г.Москва |
|
20 ноября 2019 г. |
Дело N А40-162784/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Е.В. Бодровой, |
|
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "КАШИРСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД "НОВОТРАНС" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.09.2019 принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-162784/19, по иску ООО "СЕВЕРНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 5087746427181) к ООО "КАШИРСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД "НОВОТРАНС" (ОГРН 1072502001770) о взыскании убытков в размере 425 343,78 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СГК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ООО "КВРЗ "Новотранс" убытков в размере 425 343,78 руб.
Решением суда от 25.09.2019 исковые требования ООО "СГК" удовлетворены в части, с ответчика взысканы убытки в размере 366 877 руб. 67 коп., в остальной части отказано.
ООО "КВРЗ "Новотранс" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Северная Грузовая Компания" (ООО "СГК"), далее по тексту именуемое Истец, владеет и пользуется вагонами с сетевыми номерами: 60960481. 60648854.60172640, 60960606, 60959988, 60959764.
Между ООО "СГК" и ООО "КВРЗ "Новотранс" заключен Договор N 128/КВРЗ от 02.09.2015 года на плановые виды ремонта грузовых вагонов.
Согласно условиям Договора, Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) и текущий отцепочный ремонт (ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.
Одной из основных обязанностей (критериев / условий) проведения Подрядчиком ремонтов грузовых вагонов Заказчика является качество выполнения работ при ремонте грузовых вагонов для перевода вагона в рабочий парк и допуска технически исправного вагона на пути общего пользования. Подрядчик обязался перед Заказчиком проводить указанные ремонты грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ.
В соответствии с пунктом 7.1 Договора, гарантийный срок на выполненные работы по деповскому ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, по не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении (утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 16-17.10.2012 г. N 57), начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ 36-М.
Договором предусмотрено, что расследование случаев причин отцепки вагонов и ведение рекламационной работы проводится в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузовых вагонов и ведения рекламационной работы, (далее - Регламент), либо документом, введенным в действие взамен него.
Пунктом 7.3. Договора предусмотрено, что при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта (далее - дефекты), грузовые вагоны направляются в вагонные эксплуатационное депо сети железных дорог или депо Подрядчика для устранения выявленных дефектов. Заказчик имеет право устранять дефекты в любых ближайших организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Во исполнение взятых на себя обязательств по Договору, ООО "СГК" направило железнодорожные вагоны N 60960481, 60648854. 60172640, 60960606, 60959988. 60959764 в ООО "КВРЗ "Новотранс" для проведения деповского ремонта, что подтверждается справками ГВЦ, после проведения которого, вагоны были приняты из ремонта, а работы по проведенному ремонту оплачены.
Вместе с тем, впоследствии в пределах гарантийного срока, установленного п. 7.3. Договора, вышеуказанные вагоны были направлены во внеплановый отцепочный ремонт, что подтверждается Рекламационными Актами, актами выполненных работ, счетами, платежными поручениями и др.
В соответствии с пунктом 1.4. Регламента неисправность грузового вагона определяется осмотрщиком вагона ВЧДэ при техническом обслуживании. Перевод вагона в неисправные, осуществляется по кодам неисправностей, указанных в квалификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов (КЖА 2005 05)", утв. Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (или на основании иного документа, принятого на его замену).
В силу 4.2. Регламента на основании рекламационных документов владелец вагона вправе предъявить затраты за отцепочный ремонт с приложением одного оригинала рекламационных документов контрагенту в соответствии с условиями заключенных договоров и действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, стороны, присоединившиеся к Регламенту, наделили ВЧДЭ полномочиями по установлению виновного лица, для дальнейшего предъявления к нему претензий собственником вагона.
Указанные выше вагоны в течение гарантийного срока были отцеплены и отремонтированы Эксплуатационными вагонными депо ОАО "РЖД", а текущий отцепочный ремонт вагонов был оплачен ООО "СГК".
По результатам проведенных работ в ВЧДэ были оформлены, подписаны и заверены печатью Рекламационные акты, которыми установлено, что ответственность за некачественный ремонт вагонов необходимо отнести на структурное предприятие Ответчика.
По причине вынужденного простоя грузовых вагонов с сетевыми номерами: 60960481. 60648854, 60172640, 60960606, 60959988, 60959764 в ремонте, вследствие проведения некачественного плановых видов ремонта Ответчиком, ООО "СГК" не могло использовать грузовые вагоны для извлечения прибыли, в том числе, путем сдачи их в аренду и недополучило доходы, которые получило бы при обычном ведении своей коммерческой деятельности, если бы ООО "КВРЗ "Новотранс" надлежащим образом исполнило свои обязательства по Договорам на ремонт грузовых вагонов.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N 7 сумма неполученных доходов определяется на основании прибыли за аналогичный период до нарушения должником обязательства и после того, как нарушение было прекращено, - если в результате нарушения договора кредитор не смог осуществлять свою обычную деятельность.
В обоснование неполученных доходов за время нахождения грузовых вагонов в ремонте по причине проведения Ответчиком некачественного плановых видов ремонта, Истец представил в материалы дела Акты приема-передачи оказанных услуг, подписанные Истцом с третьими лицами, подтверждающие востребованность и занятость подвижного состава Истца, а также, среднесуточную прибыль и недополученные доходы Истца, которые он получил бы, если бы его право не было нарушены.
Таким образом, вследствие некачественно произведенных плановых видов ремонтов по вине Ответчика - ООО "КВРЗ "Новотранс", Истец не получил доход за время нахождения грузовых вагонов в текущем отцепочном ремонте, который получил бы, если бы его право не было нарушено действиями (бездействиями) Ответчика.
Согласно расчету истца, по состоянию на момент рассмотрения настоящего иска, размер убытков Истца, вследствие некачественно произведенных плановых видов ремонтов по вине ООО "КВРЗ "Повотранс", составляет 425 343,78 руб., из них: расходы, связанные с текущими ремонтами 98 729, 45 руб.; упущенная выгода - 326 614, 33 руб.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика были направлены претензии N N юр-1060/19 от 27.02.2019 года, юр-1049/18 от 10.01.2019 года, юр-1067/19 от 27.02.2019 года, юр-1089/19 от 19.03.2019 года, юр-1092/19 от 19.03.2019 года, юр-1097/18 от 19.03.2019 года, которые ответчик оставил без удовлетворения.
Суд, руководствуясь ст. 71 АПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит, что доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, подлежат отклонению, поскольку они опровергаются материалами дела, за исключением суммы НДС - 58 466,11 руб.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СГК" направило в ООО "КВРЗ "Новотранс" претензии по указанным ремонтам с приложением всех необходимых рекламационных документов, письменно обосновало причинение Ответчиком Истцу убытков, в том числе недополучение дохода Истцом, вследствие действий (бездействий) Ответчика по некачественно произведенным плановым видам ремонта.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждаются понесенные убытки ООО "СГК", противоправность действий ответчика, причинно-следственная связь между этими действиями и правовые последствия, что является основанием для взыскания убытков с ответчика.
Довод ответчика, что истцом не представлено доказательств ремонта вагона N 60960606 у ответчика, отклоняется, поскольку к материалам дела дела приложенный рекламационный акт подтверждающий ремонт у ответчика.
Согласно Регламенту расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, причастные ВРП, ВСЗ самостоятельно контролируют внеплановые, отцепки вагона в ремонт, в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой руководителей ВЧДЭ о своем участии, либо участии других заинтересованных лиц в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали и сообщают о целесообразности ожидания вагона до прибытия своего представителя.
Однако Ответчик не воспользовался своим правом участвовать в расследовании случаев отцепок по технологическим неисправностям. Так как Ответчик не направил в адреса ВЧДЭ в суточный срок уведомления об участии в расследовании, расследование было проведено в одностороннем порядке работниками вагонных эксплуатационных и ремонтных депо.
Приведенные выше расходы на ремонт вагонов связаны не с обязанностью Истца по содержанию подвижного состава, а с устранением поломок вагонов, которые произошли вследствие проведения некачественного деповского ремонта ООО "КВРЗ "Новотранс", о которых Истец не мог знать и предвидеть при принятии вагонов в свое пользование и распоряжение.
В дефектной ведомости или Расчетно-дефектной ведомости указывается конкретное время проведения ремонтных работ в ВРП (т.е. когда работник непосредственно ремонтировал вагон). Тогда как для расчета упущенной выгоды использованы даты ВУ-23 (сопроводительный документ на обнаружение неисправности и браковку вагона в ремонт) и ВУ-36 (сопроводительный документ на выпуск вагона из ремонта) - фактическое время, которое вагон не мог быть использован для получения выгоды.
ООО "СГК" ведет коммерческую деятельность по договорам оперирования (предоставления вагонов под конкретные груженые перевозки). Упущенная выгода для полувагонов, предоставляемых по договорам оперирования рассчитывается следующим образом: среднесуточная доходность от перевозки до проведения ремонта (или во время ремонта - если вагон пошел в ремонт груженый) и от перевозки после ремонта * кол-во дней в ремонте.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N 7 сумма неполученных доходов определяется на основании прибыли за аналогичный период до нарушения должником обязательства и после того, как нарушение было прекращено, - если в результате нарушения договора кредитор не смог осуществлять свою обычную деятельность.
В случае нахождения вагонов в ремонте по вилам неисправностей, предъявленных в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Каширский вагоноремонтный завод "Новотранс" по рекламационным случаям, арендная плата не начисляется с даты составления ВУ-23 по дату составления ВУ-З6.
Из материалов дела следует, что причины отцепки всех вагонов в ремонт -претензии к качеству выполнения деповского ремонта, код 912. В ряде случаев вагоны бракуются по нескольким видам неисправностей, но всегда в том числе по коду 912.
Согласно Приказу МПС РФ от 18.06.2003 N 28 (ред. от 03.10.2013) Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом: п. 22.3. "При приеме собственных порожних вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов. Собственные порожние вагоны, имеющие технические неисправности (за исключением вагонов, следующих в ремонт), угрожающие безопасности движения, к перевозке не принимаются".
Таким образом, ООО "СГК" не могло выжидать текущих ремонтов по собственной инициативе и своевременно отправляло вагоны в текущий ремонт.
Приложенные к претензиям по возмещению упущенной выгоды документы и расчеты свидетельствуют о том, что со стороны ООО "СГК" были предприняты все меры и приготовления с целью получения выгоды (пункт 4 статьи 393 ГК РФ), а именно: вагоны-цистерны находились в аренде по договорам аренды. Во время нахождения вагонов-цистерн в ремонте по рекламационным случаям арендная плата не начисляется с даты составления ВУ-23 по дату составления ВУ-36, что прямо свидетельствует о недополученной выгоде по вине Общества с ограниченной ответственностью "Каширский вагоноремонтный завод "Новотранс"; полувагоны - до проведения ремонта по рекламационному случаю и после проведения ремонта, полувагоны были максимально задействованы в перевозках по договорам оперирования между ООО "СГК" и Контрагентами.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
Отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных обстоятельств, влечет недоказанность всего сложного состава гражданско-правового института убытков и отказ в удовлетворении исковых требований. Из представленных документов следует, что вред, причиненный истцу и несение им убытков в этой связи, явилось следствием нарушения ответчиком обязательств по договору.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования по заявленным истцом основаниям являются частично обоснованными и подлежат удовлетворению о взыскании убытков в размере 366 877 руб. 67 коп.
Перерасчет суда соответствует действующему законодательству.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.09.2019 по делу N А40-162784/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "КАШИРСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД "НОВОТРАНС" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162784/2019
Истец: ООО "СЕВЕРНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "КАШИРСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД "НОВОТРАНС"