г. Самара |
|
02 декабря 2019 г. |
А55-6300/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области - представителей Ильясовой С.Р. (доверенность от 24.04.2019 N ДИТ-24-01/548), Иванова А.С. (доверенность от 23.01.2019 N 24-01/61),
от общества с ограниченной ответственностью "СамЭК" - представителя Рябовой Д.В. (доверенность от 01.02.2019),
от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - представителя Сидоровой О.Н. (доверенность от 12.11.2019 N МЭЖКХ-15/5171),
от ООО "Самарские коммунальные системы" - представителя Матерко О.В. (доверенность от 19.02.2018),
от ООО "Аква-Строй" - представителя Якубяк Ю.Ю. (доверенность от 01.09.2018),
от иных лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "СамЭК"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2019 года по делу N А55-6300/2019 (судья Степанова И.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамЭК", г. Самара,
к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц: ООО "Аква-Строй", Дементьева Владислава Сергеевича, ООО "Самарские коммунальные системы", Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СамЭК" (далее - заявитель, общество, ООО "СамЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившегося и непринятии в установленный срок решения об установлении тарифов по заявлению ООО "СамЭК" вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.10.2018 методом экономически обоснованных расходов и об обязании Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СамЭК" путем принятия по делу по установлению тарифа на транспортировку ООО "СамЭК" питьевой воды с 29.10.2018 соответствующею решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, обязать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СамЭК" путем принятия по делу по установлению тарифа на транспортировку ООО "СамЭК" сточных вод с 29.10.2018 соответствующего решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены ООО "Аква-Строй", Дементьев Владислав Сергеевич, ООО "Самарские коммунальные системы", Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, г. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "СамЭК", с учетом письменных дополнений от 11.10.2019 г., просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2019 года по делу N А55-6300/2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на несогласие Общества с выводом суда первой инстанции о том, что удовлетворение заявленных требований Общества не приведет к восстановлению его нарушенных прав. Общество полагает, что Министерством допущено незаконное бездействие выразившееся в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифов по заявлению ООО "СамЭК" вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.10.2018 методом экономически обоснованных расходов, в связи с данный вывод должен был содержатся в резолютивной части решения суда и требования заявителя подлежали удовлетворению.
Кроме того, с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции обратился также и Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, который, с учетом дополнения к апелляционной жалобе от 20.11.2019, просит суд апелляционной инстанции изменить мотивировочную часть решения Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2019 года по делу N А55-6300/2019 в части признания судом первой инстанции незаконным бездействия министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, выразившегося в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифов по заявлению ООО "СамЭК" вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.11.2018, признав законность продления срока рассмотрения тарифного дела в отношении ООО "СамЭК". В остальной части Департамент просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения. Департамент полагает, что Министерством не было допущено незаконного бездействия, а вывод суда об обратном не основан на материалах дела.
В материалы дела поступил отзыв Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области на апелляционную жалобу Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, в котором Министерство поддержало апелляционную жалобу Департамента в полном объеме, просило суд апелляционной инстанции ее удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, в котором ООО "СамЭК" просит суд апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента отказать, указывая на ее необоснованность.
В материалы дела поступил отзыв третьего лица - ООО "Аква-Строй" на апелляционную жалобу Департамента, в котором третье лицо просит суд апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы заинтересованного лица отказать, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований ООО "СамЭК" отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
22.11.2019 в материалы дел поступили письменные пояснения заявителя в порядке ст. 81 АПК РФ, в связи с поступлением дополнений к апелляционной жалобе Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, в которых заявитель указал на необоснованность доводов, изложенных Департаментом в дополнениях к апелляционной жалобе, просил суд апелляционной инстанции их отклонить.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, Дементьева Владислава Сергеевича, на апелляционную жалобу Департамента, в котором данное третье лицо просит суд апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы заинтересованного лица отказать, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований ООО "СамЭК" отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, ООО "Самарские коммунальные системы" апелляционную жалобу Департамента поддержали, просили ее удовлетворить, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СамЭК".
Представители заявителя, ООО "Аква-Строй" в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, поддержали апелляционную жалобу ООО "СамЭК".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие иных не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и исходит при этом из следующего.
Как указывает заявитель, 27.12.2017 между ООО "Аква-строй" (продавец) и ООО "СамЭК" (покупатель) был заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец передает в собственность, а покупатель принимает в собственность и обязуется оплатить сооружения: водовод D-500 мм, протяженностью 1330 м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, р-н Кировский, Промышленный район, от пересечения ул. Демократической и ул. Георгия Димитрова по улице Георгия Димитрова, по ул. Солнечной, по ул. Ташкентской до пересечения ул. Ташкентской и ул. Демократической, кадастровый номер 63:01:0000000:22434 и канализационную линию, протяженностью 628 м., расположенную по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, по улице Солнечной от пересечения ул. Солнечной и ул. Георгия Димитрова до пересечения ул. Солнечной и ул. Ташкентской, кадастровый номер 63:01:0000000:22441. Указанные объекты были переданы ООО "СамЭК" по акту приема-передачи от 27.12.2017.
14.06.2018 между ИП Дементьевым Владиславом Сергеевичем (продавец) и ООО "СамЭК" (покупатель) был заключен договор купли-продажи, согласно п. 1.1 которого продавец передает в собственность ООО "СамЭК", а ООО "СамЭК" принимает в собственность и обязуется оплатить сооружения: водопровод протяженностью 1065 м и канализацию протяженностью 1592 м., расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, в границах ул. Подшипниковая, Брошевского, Гая, Николая Панова. Указанные объекты были переданы ООО "СамЭК" по акту приема-передачи от 14.06.2018.
27.09.2018 между ИП Дементьевым B.C. (продавец) и ООО "СамЭК" (покупатель) был также заключен договор купли-продажи объектов водоснабжения и водоотведения, согласно п. 1.1 которого продавец передает в собственность ООО "СамЭК", а ООО "СамЭК" принимает в собственность и обязуется оплатить сооружения: водопровод протяженностью 683 м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, в границах ул. Мориса Тореза, Революционная, Аэродромная, Дзержинского; канализацию протяженностью 159 м., расположенную по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, в границах ул. Мориса Тореза, Революционная, Аэродромная, Дзержинского; водопровод протяженностью 683 м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, в границах ул. Советской Армии, ул. Ново-Садовой, 3 просеки; канализацию протяженностью 497 м., расположенную по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, в границах ул. Советской Армии, ул. Ново-Садовой, 3 просеки.
Указанные объекты были переданы ООО "СамЭК" по акту приема-передачи от 28.09.2018.
28.09.2018 между ИП Дементьевым B.C. (продавец) и ООО "СамЭК" (покупатель) был также заключен договор купли-продажи объектов водоснабжения и водоотведения, согласно п. 1.1 которого продавец передает и собственность ООО "СамЭК", а ООО "СамЭК" принимает в собственность и обязуется оплатить сооружения: водопровод протяженностью 616 м. и канализацию протяженностью 743 м., расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, в границах ул. Ставропольская, Майская, Нагорная, Волховская. Указанные объекты были переданы ООО "СамЭК" по акту приема-передачи от 28.09.2018.
Как указывает заявитель, он является законным владельцем сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в городском округе Самара, и как собственник сетей водоснабжения и водоотведения несет в настоящее время в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания указанного имущества. Водоснабжение жилых и нежилых помещений осуществляется по сетям ООО "СамЭК" в рамках фактически сложившихся отношений. Отведение стоков от жилых и нежилых помещений также осуществляется по сетям ООО "СамЭК" в рамках фактически сложившихся отношений.
В силу естественно-монопольной деятельности транзитных организаций их услуги по транспортировке воды и сточных вод подлежат государственному ценовому регулированию (ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях", Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункт 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Цена за подобные услуги определяется органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В связи с этим, общество обратилось в министерство с заявлением вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.10.2018 года методом экономически обоснованных расходов.
Как указывает заявитель, в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее Правила регулирования), к заявлению об установлении тарифов обществом были приложены копии всех требуемых правоустанавливающих документов.
Извещением N 15/10349 от 09.11.2018 министерство уведомило об открытии с 09.11.2018 дела по установлению для ООО "СамЭК" тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды на 2018 год методом сравнения аналогов. Указанным извещением ООО "СамЭК" было предложено представить дополнительные пояснения и документы.
Извещением N 15/10350 от 09.11.2018 министерство уведомило об открытии с 09.11.2018 дела по установлению для ООО "СамЭК" тарифов в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод на 2018 год методом сравнения аналогов. Указанным извещением ООО "СамЭК" было предложено представить дополнительные пояснения и документы.
Письмом исх. N 01-08п от 19.11.2018 ООО "СамЭК" в адрес министерства направлены пояснения и дополнительные документы в обоснование законности установления тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод.
Впоследствии в адрес ООО "СамЭК" поступили извещение министерства N 15/10775 от 22.11.2018 о продлении рассмотрения дела по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды для ООО "СамЭК" на 2018 год на 30 календарных дней, а также извещение Министерства N 15/10776 от 22.11.2018 о продлении рассмотрения дела по установлению тарифов в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод для ООО "СамЭК" на 2018 год на 30 календарных дней.
Письмом исх. N 01-16п от 28.11.2018 ООО "СамЭК" в адрес министерства направлены пояснения и дополнительные документы в обоснование законности установления тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с указанием на отсутствие у министерства оснований для продления рассмотрения дел по установлению тарифов для ООО "СамЭК".
В дальнейшем какие-либо извещения по заявлению ООО "СамЭК" вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.10.2018 методом экономически обоснованных расходов ООО "СамЭК" от министерства не получало.
В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что бездействие министерства, выразившееся в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифов по заявлению ООО "СамЭК" вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.10.2018 методом экономически обоснованных расходов, является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "СамЭК" в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, такое бездействие министерства ограничивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, лишает ООО "СамЭК" возможности своевременно возмещать затраты на содержание сетей, находящихся во владении и эксплуатации ООО "СамЭК", нарушая баланс интересов в сфере водоснабжения и водоотведения и принцип возмездного перехода ценностей в гражданском обороте. По мнению заявителя, отсутствие установленных тарифов влечет невозможность заключения им договора на транспортировку питьевой воды и сточных вод, поскольку порядок оплаты по договору является существенным условием и ссылки на оплату по установленному тарифу прямо предусмотрены типовой формой договора и нормами действующего законодательства, и соответственно препятствует получению денежных средств за фактическое оказание услуг по транспортировке питьевой воды и сточных вод, причиняя ООО "СамЭК" убытки.
Министерство в обоснование возражений ссылается на то, что Департамент является правопреемником Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области в части их полномочий в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и отмечает, что совместно с передачей Министерством полномочий Департаменту была передана и вся необходимая информация (документация), в том числе и относительно применения тарифов установленных до 01.01.2019. Таким образом, с 01.01.2019 Министерство не наделено полномочиями по вышеуказанным вопросам и возложение на министерство полномочий по вопросам относительно применения тарифов может быть расценено как вмешательство министерства в деятельность департамента и выход за пределы своих полномочий.
По объяснениям министерства, им были открыты дела по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды, в сфере водоотведения и транспортировки сточных вод на 2018 год методом сравнения аналогов с 09.11.2018 со ссылкой на извещения N 15/10349, 15/10350 от 09.11.2018 и таким образом соблюдены регламентированные действующим законодательством сроки для открытия дел.
Министерство и департамент ссылаются на извещения N 15/10349, 15/10350 от 09.11.2018, в которых также указан ряд замечаний к правоустанавливающим документам, предоставленным обществом для установления тарифа, а также на направленные министерством обществу 22.11.2018 извещения N 15/10775 и 15/10776 от 22.11.2018 о продлении рассмотрения дел по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды, в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод для ООО "СамЭК" на 2018 год методом сравнения аналогов на 30 календарных дней.
Ссылаясь на п. 22 Правил регулирования, Министерство и Департамент считают не нарушенными сроки рассмотрения заявления на установление тарифа.
Министерство и Департамент считают, что ООО "СамЭК" соответствует критериям, указанным в п. 53 Основ ценообразования, поэтому министерством при установлении тарифов был правильно применен метод сравнения аналогов, ссылаясь при этом на п. 31 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406; п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также информацию Администрации городского округа Самара (письмо вх. N15268 от 13.11.2018), согласно которой, участки сетей водоснабжения и водоотведения ООО "СамЭК" входят в зону деятельности гарантирующей организации ООО "Самарские коммунальные системы" и на документы, представленные ООО "СамЭК", согласно которым, протяженность водопроводных и канализационных сетей организации составляет 4 249,00 м. и 3 280,56 м. соответственно.
По объяснениям министерства и департамента, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в части транспортировки питьевой воды и сточных вод для ООО "СамЭК" установлены приказом министерства от 20.12.2018 N 976 на 2019 год, а установление тарифов на 2018 год после 20.12.2018 не представляется возможным в связи с необходимостью соблюдения требований п.5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также п. 32 Правил регулирования, согласно которому орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской федерации.
Министерство и Департамент при этом обращают внимание на то, что в силу п. 33 Правил регулирования решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
По вопросу продления рассмотрения тарифных дел по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды, в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод для ООО "СамЭК" на 30 календарных дней министерство и департамент, ссылаясь на п. 22, 20 Правил регулирования, поясняют, что извещениями от 09.11.2018 министерством запрошены дополнительные документы со сроком представления до 21.11.2018. Кроме этого, министерством были направлены запросы в ООО "Самарские коммунальные системы" с целью подтвердить (опровергнуть) сведения об объемах питьевой воды и стоков на 2018 год, представленные ООО "СамЭК" (письмо от 02.11.2019 исх. N 15/10040); Главе городского округа Самара о предоставлении информации о гарантирующей организации на участках, заявленных ООО "СамЭК" (письмо от 02.11.2018 исх. N 15/10045). Ответ ООО "СамЭК" на извещения министерством был получен 22.11.2018 (письмо вх. от 22.11.2018 N 15921). В связи с поступлением дополнительной информации по объектам водоснабжения и водоотведения ООО "СамЭК", с целью уточнения информации министерством был направлен запрос Главе городского округа Самара о предоставлении информации о хозяйствующем субъекте и об учете сетей ООО "СамЭК" в схеме водоснабжения и водоотведения городского округа Самара. Ответ на данный запрос получен министерством после 26.11.2018 (письмо 30.11.2018 вх. N 16604), что превышает 30 календарных дней с даты подачи заявления ООО "СамЭК" об установлении тарифов (заявление от 26.10.2018 вх. 1158/р). В связи с этим, министерство своими извещениями от 22.11.2018 N15/10776; N15/10775 уведомило ООО "СамЭК" о принятии решения по продлению рассмотрения тарифных дел по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды, в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод на 30 календарных дней.
Министерство и департамент считают необоснованными доводы ООО "СамЭК" о намеренном затягивании рассмотрения тарифных дел, ссылаясь также на график установления тарифов на 2019 год (более 700 тарифов).
При принятии судебного акта, суд первой инстанции указал, что Министерству были представлены все необходимые документы и оно необоснованно не приняло решение по заявлению Общества от 26.10.2018 по установлению тарифов, не позднее 26.11.2018 года. Суд пришел к выводу о незаконном бездействии Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившемся в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифов но заявлению ООО "СамЭК" вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.10.2018, однако, сославшись на пункты 32 и 33 Правил регулирования, указал, что удовлетворение заявления общества не приведет к восстановлению его нарушенных прав, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Оценивая обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закона о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
В соответствии с п. 1 ч. 1, п.3 ч.2 ст. 31 Закона о водоснабжении транспортировка воды относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения, а тариф на транспортировку воды -к регулируемым тарифам.
В соответствии с п. 2 ч. 7, п. 2 ч. 8 ст. 31 Закона о водоснабжении прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на транспортировку сточных вод - к регулируемым тарифам.
В соответствии с п. 12 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
В соответствии с п. 13 Правил регулирования открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется:
а) по предложению регулируемой организации;
б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 16 Правил регулирования предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов. В заявлении об установлении тарифов указывается следующая информация:
а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении тарифов (далее - заявитель):
фирменное наименование заявителя - юридического лица (согласно уставу регулируемой организации), фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации;
основной государственный регистрационный номер регулируемой организации, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации юридического лица (согласно свидетельству о государственной регистрации в качестве юридического лица);
почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и адрес электронной почты;
индивидуальный номер налогоплательщика и код причины постановки на налоговый учет;
б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования тарифов для установления тарифов;
в) метод регулирования тарифов, который регулируемая организация считает необходимым применить при регулировании тарифов на ее товары (работы, услуги).
В соответствии с п. 17 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;
б) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);
в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности;
г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату;
д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
ж) расчет размера тарифов;
з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям;
и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (при наличии);
к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);
л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);
м) перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору. Органом регулирования тарифов могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию;
н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии);
о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования;
Согласно п. 17(1) Правил регулирования при установлении тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, документы, указанные в подпунктах "л" - "н" пункта 17 настоящих Правил, к заявлению об установлении тарифов не прилагаются. При установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования регулируемой организацией, заключившей концессионное соглашение в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, документы, указанные в подпунктах "л" - "о" пункта 17 настоящих Правил, к заявлению об установлении тарифов не прилагаются.
Согласно п. 18 Правил регулировании заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.
Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, является исчерпывающим.
В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, отказ в открытии дела не допускается.
В силу п. 20 Правил регулирования решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 настоящих Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов.
Представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, уполномоченные руководителем такой организации, вправе на основании письменного ходатайства знакомиться со всеми материалами дела об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода со дня его открытия до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов (п.21 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с п.8 Правил регулирования тарифов, тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой.
Согласно п. 22 Правил регулирования тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
Согласно п. 23 Правил регулирования тарифов Порядок регистрации поступивших в орган регулирования тарифов предложений об установлении тарифов определяется регламентом.
В соответствии с п.24 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.
Согласно п.27 Правил регулирования тарифов решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 19 настоящих Правил. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.
Из материалов дела слелует, что Общество обратилось в Министерство с заявлением вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.10.2018 года методом экономически обоснованных расходов, то есть тарифов на текущий год.
ООО "СамЭК" является организацией, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось.
Заявление подано до 01 ноября 2018 года.
В связи с чем в рассматриваемом случае подлежит применению п.22 Правил регулирования тарифов, предусматривающий, что в этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Таким образом, Правила регулирования тарифов предусматривают срок для установления тарифов - в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме, а также возможность его продления по решению органа регулирования не более чем на 30 календарных дней.
В рассматриваемом случае, получив от Общества заявление от 26.10.2018 года, Министерством были открыты с 09.11.2018 дела по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды, в сфере водоотведения и транспортировки сточных вод на 2018 год методом сравнения аналогов, о чем сообщило Обществу извещениями от 09.11.2018 года N 15/10349 и N 15/10350.
Также Министерством в адрес ООО "СамЭК" направлены извещения от 22.11.2018 N 15/10775 и 15/10776 от 22.11.2018 о продлении рассмотрения дел по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения в части транспортировки питьевой воды, в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод для ООО "СамЭК" на 2018 год методом сравнения аналогов на 30 календарных дней.
Указанные действия не противоречат п.22 Правил регулирования тарифов, предусматривающему возможность продления срока по решению органа регулирования тарифов.
Решение вопроса о необходимости продления срока является исключительной прерогативой органа регулирования тарифов.
Правила регулирования тарифов не содержат перечень случаев, при которых такое решение о продлении срока может быть принято, не предъявляют каких либо требований к содержанию такого решения.
Доводы заявителя о затягивании рассмотрения Министерством тарифных дел не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Установление тарифов на 2018 год после 20.12.2018 года не представляется возможным в связи с необходимостью соблюдения требования п.5 ст.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ и положений Правил регулирования тарифов.
В соответствии с п.5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Согласно п. 32 Правил регулирования орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 33 Правил регулирования решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
В связи с изложенным, довод заявителя и вывод суда первой инстанции о незаконном бездействии Министерства не основан на нормах права и обстоятельствах настоящего дела.
Также апелляционный суд отмечает, что договор купли-продажи сооружений, объектов водоснабжения и водоотведения, заключенный ООО "СамЭК" с ООО "Аква-строй" и акт приема-передачи объектов (представленные с пакетом документов в Министерство) датированы 2017 годом ( 27.12.2017 года), договоры купли-продажи сооружений, объектов водоснабжения и водоотведения, заключенные ООО "СамЭК" с ИП Дементьевым И.С. и акты приема-передачи объектов ( также представленные с пакетом документов в Министерство) датированы 14.06.2018, 27.09.2018, 28.09.2018 года, однако, в орган по регулированию тарифов с соответствующим заявлением по установлению тарифов ООО "СамЭК" обратилось лишь в конце октября 2018 года.
Заявитель, имея возможность обращения с соответствующим заявлением в орган регулирования тарифов с начала 2018 года ( по ряду объектов) и в течение 2018 года, обратился с заявлением лишь 26.10.2018 года.
Правила регулирования тарифов ( п.22 ) предоставляют органу регулирования тарифов возможность продления 30-ти дневного срока установления тарифов.
В рассматриваемом случае открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществлялось по предложению регулируемой организации и в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось. Организация, обращаясь в орган по регулированию с соответствующим заявлением об установлении тарифов и будучи заинтересованной в установлении и использовании тарифов стороной, должна принимать во внимание и учитывать положения Правил регулирования и тарифов и предельные сроки, по истечении которых установление тарифа невозможно.
Совокупность представленных в дело доказательств свидетельствует об ошибочности вывода суда первой инстанции, изложенного в мотивировочной части решения суда, о незаконном бездействии Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившемся в непринятии в установленный срок ( не позднее 26.11.2018 года ) решения об установлении тарифов по заявлению ООО "СамЭК" вх. N 1158/р от 26.10.2018 об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и на транспортировку сточных вод с 29.10.2018.
Однако данный неверный вывод суда первой инстанции не повлек принятие неправильного решения, поскольку в резолютивной части решения суда указано на отказ в удовлетворении заявленных требований, что соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ.
Согласно п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ.
В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36, не отменяя обжалуемое решение, приводит иную мотивировочную часть.
Однако, ввиду того, что Департамент просил изменить решение с указанием об этом в резолютивной части судебного акта суда апелляционной инстанции, апелляционная жалоба Департамента остается без удовлетворения.
В изложенных обстоятельствах, не имеется оснований и для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СамЭК", поскольку судом апелляционной инстанции признан ошибочным довод заявителя и вывод суда первой инстанции о незаконном бездействии Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившемся в непринятии в установленный срок решения об установлении тарифов по заявлению ООО "СамЭК" вх. N 1158/р от 26.10.2018.
Расходы по уплате ООО "СамЭК" государственной пошлины при обращении в суд с апелляционной жалобой в соответствии со ст.110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на плательщика.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2019 года по делу N А55-6300/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6300/2019
Истец: ООО "СамЭК"
Ответчик: Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о. Самара, Дементьев В.С., Департамент управления имуществом г. о. Самара, ООО "аква-строй", ООО "Самарские коммунальные системы"