город Омск |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А46-12977/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13842/2019) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.09.2019 по делу N А46-12977/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) об отмене постановления N 1-434/М по делу об административном правонарушении от 01.07.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее также - ООО "ОЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее также - Госжилинспекция Омской области, заинтересованное лицо, орган государственного жилищного надзора, административный орган) об отмене постановления N 1-434/М по делу об административном правонарушении от 01.07.2019.
Определением от 19.07.2019 Арбитражного суда Омской области указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 24.09.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12977/2019 суд удовлетворил заявленные требования.
При этом арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, Госжилинспекция Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Уведомление о планируемом ограничении предоставления коммунальных услуг считают ненадлежащим, произведенным с нарушением требований подпункта "а" пункта 119 Правил N 354.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В связи с жалобой Шкатова В.М., проживающего в д. 35 по ул. 4-я Новостроевская в г. Омске, переданной из прокуратуры Советского административного округа г. Омска 17.05.2019, Госжилинспекцией Омской области на основании распоряжения N 990 от 22.05.2019 проведена проверка, по результатам которой при участии представителя ООО "ОЭК" 11.06.2019 составлен акт N 05-03-14/158 и выдано предписание N 05-02-14/71.
На ООО "ОЭК" возложена обязанность устранить нарушение пунктов 3, 9, 31, 117, подпункта "а" пункта 119, приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), обеспечив бесперебойное электроснабжение в жилое помещение обратившегося с жалобой, а также составлен протокол N 39 об административном правонарушении в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Постановлением N 1-434/М по делу об административном правонарушении от 01.07.2019, вынесенным при участии представителя ООО "ОЭК", последнее признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ и назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Полагая, что вынесенное Госжилинспекцией Омской области постановление является незаконным и необоснованным, так как в действиях общества отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, не доказаны обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
24.09.2019 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от 5000 руб. до 10 000 руб.
С учетом изложенного для установления наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, подлежит выявлению факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Субъектами административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ признаются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом частью 4 статьи 3 ЖК РФ определено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребителем коммунальных услуг является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу пункта 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Представленные в материалы дела документы (акт проверки N 05-03-14/158, протокол N 39 об административном правонарушении) подтверждают наличие у собственников д. 35 по ул. 4-я Новостроевская в г. Омске по состоянию на 01.02.2019 долга за энергоснабжение в размере 73 935 рублей 37 копеек при месячном размере потребляемой ими коммунальной услуги в 1 458 рублей 24 копеек.
Учитывая отсутствие доказательств сокращения заложенности на момент отключения указанного дома от энергоснабжения (24.04.2019),суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеется условие для приостановления заявителем предоставляемой им коммунальной услуги.
Таким образом, единственной причиной, вследствие которой прекращение ООО "ОЭК" предоставления коммунальной услуги могло быть признано не соответствующим Правилам N 354 это несоблюдение обществом правил уведомления собственников д. 35 по ул. 4-я Новостроевская в г. Омске о долге, необходимости и сроке его погашения, последствиях отказа от этого.
В силу пункта 119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" пункта 119 Правил либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм Правил следует, что для ограничения предоставления коммунальной услуги потребитель должен быть заблаговременно в письменной форме уведомлен о необходимости погашения задолженности в указанном размере и о возможном применении в отношении него соответствующих мер.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, пришел к выводу о надлежащем извещении собственников д. 35 по ул. 4-я Новостроевская в г. Омске о введении ограничения режима потребления электроэнергии в связи с задолженностью за коммунальную услугу по энергоснабжению.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, поскольку в материалы дела представлено уведомление от 15.02.2019, в котором зафиксирован отказ собственника от подписи в нем.
Это обстоятельство не опровергнуто административным органом, что позволяет прийти к выводу о том, что предупреждение (уведомление), предусмотренное подпунктом "а" пункта 119 Правил N 354, являющееся необходимым условием для последующего приостановления энергоснабжения домовладения, собственник которого имеет долг в размере, превышающем минимально необходимый для этого, было ему доставлено.
В связи с чем следует согласиться, что требования, предусмотренные пп "а" п. 119 Правил N 354 заявителем - исполнителем неоплачиваемой коммунальной услуги выполнено, отказ от подписи в уведомлении от 15.02.2019 не отменяет факта его доставки и осведомлённости должника о последствиях неоплаты долга.
Приостановление ООО "ОЭК" энергоснабжения произведено в соответствии с Правилами N 354 (без нарушения режима обеспечения названной коммунальной услугой), вследствие чего в действиях Общества отсутствует событие и объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ, что в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечёт признание оспоренного обществом постановления незаконным и его отмену.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.09.2019 по делу N А46-12977/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12977/2019
Истец: ООО "ОМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Государтственная жилищная инспекция Омской области