город Омск |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А81-3657/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14770/2019) Администрации города Муравленко на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.09.2019 по делу N А81-3657/2019, принятое по заявлению Администрации города Муравленко (ИНН 8906003365, ОГРН 1028900766179) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901016427, ОГРН 1058900002908) об оспаривании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, изложенного в письме от 20.02.2019 N 89-00- 01/02/866-2019, при участии в деле - прокурора г. Муравленко,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Администрация города Муравленко (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора), в котором просило признать незаконным отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на территории муниципального образования город Муравленко с кадастровым номером 89:13:010201:144, отведенного под снежный полигон, изложенного в письме от 20.02.2019 N 89-00-01/02-866-2019, и обязать Управление Роспотребнадзора рассмотреть вопрос о согласовании схемы расположения земельного участка на территории муниципального образования город Муравленко с кадастровым номером 89:13:010201:144, отведенного под обустройство снежного полигона".
К участию в деле привлечен прокурор горда Муравленко (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.09.2019 по делу N А81-3657/2019 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом ее дополнений администрация указала на то, что действующее законодательство не предусматривает обязанности заявителя при обращении с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка под обустройство снежного полигона представлять какие-либо документы, в том числе изложенные в оспариваемом отказе Управления Роспотребнадзора, учитывая, что распоряжением Администрации города Муравленко от 05.12.2017 N 1891 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под размещение полигона для складирования снега. Указанное распоряжение разработано и принято в соответствии с требованиями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, действует в настоящее время. Место для размещения полигона для складирования снега выбрано в соответствии с Генеральным планом города Муравленко, утвержденным решением Городской Думы города Муравленко от 24.12.2015 N 55, Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Муравленко, утвержденными решением Городской Думы города Муравленко от 30.11.2016 N 151, согласно которым данный земельный участок располагается в производственной зоне Ш с основным видом разрешенного использования - специальная деятельность.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву, в которых заинтересованное лицо не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзыв, дополнения к отзыву, установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой города Муравленко в результате проверки соблюдения Администрацией города Муравленко законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при содержании территорий населенных мест, а также жилых гражданских зданий в зимний период выявлено, что на территории города Муравленко Администрацией не организовано наличие согласованных с органами Роспотребнадзора мест размещения и устройства снежных "сухих" свалок. Администрации выдано представление об устранении нарушений закона от 31.01.2019 N 07-03-2019/236.
Для получения согласования Администрация города Муравленко направила 12.02.2019 в адрес Управления Роспотребнадзора письмо. N 101-01-09/483 о согласовании размещения земельного участка под обустройство снежного полигона с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отведенного под снежный полигон.
Письмом от 20.02.2019 N 89-00-01/02/866-2019 Управление Роспотребнадзора сообщило заявителю о необходимости представления пакета документов для рассмотрения вопроса о возможности размещения мест снежных (сухих) свалок, а именно:
- сведения об участке, отведенном под "сухую" снегосвалку (имеет ли твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру);
- протоколы лабораторных исследований почвы в местах, где будут размещаться снежные свалки, необходимые для оценки исходного состояния почвы;
- сведения о наличии/отсутствии объектов (предприятий), оказывающих негативное влияние на участки где будут размещаться снежные свалки;
- сведения о наличии/отсутствии зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон в месте размещения свалок;
- сведения о водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов которые могут попасть под негативное воздействие в результате размещения и таяния снега расположенных на снежных свалках;
- сведения о составе загрязненного снега, планируемого к размещению на снежно (сухой) свалке.
Посчитав, что данным письмом Управление Роспотребнадзора фактически уклонилось от принятия решения о согласовании (или отказе в согласовании) схемы расположения земельного участка под обустройство снежного полигона, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Администрации, суд первой инстанции исходил из того, что письмо от 20.02.2019 N 89-00-01/02/866-2019 с указанием на необходимость предоставления документов и сведений, является обоснованным и, соответственно, Управление Роспотребнадзора не уклонялось от принятия решения о согласовании (отказе в согласовании) схемы размещения земельного участка под обустройство снежного полигона.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу абзаца 2 преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7 ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной " воздействием на природную среду" как важнейшую составляющую окружающей среды (то есть деятельности, связанной с любым воздействием, независимо от того, является это воздействие негативным или нет).
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.
В силу статьи 11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право па благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Статьей 12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 4.11 Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 05.08.1988 N 4690-88 (СапПиН 42-128-4690-88), участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок необходимо согласовывать с районными санэпидемстанциями с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, передав ей функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Росси на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В соответствии со статьёй 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое заключение является документом, выдаваемым в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Таким органом исполнительной власти является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, осуществляет полномочия, в том числе, по организации деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, в частности, устанавливает порядок проведения санитарно- эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора наделено полномочиями по рассмотрению вопроса о согласовании плана границ земельного участка под временное размещение снега.
Кроме того, согласование с органами Роспотребнадзора земельных участков, на которые будет вывозиться снег, будет отвечать требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, гарантировать реализацию гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой и, в частности, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.07.2019 по делу N 81-7160/2018.
Согласно письму Управления Роспотребнадзора, оспариваемому в рамках настоящего дела, необходимость представления указанного в данном письме перечня документов и сведений обоснована тем, что порядок согласования мест размещения снежных (сухих) свалок законодательством Российской Федерации не урегулирован, а в складировании снега кроется опасность содержания в нем бытового мусора, песчано-соляных смесей, загрязнения его нефтепродуктами и другими экотоксикантами.
Таким образом, письмо от 20.02.2019 N 89-00-01/02/866-2019 по своей сути не является отказом в согласовании, а содержит указание на необходимость представления документов и сведений с целью соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, а также исключения при этом возможности отрицательного воздействия на окружающую среду.
Поскольку порядок согласования мест размещения снежных (сухих) свалок законодательством Российской Федерации не урегулирован, перечень необходимых документов для такого согласования определяется самим федеральным органом исполнительной власти - Управлением Роспотребнадзора.
Таким образом, оспариваемое письмо Управления Роспотребнадзора, в котором Администрации даны разъяснения о необходимости представления документов, не противоречит действующему законодательству, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя о неисполнимости требований Управления Роспотребнадзора по предоставлению указанных в письме от 20.02.2019 N 89-00-01/02-866-2019 документов, несостоятельны и опровергаются письмом Администрации муниципального образования Надымский район от 25.10.2019 N 101-19-08/11931 по вопросу согласования размещения указанных мест с приложением пакета необходимых документов.
Отклоняя довод Администрации о том, что Управление Роспотребнадзора обязано самостоятельно обследовать земельный участок под отведенный снежный полигон суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 4 Порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" предусмотрены основания для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
При этом согласование схемы расположения участка, отведенного под обустройство снежных (сухих) свалок, в числе указанных оснований не поименованы.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку подателя жалобы на решение суда по делу N А81-7160/2018, поскольку оно принято по делу с иными фактическими обстоятельствами, учитывая что в рассматриваемом случае Управление Роспотребнадзоране отказывало в согласовании места размещения снежной (сухой) свалки, а в своем письме от 20.02.2019 N 89-00-01/02-866-2019, запросило перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности размещения снежных (сухих) свалок.
Таким образом, отказав в удовлетворении требований Администрации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.09.2019 по делу N А81-3657/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3657/2019
Истец: Администрация Муниципального образования города Муравленко
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Прокурор г. Муравленко