г. Москва |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А40-177945/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Т.В.Захарова,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2019 года, принятое судьей Козловским В.Э., в порядке упрощенного производства по делу N А40-177945/19, по исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Арси" (ОГРН: 1030500602813) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Арси" (далее - ЗАО "Арси", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени в размере 487 238 руб. 13 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 10.07.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2019 исковые требования удовлетворены частично, с учетом применения ст. 333 ГК РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил изменить решение суда в части, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в размере 357 795 руб. 63 коп.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на имеющийся договор на увеличение сроков доставки груза, ввиду чего нарушение ответчиком обязательств не является доказанным.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 23.08.2019 не имеется на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела, в адрес грузополучателя ЗАО "Арси" по Северо- Кавказской железной дороге - филиала ОАО "РЖД" с просрочкой в доставке прибывали груженые вагоны в октябре 2018 года - марте 2019 года по накладным ЭЯ545668, ЭЯ541996, ЭЯ503672, ЭЯ503526, ЭЯ525235, ЭЯ524881, ЭЯ502985, ЭЯ545569, ЭЯ547789, ЭЯ502832, ЭЭ936905, ЭЭ938218, ЭЭ943674,ЭЭ937206,ЭЭ939017, ЭЭ937052, ЭЭ956209, ЭЭ956244, ЭЭ956119, ЭВ051842, ЭВ057140, ЭВ051437, ЭВ051615, ЭВ051724, ЭВ066565, ЭВ062592, ЭВ062479, ЭВ056930, ЭВ066655, ЭВ858802, ЭБ821998, ЭВ854305, ЭВ823053, ЭА0335478, ЭЯ992346, ЭЯ979196, ЭА033598, ЭЯ977571, ЭЯ977599, ЭА034717, ЭА035776, ЭА0357842, ЭЯ988308, ЭБ002921, ЭБ003593, ЭБ012335, ЭА996710, ЭА995354, ЭБ001338, ЭА997931, ЭБ001271, ЭБ002974, ЭБ003665, ЭГ513180, ЭГ514710, ЭГ513217.
Факт просрочки доставки вагонов подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось. Истец свои обязательства, связанные с передачей вагонов перевозчику, а также обязательства по оплате провозных платежей, исполнил надлежащим образом. Вагоны доставлялись на станцию назначения и выдавались грузополучателю с просрочкой.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Поскольку сроки доставки грузов ответчиком нарушены, истец обратился к перевозчику с претензиями, а поскольку они не были удовлетворены, последовало обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Доводы ответчика о наличии оснований для уменьшения суммы неустойки на основании договора на увеличение сроков доставки от 22.05.2012 N 394/ТЦФТО, заключенного между перевозчиком и грузоотправителем, подлежат отклонению, поскольку из п.1.1. договора от 22.05.2012, заключенного между ОАО "РЖД" и ОАО "Новоросцемент", следует, что указанный договор распространяет свое действие в отношении увеличения срока доставки только собственных (арендованных) вагонов.
Согласно отметкам в накладных, собственниками вагонов ни перевозчик, ни грузоотправитель не являются, ввиду чего по спорным накладным увеличение сроков доставки не предусмотрено договором.
Приняв во внимание ходатайство ответчика о снижении неустойки, оценив представленные в дело документы с учетом фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции признал доводы и доказательства истца достаточными для вывода о том, что удержанная ответчиком при окончательном расчете неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, применил положения статьи 333 ГК РФ и уменьшил неустойку до 389 790 рублей 51 копеек, посчитав данную сумму соразмерной последствиям нарушения обязательства.
С учетом выводов суда первой инстанции о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств и снижения ее суммы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения суда первой инстанции.
Исходя их представленных представленных в материалы дела доказательств, апелляционным судом усматривается, что решение суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2019 года по делу N А40-177945/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177945/2019
Истец: ЗАО "АРСИ", ООО "НВ-ТРЕЙД ПАРТНЕР"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56468/19