г. Челябинск |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А07-9447/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Карпусенко С.А., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2019 по делу N А07-9447/2017
В судебном заседании принял участие представитель истца: общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Никоноров В.Я. (паспорт, доверенность N 119/1-363 от 01.10.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - истец, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" (далее - ответчик, ООО "Жилкомзаказчик", податель жалобы) о взыскании долг за потребленную тепловую энергию в ноябре 2016 года в сумме 129 031 868 руб. 21 коп., пени в размере 1 785 404 руб. 62 коп
В ходе рассмотрения дела суде первой инстанции истец неоднократно заявлял ходатайства об уточнении исковых требований.
Заявлением от 03.07.2019 истцом заявлено об отказе от иска в части требования о взыскании долга в сумме 362 558 руб., уточнено требование о взыскании пени в сумме 1 208 252 руб. 32 коп.
Судом первой инстанции уточнение искровых требований принято в порядке статьи 49 Арбитражного проц5ессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 29.07.2019 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с данным решением не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что оплата коммунального ресурса должна производиться не за фактически потребленный объем, а исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с пунктом 25 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Истец представил отзыв, в котором просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Также истцом представлен справочный расчет с учетом принятого порядка оплаты.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов суда и установлено судом первой инстанции, между ООО "БашРТС" (теплоснабжающая организация, ТО) и ООО "Жилкомзаказчик" (потребитель) заключен договор теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 3999/РТС от 01.01.2014 г.
Согласно условиям договора Теплоснабжающая организация обязуется поставить Потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а Потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (п. 1.1 Договора).
Сроки оплаты работ определены в п. 3.1.1 договора, приложении N 7 к договору.
В соответствии с п. 1 приложения N 7 расчет стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период производится за количество тепловой энергии и теплоносителя, определенные в соответствии с условиями договора. Величина стоимости определяется как произведение тарифа на количество тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с п. 2 приложения N 7 к договору расчетным периодом для оплаты тепловой энергии устанавливается календарный месяц.
Согласно п. 6 приложения N 7 потребитель оплачивает тепловую энергию до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В приложении N 6 к договору стороны согласовали порядок определения количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период.
В соответствии с п. 7 приложения N 6 количество поставленной потребителю тепловой энергии и теплоносителя отражается в накладной и акте приема - передачи, в соответствии с п. 8 приложения N 6 акты приема - передачи формируются ТО и направляются для подписания потребителю.
Пунктом 5.1 договора стороны определили условие о несении ответственности сторонами договора в установленном законодательством порядке.
В декабре 2016 и январе 2017 года истец поставил ответчику тепловую энергию по договору на сумму 158 961 396 руб. 98 коп. Указанное обстоятельство подтверждается актами приема - передачи от 10.01.2017 г. и от 31.01.2017 г., накладными N 5_0000028 от 10.01.2017 г. и N 5_00008479 от 31.01.2017 г., подписанными сторонами (т. 1, л.д. 77-102).
В связи с неоплатой поставленной тепловой энергии истец направил ответчику претензии от 16.01.2017 N 78, от 16.02.2017 N 37/1, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
В дальнейшем ответчиком произведена оплата суммы основного долга, однако в связи с допущенной просрочкой в исполнении обязательства общество "БашРТС" в уточненных исковых требованиях просит взыскать 1 208 252 руб. 32 коп. неустойки за просрочку оплаты тепловой энергии поставленной в декабре 2016 г. за период с 16.01.2017 по 04.05.2017, расчет которой произведен в соответствии с п. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
Рассматривая исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом как факта поставки тепловой энергии в спорный период, ее объема и стоимости, так и факта нарушения ответчиком сроков оплаты, в связи с чем, проверив произведенный истцом расчет неустойки и признав его верным, удовлетворил исковые требования в заявленном истцом размере.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании статей 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - Жилищный кодекс, ЖК РФ) следует, что если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 603, вступившим в законную силу 30.06.2016, внесены изменения в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которым оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2 постановления Правительства РФ N 603).
Кроме того, указанным постановлением Правительства РФ N 603 внесены изменения в Правила N 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению, в том числе Правила N 124 дополнены пунктом 25.1.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
Так, в силу пункта 25.1 Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;
в) в случае поставки коммунального ресурса в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Этим же постановлением Правительства РФ N 603 в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 внесен пункт 42(2), в соответствии с которым способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан регламентирован постановлением от 28.09.2016 N 422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан".
Указанным постановлением утвержден Перечень муниципальных образований Республики Башкортостан, в которых установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (приложение N 1), а также Перечень муниципальных образований Республики Башкортостан, в которых установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года (приложение N 2).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2016 N 422 предусмотрено:
1. Установить способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода с 01.10.2017 в муниципальных образованиях Республики Башкортостан по перечню согласно приложению N 1.
2. Установить способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с 01.07.2017 в муниципальных образованиях Республики Башкортостан по перечню согласно приложению N 2, применяя при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, рассчитанные исходя из оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года.
3. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (с последующими изменениями), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года.
ООО "Жилкомзаказчик" расположено в г. Уфа Республики Башкортостан, следовательно, осуществляет деятельность на территории муниципального образования, указанного в приложении N 2 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2016 N 422.
Удовлетворяя исковые требования в полной объеме, суд первой инстанции не принял во внимание, что пунктом 3 постановления Правительства РФ N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления. По состоянию на дату вступления в силу постановления Правительства РФ N 603 (30.06.2016) на территории Республики Башкортостан при осуществлении расчетов платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов уже использовался способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Данный способ оплаты установлен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 (в ред. от 30.08.2016) предусмотрено, что исполнители коммунальных услуг обязаны применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь пунктом 3 постановления Правительства РФ N 603, учитывая, что на момент вступления в силу данного постановления Правительства РФ N 603 на территории Республики Башкортостан при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальных услуг по отоплению равномерно в течение календарного года (с 2012 года), указанный способ оплаты должен быть учтен при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в переходный период (до вступления в силу постановления Правительства Республики Башкортостан N 422 от 28.09.2016). В соответствии с приложением N 2 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2016 N 422 способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории города Салавата остался прежний - равномерно в течение календарного года, то есть данное постановление не изменило способ оплаты для жителей данного муниципального образования.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания верным представленного истцом расчета, при осуществлении которого исчисление объема обязательств ответчика в отношении коммунальной услуги по отоплению за спорный период определен обществом "БашРТС" в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правила N 124 исходя из фактического потребления.
В рассматриваемой ситуации, в связи с внесением изменений в Правила N 124, а именно включением пункта 25.1, то обстоятельство, что положения постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 регламентирует порядок расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах с исполнителем коммунальных услуг, не исключает применение способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года во взаимоотношениях между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
По общему правилу, если иное не установлено законом, возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, не допускается.
Поскольку по состоянию на 30.06.2016 в городе Уфе в силу постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 для граждан-потребителей действовал порядок оплаты коммунальных услуг равномерно в течение года, в силу пункта 25.1 Правил N 124 и пункта 3 постановления Правительства РФ N 603 этот же порядок с 30.06.2016 сохранен и для исполнителя коммунальных услуг.
В связи с тем, что ответчиком оплата своевременно не произведена, истец имеет право на взыскание санкций за нарушение сроков исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. В силу части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Из представленного истцом в суд апелляционной инстанции справочного расчета долга следует, что размер подлежащей оплате неустойки при определении объема тепловой энергии в соответствии с установленным порядком оплаты составляет 1 171 882 руб. 68 коп.
Представленный истцом справочный расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, математически и методологически верным.
С учетом изложенного требования о взыскании неустойки подлежат удовлетворению в сумме 1 171 882 руб. 68 коп.
Учитывая, что судом первой инстанции допущено нарушение законодательства, регулирующего порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению, обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При уточненной сумме иска, с учетом отказа от исковых требований в части взыскания суммы основного долга, государственная пошлина, исчисленная по правилам статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 25083 руб. При подаче искового заявления истец платежным поручением N 827 от 04.04.201. оплатил государственную пошлину в размере 200 000 руб.
С учетом изложенного государственная пошлина в размере 174 917 руб. подлежит возврату истцу как излишне уплаченная.
Поскольку исковые требования удовлетворены частично, государственная пошлина в размере 24 328 руб. пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. платежным поручением от 09.08.2019 N 3384.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы с истца в пользу ответчика подлежит взысканию 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями. 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2019 по делу N А07-9447/2017 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" пени в сумме 1 171 882 руб. 68 коп., а также 24 328 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины..
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
С.А.Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9447/2017
Истец: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО "Жилкомзаказчик"