г. Красноярск |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А33-26758/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" декабря 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Бутиной И.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - ООО "Брэстон" - Григорьевой О.В., представителя по доверенности от 01.06.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брэстон" (ИНН 2411010908, ОГРН 1022400662261)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" сентября 2019 года по делу N А33-26758/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Брэстон" ИНН 2411010908, ОГРН 1022400662261 (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476 (далее - ответчик) об обязании ответчика заключить договор на размещение временного сооружения на условиях, соответствующих условиям аукционной документации и решению комиссии по проведению торгов.
Определением от 17.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Определением от 29.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, администрация города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "04" сентября 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя тем, что заключение истцом договора аренды на аукционе и правовые последствия определения победителя аукциона, а также подписание с ним протокола о результатах аукциона исключают возможность рассмотрения каких-либо разногласий относительно условий договора; факт подписания протокола аукциона является акцептом, который должен быть полным и безоговорочным.
Передача МКУ "УДИБ" земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование 26.09.2018, после истечения срока установленного для заключения договора (28.08.2019), не является основанием для отказа в его заключении, а служит предпосылкой для реализации уполномоченным органом права на односторонний отказ от дальнейшего исполнения, путем направления уведомления о досрочном расторжении договора по истечении 90 дней с момента получения уведомления, с обязанностью проведения компенсационных процедур.
Вывод суда о правомерности отказа от заключения договора в связи с невозможностью размещения мини-АЗС в границах полосы отвода автомобильных дорог, основан на неверном толковании норм права.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просит суд отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Ответчик и третьи лица о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), своих представителей на судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации города Красноярска от 25.03.2016 N 1374-недв из городской казны в оперативное управление МКУ "УДИБ" передано имущество, в том числе дорожное хозяйство, г. Красноярск, Свердловский район, ул. 60 лет Октября от нежилого здания N 2 по ул. 60 лет Октября до ул. Затонской. В материалы дела представлен акт приема-передачи от 30.03.2016 N 57.
14.06.2018 на электронной площадке на официальном сайте администрации города по адресу www.admkrsk.ru, раздел "Муниципальный заказ" организатором торгов - департаментом градостроительства администрации города Красноярска размещены извещения о проведении торгов:
на право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1, до 01.07.2023;
на право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 62, до 01.07.2023.
16.07.2018 проведены торги на право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1, организатор торгов - департамент градостроительства администрации города Красноярска. Торги проводились в форме электронного аукциона на электронной площадке на официальном сайте администрации города по адресу www.admkrsk.ru, раздел "Муниципальный заказ". Начальная цена аукциона 288 812,17 руб., шаг аукциона - 28 881,21 руб. Согласно протоколу электронного аукциона от 16.07.2018 на аукцион подали заявки: АО "Красноярскнефетпродукт" (заявка от 11.07.2018), ООО "Брэстон", еще две заявки были отозваны участниками. К участию в торгах были допущены АО "Красноярскнефетпродукт" и ООО "Брэстон" (протокол допуска заявок на участие в аукционе от 12.07.2018). Победителем торгов признано ООО "Брэстон" с предложением по цене 2 628 190,18 руб. Итоговый протокол аукциона от 17.07.2018 N 1.
19.07.2018 опубликованы протоколы об объявлении победителя торгов.
Не согласившись с результатами торгов, АО "Красноярскнефтепродукт" была подана жалоба в Красноярский УФАС на действия организаторов торгов - Департамента градостроительства администрации города Красноярска, Департамента муниципального заказа Администрации г.Красноярска, при проведении аукционов.
Решением Комиссии Красноярского УФАС России N 166-18.1/2018 от 24.07.2018 установлено, что оператором электронной площадки нарушено требование пункта 13 Положения о порядке проведения аукционов по продаже права на размещение временных сооружений на территории города Красноярска в электронной форме, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 24.12.2014 N 879, выразившиеся в ограничении доступа участников торгов при подачи предложения о повышения цены лота.
24.07.2018 антимонопольным органом выдано предписания N 166-18.1/2018 об устранении выявленных нарушений порядка проведения торгов, согласно которым Комиссия Красноярского УФАС России предписывает оператору электронной площадки в течение трех рабочих дней с момента получения настоящего предписания:
- совершить действия по продолжению аукциона с объявленной цены ООО "Брэстон" и окончанию аукциона в соответствии с порядком, установленным Положением;
- определить время и место продолжения процедуры аукциона;
- известить участников аукциона о времени и месте процедуры аукциона;
- отменить протокол аукциона от 16.07.2018.
Письмом от 27.07.2018 N 31 ООО "Брэстон" направило в адрес департамента градостроительства администрации города Красноярска копию платежного поручения от 27.07.2018 N 868 на сумму 2 339 378 рублей 01 копейки с назначением платежа "плата победителя торгов за право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1.
Письмом от 31.07.2018 N 32 ООО "Брэстон" просило департамент градостроительства администрации города Красноярска предоставить для подписания договор на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1.
Протоколом комиссии по проведению торгов в целях заключения договоров на размещение временных сооружений от 31.07.2018 во исполнение предписания от 24.07.2018 N 166-18.1/2018 комиссии Красноярского УФАС России отменен протокол аукциона от 17.07.2018.
01.08.2018 проведены торги на право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1, организатор торгов - департамент градостроительства администрации города Красноярска. Торги проводились в форме электронного аукциона на электронной площадке на официальном сайте администрации города по адресу www.admkrsk.ru, раздел "Муниципальный заказ". Начальная цена аукциона 288 812 рублей 17 копеек, шаг аукциона - 28 881 рубля 21 копейки. К участию в торгах были допущены АО "Красноярскнефетпродукт" и ООО "Брэстон", еще две заявки были отозваны участниками. Победителем торгов признано ООО "Брэстон" с предложением по цене 2 685 952 рублей 60 копеек. Итоговый протокол аукциона от 03.08.2018 N 3.
Письмом от 02.08.2018 N б/н МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" сообщило департаменту градостроительства администрации города Красноярска о направлении в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска заявления о передаче земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:1618, площадь 155 421, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. 60 лет Октября (от улицы Матросова до ул. Павлова).
Письмом от 06.08.2018 ООО "Брэстон" просило департамент градостроительства администрации города Красноярска произвести зачет денежных средств, поступивших от ООО "Брэстон" по платежному поручению от 27.07.2018 N 868.
Письмом от 08.08.2018 N 3379-дг департамент градостроительства администрации города Красноярска разъяснил ООО "Брэстон", что денежные средства, перечисленные по платежному поручению от 27.07.2018 N 868, засчитываются в оплату приобретенного права на заключение договора на размещение временного сооружения по итогам аукциона, состоявшегося 01.08.2018, договор будет заключен после внесения ООО "Брэстон" доплаты в размере 57 762 рублей 42 копеек.
Письмом от 13.08.2018 N 37 ООО "Брэстон" направило в адрес департамента градостроительства администрации города Красноярска копию платежного поручения от 10.08.2018 N 935 на сумму 57 762 рублей 42 копеек с назначением платежа "плата за право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1.
Письмом от 13.08.2018 N 36 ООО "Брэстон" просило департамент градостроительства администрации города Красноярска предоставить для подписания договор на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1.
Письмом от 17.08.2018 N 856 департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил о том, что администрацией города готовится передача земельного участка по ул. 60 лет Октября в постоянное пользование муниципальному казенному учреждению "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" для эксплуатации сооружений дорожного хозяйства, в связи с чем, предложил отказаться от заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1.
Письмом от 20.08.2018 N 38 ООО "Брэстон" настаивало на заключении договора.
Распоряжением администрации города Красноярска от 28.08.2018 N 3888-недв муниципальному казенному учреждению "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:1618, площадью 155 421 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, автодорога по ул. 60 лет Октября от ул. Матросова до ул. Павлова, для выполнения своих уставных задач.
Согласно схеме сопоставления границ земельный участок для временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1 включен в границы земельного участка, предоставленного МКУ "УДИБ".
Письмом от 19.10.2018 N 956 департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "УДИБ" земельного участка, на котором предполагается размещение временного сооружения, распоряжением от 28.08.2018 N 3888-недв.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2018 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:1618 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск (дата государственной регистрации 18.10.2010), на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ "УДИБ" (дата государственной регистрации 26.09.2018).
Постановлением администрации города Красноярска от 01.08.2019 N 520 внесены изменения в приложение к постановлению администрации города от 27.09.2012 N 415 "Об утверждении схемы размещения временных сооружений на территории города Красноярска": строка 2669 таблицы исключена. Постановление вступает в силу с официального опубликования. Опубликовано 13.08.2019 в газете "Городские новости" N 96.
Акционерное общество "Красноярскнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального заказа администрации города Красноярска, к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о признании недействительными электронных аукционов по продаже права заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС площадью 216 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 62; г. Красноярск, ул.60 лет Октября, 124/1, об обязании повторно провести электронные аукционы по продаже права заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу N А33-19488/2018 отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что департамент градостроительства администрации города Красноярска необоснованно уклоняется от заключения договора на размещение временного сооружения по результатам аукциона, истец обратился в суд с иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право пользования имуществом принадлежит собственнику данного имущества, либо уполномоченному последним лицу. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством использование не принадлежащего лицу имущества, в том числе путем размещения на нем каких-либо объектов, возможно только с разрешения собственника данного имущества или в силу закона. Размещение объекта в отсутствие предусмотренных законом оснований нарушает права собственника на пользование, владение и распоряжение данным участком.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381-ФЗ).
Частями 1, 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 "Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" (далее - Порядок N 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
К временным сооружениям относится, в том числе, блочная автоматическая мини-АЗС - временное сооружение модульного типа, состоящее из подземного резервуара, разделенного на отсеки для хранения жидкого топлива, сбора ливнестоков и аварийного пролива, расположенного на плите со стальной опалубкой, технологического островка с линией раздачи топлива без оборудованных рабочих мест, сливного устройства, системы сбора аварийных проливов, трубопроводов (подпункт 36 пункта 4 Положения N 809).
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По общему правилу продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов.
Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из существа договора, договор может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги, следовательно, публичные торги являются установленной законом процедурой заключения сделки. При этом, в случаях, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
В целях совершенствования процесса проведения торгов по размещению временных сооружений на территории города Красноярска, приведения правовых актов администрации города Красноярска в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь статьями 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановлением администрации города Красноярска от 24.12.2014 N 879 утверждено Положение о порядке проведения аукционов по продаже права на размещение временных сооружений на территории города Красноярска в электронной форме.
Частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с номером 2669 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.09.2012 N 415 (в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 21.05.2018 N 340) "Об утверждении схемы размещения временных сооружений на территории города Красноярска" был указан объект - Блочная автоматическая мини-АЗС ул. 60 лет Октября, 124/1, площадью 216,0 кв.м., период размещения временного сооружения до 01.07.2023.
14.06.2018 на электронной площадке на официальном сайте администрации города по адресу www.admkrsk.ru, раздел "Муниципальный заказ" организатором торгов - департаментом градостроительства администрации города Красноярска размещены извещения о проведении торгов:
на право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1, до 01.07.2023;
на право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 62, до 01.07.2023.
16.07.2018 проведены торги на право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1, организатор торгов - департамент градостроительства администрации города Красноярска. Торги проводились в форме электронного аукциона на электронной площадке на официальном сайте администрации города по адресу www.admkrsk.ru, раздел "Муниципальный заказ". Начальная цена аукциона 288 812,17 руб., шаг аукциона - 28 881,21 руб. Согласно протоколу электронного аукциона от 16.07.2018 на аукцион подали заявки: АО "Красноярскнефетпродукт" (заявка от 11.07.2018), ООО "Брэстон", еще две заявки были отозваны участниками. К участию в торгах были допущены АО "Красноярскнефетпродукт" и ООО "Брэстон" (протокол допуска заявок на участие в аукционе от 12.07.2018). Победителем торгов признано ООО "Брэстон" с предложением по цене 2 628 190,18 руб. Итоговый протокол аукциона от 17.07.2018 N 1.
19.07.2018 опубликованы протоколы об объявлении победителя торгов.
Не согласившись с результатами торгов, АО "Красноярскнефтепродукт" была подана жалоба в Красноярский УФАС на действия организаторов торгов - Департамента градостроительства администрации города Красноярска, Департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска, при проведении аукционов.
Решением Комиссии Красноярского УФАС России N 166-18.1/2018 от 24.07.2018 установлено, что оператором электронной площадки нарушено требование пункта 13 Положения о порядке проведения аукционов по продаже права на размещение временных сооружений на территории города Красноярска в электронной форме, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 24.12.2014 N 879, выразившиеся в ограничении доступа участников торгов при подачи предложения о повышения цены лота.
24.07.2018 антимонопольным органом выдано предписание N 166-18.1/2018 об устранении выявленных нарушений порядка проведения торгов, согласно которым Комиссия Красноярского УФАС России предписывает оператору электронной площадки в течение трех рабочих дней с момента получения настоящего предписания: совершить действия по продолжению аукциона с объявленной цены ООО "Брэстон" и окончанию аукциона в соответствии с порядком, установленным Положением; определить время и место продолжения процедуры аукциона; известить участников аукциона о времени и месте процедуры аукциона; отменить протокол аукциона от 16.07.2018.
01.08.2018 проведены торги на право заключения договора на размещение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1, организатор торгов - департамент градостроительства администрации города Красноярска. Торги проводились в форме электронного аукциона на электронной площадке на официальном сайте администрации города по адресу www.admkrsk.ru, раздел "Муниципальный заказ". Начальная цена аукциона 288 812,17 руб., шаг аукциона - 28 881,21 руб. К участию в торгах были допущены АО "Красноярскнефетпродукт" и ООО "Брэстон", еще две заявки были отозваны участниками. Победителем торгов признано ООО "Брэстон" с предложением по цене 2 685 952 рублей 60 копеек. Итоговый протокол аукциона от 03.08.2018 N 3.
В соответствии с пунктом 45 Положения о порядке проведения аукционов по продаже права на размещение временных сооружений на территории города Красноярска в электронной форме итоговый протокол аукциона является основанием для заключения договора с победителем торгов.
Договор должен быть подписан сторонами не позднее пятнадцати дней со дня оформления итогового протокола о результатах торгов (пункт 46 указанного Положения).
При указанных обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что согласно требованиям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации истец и ответчик должны были подписать договор на условиях проекта договора, размещенного на электронной площадке временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС, площадью 216 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1.
Истец неоднократно обращался к ответчику с предложением подписать договор по результатам аукциона, в том числе направил договор, подписанный со своей стороны, что ответчиком не оспаривается.
Распоряжением администрации города Красноярска от 28.08.2018 N 3888-недв муниципальному казенному учреждению "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:1618, площадью 155 421 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, автодорога по ул. 60 лет Октября от ул. Матросова до ул. Павлова, для выполнения своих уставных задач.
Согласно схеме сопоставления границ земельный участок для временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 124/1 включен в границы земельного участка, предоставленного МКУ "УДИБ".
Письмом от 19.10.2018 N 956 департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "УДИБ" земельного участка, на котором предполагается размещение временного сооружения, распоряжением от 28.08.2018 N 3888-недв.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2018 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:1618 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск (дата государственной регистрации 18.10.2010), на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ "УДИБ" (дата государственной регистрации 26.09.2018).
Предоставление земельного участка МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" на праве постоянного бессрочного пользования связано с реализацией муниципальных нужд по осуществлению дорожной деятельности.
Руководствуясь положениями пунктов 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учреждение, которому на основании распоряжения был передан земельный участок, в рамках мероприятий, включенных в названные программы, организует проведение работ по благоустройству и ремонту дорог, реализуя как полномочия собственника по содержанию муниципального имущества, так и публичные полномочия органа местного самоуправления по осуществлению вопросов местного значения.
Вид разрешенного использования земельного участка - размещение автомобильных дорог, что объясняет муниципальные нужды в передаче данного земельного участка в постоянное безвозмездное пользование МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный законN 257-ФЗ) под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; под объектами дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
В силу пункта 20 Положения N 809 и проекта договора на размещение временного сооружения предоставление истцу земельного участка предполагало временный характер, для размещения временного объекта, предполагающее в том числе возможность досрочного расторжения договора в порядке и по основаниям, предусмотренном нормативными правовыми актами и договором.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается, что поскольку материалами дела подтверждается и истцом не опровергнуто, что объект, в целях размещения которого истец просит заключить договор на размещение, расположен в границах полосы отвода автомобильных дорог, находящихся на земельных участках, переданных в постоянное (бессрочное) пользование учреждению, при отсутствии доказательств отнесения этого временного сооружения к объекту дорожного сервиса, департаментом градостроительства администрации города Красноярска правомерно совершены действия по отказу в заключении договора в соответствии с установленными законом требованиями.
Довод истца о неправомерности указанного вывода, отклоняется апелляционным судом, как основанный на неверном толковании норм права. Истцом не обосновано отнесение временного сооружения - блочной автоматической мини-АЗС к объектам дорожного сервиса.
Судом установлено, что постановлением администрации города Красноярска от 01.08.2019 N 520 внесены изменения в приложение к постановлению администрации города от 27.09.2012 N 415 "Об утверждении схемы размещения временных сооружений на территории города Красноярска": строка 2669 таблицы исключена. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования. Опубликовано 13.08.2019 в газете "Городские новости" N 96.
Поскольку временное сооружение истца было исключено из схемы размещения временных объектов, доказательства повторного включения спорного объекта истца в схему размещения временных объектов на территории города Красноярска не представлены, земельный участок предоставлен в постоянное безвозмездное пользование МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", оснований для удовлетворения требования об обязании ответчика заключить договор на размещение временного сооружения на условиях, соответствующих условиям аукционной документации и решению комиссии по проведению торгов (протокол N 3 от 03.08.2018) не имеется, а доводы истца подлежат отклонению, поскольку судом установлена передача спорного объекта, являющегося предметом проведения торгов, а компенсационные процедуры не являются предметом рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" сентября 2019 года по делу N А33-26758/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26758/2018
Истец: ООО "Брэстон"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Третье лицо: Администрация г. Красноярска, ДМиЗО, МКУ "УДИБ"
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-957/20
06.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6977/19
04.09.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26758/18
12.11.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-26758/18