город Ростов-на-Дону |
|
05 декабря 2019 г. |
дело N А32-22375/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Худяковой О.Б. по доверенности от 27.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2019 по делу N А32-22375/2019 (судья Купреев Д.В.) по заявлению закрытого акционерного общества "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, министерство) от 04.03.2019 N 1.19/18-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием необходимости представления обществом спорных документов, допущенными министерством в ходе проверки процессуальными нарушениями.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, министерство явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 25.01.2019 N 1.19/18 в отношении закрытого акционерного общества "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В ходе проверки установлено, что ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду: стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Вместе с тем, план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при наступлении неблагоприятных метеорологических условий обществом не разработан, учетные сведения об изменении характеристик технологических процессов основных производств источников загрязнения окружающей среды не внесены в Программно-техническое обеспечение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
По указанному факту контролирующим органом 04.03.2019 обществу выдано предписание N 1.19/18-2, в соответствии с которым необходимо устранить выявленные нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в срок до 09.08.2019.
ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг", не согласившись с предписанием контролирующего органа от 04.03.2019 N 1.19/18-2, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам утвержден Приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 (далее - Порядок N 899).
Согласно пункту 2 Порядка N 899 порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий.
Заинтересованными лицами в целях Порядка N 899 являются, в том числе, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (пункт 3 Порядка N 899).
Из материалов дела следует, что ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от 24.04.2018 N 236-В/18 сроком действия в период с 24 апреля 2018 года по 10 декабря 2024 года.
Согласно пункту 7 Условий действий разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от 24.04.2018 N 236-В/18 ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг" необходимо согласование мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий в установленном порядке.
Вместе с тем, план мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий обществом в установленном порядке не согласован.
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Частями 9-10 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
Однако в нарушение указанных требований, актуальные сведения об источниках загрязнения окружающей среды ЗАО "Оптово-розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг", осуществившим постановку объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, в Министерство природных ресурсов Краснодарского края не представлены. Указанное подтверждается отсутствием поданных обществом заявок о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в государственной информационной системе, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - ПТО УОНВОС.
В обоснование своей правовой позиции общество указывало, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края не утвержден перечень предприятий, обязанных выполнять мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в Краснодарском крае.
Вместе с тем, формирование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, перечня предприятий, обязанных выполнять мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, законодательством не предусмотрено.
Доводы заявителя о наличии в "Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", подготовленном ОАО "НИИ "Атмосфера", положений, устанавливающих условия выполнения предприятиями мероприятий при наступлении неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с определенной категорией, являются необоснованными, так как данное методическое пособие содержит рекомендации по расчету, нормированию допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при разработке соответствующих проектов и не распространяется на порядок и обязанность организации по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий. Кроме того, данный документ применяется в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Указанные обстоятельства позволили суду сделать вывод о наличии у контролирующего органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных при проведении проверки, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены. Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2019 по делу N А32-22375/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22375/2019
Истец: ЗАО "КубаньОптПродТорг", ЗАО "Оптово -розничная торговая и производственная фирма "Кубаньоптпродторг"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края