требования уполномоченного органа, которые судом не приняты во внимание.
В отзыве от 04.07.2019 финансовый управляющий Майорова Е.В. обращала внимание суда на то, что каких-либо доказательств направления налоговых уведомлений (требований) должнику во внесудебном порядке уполномоченным органом в материалы дела не представлено. При этом задолженность перед бюджетом у должника образовалась в результате неисполнения обязательств по страховым взносам в период 2009 - 2010 годов, требование уполномоченного органа подано в суд 04.06.2019, что за пределами срока исковой давности.
В возражениях от 05.07.2019 кредитор Игумнов Е.А. указал, что Ведерников И.Ю. с 09.11.2011 не имеет статуса индивидуально предпринимателя, согласно сведениям из ЕГРИП, что свидетельствует о необходимости применения правил о пропуске срока исковой давности для требований уполномоченного органа.
Доводы апелляционной жалобы признаются судом обоснованными с учетом следующего.
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) разъяснено, что требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Следует учитывать, что в силу пункта 2 статьи 63, пункта 1 статьи 81, пункта 1 статьи 94, пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства) возникшая до возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам не может быть взыскана в принудительном порядке, в том числе в установленном НК РФ. Поэтому вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам в связи с истечением срока для взыскания задолженности выясняется судом по состоянию на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Как отмечено ранее и следует из сведений из ЕГРИП, Ведерников И.Ю. с 25.10.2005 по 09.11.2011 являлся индивидуальным предпринимателем. Индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.
1. Относительно требования N 2451 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11.06.2017, согласно которому за должником числится задолженность в размере 45 496 руб. 83 коп.
В требовании указано на срок его исполнения до 03.07.2017.
В момент выставления указанного требования должник индивидуальным предпринимателем не являлся.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
На основании пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 4 статьи 48 НК РФ).
Бремя доказывания того, что возможность принудительного исполнения не утрачена, несет уполномоченный орган.
В требовании N 2451 отражено, что срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах, для выставленного требования истек 01.01.2017.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что уполномоченный орган направлял в адрес должника требование N 2451;
Кроме того, не представлено доказательств того, что уполномоченный орган обращался в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 НК РФ); при этом требование N 2451 по состоянию на 11.06.2017 должно было быть исполнено до 03.07.2017, следовательно, шестимесячный срок взыскания налога и пени в судебном порядке, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ, истек в январе 2018 года.
Первая процедура банкротства в отношении должника введена определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2018.
Доказательств заявления в судбеном порядке о взыскании указанной задолженности не представлено.
Кроме того, со всей очевидностью, в требовании N 2451 отражены долги по страховым взносам, образовавшиеся до передачи налоговому органу в 2017 году функций администрирования задолженности по страховым взносам в ПФР.
Следовательно, не соблюден порядок предъявления требований к должнику, предусмотренный статьей 48 НК РФ.
Уполномоченный орган не обращался с заявлением о взыскании (то есть, требование N 2451 об уплате налога, не подтверждено вступившим в законную силу судебным актом). Возможность принудительного исполнения по требованию N 2451 в связи с истечением срока на нее взыскание утрачена.
В отсутствие доказательств обратного, суммы налога, право требования в судебном порядке по которым просрочено не подлежат принудительному взысканию, а значит, не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.
Ходатайство о восстановлении срока давности взыскания (абзац 4 части 2 статьи 48 НК РФ) уполномоченный орган не заявлял, уважительных причин пропуска срока суду не приводил.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
2. Относительно требования N 02701140044598 от 25.05.2011, требования N 1487 от 27.10.2009, требования N 559 от 16.03.2010, решения N 969 от 26.11.2009, постановления N 027011900011133 от 06.10.2011, постановления N 330 от 03.08.2010, постановления N N 1412, 1411 от 03.12.2009.
Учитывая, что до 09.11.2011 должник обладал статусом индивидуального предпринимателя, судом принимаются во внимание следующие положения законодательства, действующие в период 2009-2011 года.
Задолженность по страховым взносам должника образовалась в связи с неисполнением должником норм Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования" (действовавшего в период возникновения вышеозначенных требований, утратил силу 01.01.2017).
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частями 6 и 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Как усматривается из Письма ПФ РФ N АД-30-26/5422, ФССП России N 00014/14/24951-АП от 05.05.2014 "По вопросу взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщиков страховых взносов" Законом N 358-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми акты Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, предъявляются на принудительное исполнение в течение шести месяцев со дня их вынесения без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов.
Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 441-ФЗ), вступившим в силу 10.01.2014, закреплены в том числе положения, регламентирующие порядок повторного предъявления исполнительных документов на принудительное исполнение.
В соответствии с нормами Закона N 441-ФЗ в случае возвращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации исполнительного документа с актом о невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и принятия судебным приставом-исполнителем всех предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе повторно предъявить на исполнение постановление о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщика не ранее двух месяцев после окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока в случае предъявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации информации об изменении имущественного положения должника.
06.10.2011 постановлением Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нягань ХМАО-Югры N 02701190011133 в отношении Ведерникова И.Ю. в соответствии с требованием об уплате недоимки от 25.05.2011, подлежащего уплате в срок до 15.06.2011, постановлено произвести взыскание с должника в размере 10 790 руб. 79 коп.
03.08.2010 постановлением Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нягань ХМАО-Югры N 330 в отношении Ведерникова И.Ю. в соответствии с требованием об уплате недоимки от 16.03.2010 N 559, подлежащего уплате в срок до 01.04.2010, постановлено произвести взыскание с должника в размере 7 671 руб. 11 коп.
03.12.2009 постановлением Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нягань ХМАО-Югры N 1412 в отношении Ведерникова И.Ю. в соответствии с решением N 963 о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, постановлено произвести взыскание с должника в размере 2 192 руб. 95 коп.
03.12.2009 постановлением Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нягань ХМАО-Югры N 1411 в отношении Ведерникова И.Ю. в соответствии с решением N 963 о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, постановлено произвести взыскание с должника в размере 4 378 руб. 12 коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Нягани от 18.06.2012 возбуждено исполнительное производство N 15306/12/11/86 в отношении должника на основании постановления N 11133 от 06.10.2011, выданного Государственным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нягань, предмет исполнения: страховые взносы в размере 12 463 руб. 36 коп.
Постановлением судебного пристава ОСП по г. Нягани от 18.06.2012 исполнительное производство N 15306/12/11/86 окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю.
В пункте 3 разъяснено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона об исполнительном производстве.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Нягани от 26.04.2010 возбуждено исполнительное производство N 86/11/14693/21/2010 в отношении должника на основании акта N 1411 от 03.12.2009, выданного Государственным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нягань, предмет исполнения: взыскание долга в размере 4 387 руб. 12 коп.
Постановлением судебного пристава ОСП по г. Нягани от 30.11.2010 исполнительное производство N 86/11/14693/21/2010 окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю.
В пункте 4 разъяснено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона об исполнительном производстве.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Нягани от 26.04.2010 возбуждено исполнительное производство N 86/11/14688/21/2010 в отношении должника на основании акта N 1412 от 03.12.2009, выданного Государственным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нягань, предмет исполнения: взыскание долга в размере 2 192 руб. 95 коп.
Постановлением судебного пристава ОСП по г. Нягани от 30.11.2010 исполнительное производство N 86/11/14688/21/2010 окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю.
В пункте 4 разъяснено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Закона об исполнительном производстве.
Основанием для возвращения исполнительных документов являлось отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается, в том числе, предъявлением исполнительного документа к исполнению.
В пункте 2 статьи 22 Закона об исполнительном производстве указано, что после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Пунктом 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Пунктом 3.1 статьи 22 Закона об исполнительном производстве указано, что в случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного Федеральным законом.
В силу части 4 статьи 46 Закона об исполнительном производстве возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для его повторного предъявления к исполнению в сроки, установленные статьей 21 Закона.
Иной порядок исчисления сроков предусмотрен лишь в отношении исполнительных документов, исполнение по которым было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению (пункт 3.1 Закона об исполнительном производстве, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 7-П).
То есть с момента возвращения исполнительных документов взыскателю для взыскателя начал течь шестимесячный срок для предъявления исполнительного документа в ФССП России (пункт 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).
В рассматриваемом случае после возвращения исполнительных документов взыскателю на основании постановлений об окончании исполнительного производства от 18.06.2012, от 30.11.2010, исполнительные документы в пределах срока исполнительской давности к исполнению не предъявлялись. Обратного из материалов дела не следует.
По смыслу приведенных норм, взыскатель, не реализовавший свое право на принудительное исполнение исполнительного документа после истечения срока предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению не вправе в последующем претендовать на судебную защиту при заявлении требования кредитора в деле о банкротстве.
Аналогичная правовая позиция, как отмечено ранее, изложена в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, согласно которой требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
С учетом изложенного требования уполномоченного органа не подлежали включению в реестр требований кредиторов должника.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое определение - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить. Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 сентября 2019 года по делу N А75-15368/2018 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении в реестр требований кредиторов должника Ведерникова Ивана Юрьевича (ИНН 861003697952) задолженности в размере 21 358,34 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15368/2018
Должник: Ведерников Иван Юрьевич
Кредитор: Администрация муниципального образования город Нягань, Ведерников Иван Юрьевич, Игумнов Е.А. Евгений Анатольевич, Игумнов Евгений Анатольевич, Исянбаев Зульфар Саматович, ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ПАО "Сбербанк России", АССОЦИАЦИЯ ВЕДУЩИХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ДОСТОЯНИЕ", Майорова Екатерина Викторовна, МИФНС России N 3 по ХМАО - Югре, СОЮЗ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА", Финансовый управляющий Майорова Екатерина Викторовна, Финансовый управляющий Чернова Мария Аркадьевна, Чернова М. А.
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13352/19