г. Владимир |
|
2 декабря 2019 г. |
Дело N А39-3436/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 02.12.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - Кочерговой Е.П. по доверенности от 16.04.2019 (сроком действия 1 год);
от ответчика (заявителя) - общества с ограниченной ответственностью "Союз-Агро" - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заедания извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз-Агро" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.08.2019 по делу N А39-3436/2019,
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (ОГРН 1021300975387, ИНН 1326134322) к обществу с ограниченной ответственностью "Союз-Агро" (ОГРН 1151327000802, ИНН 1318001618) о взыскании 624 714 руб. 20 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Минсельхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Союз-Агро" (далее - ООО "Союз-Агро", ответчик) об обратном взыскании субсидии в сумме 624 714 руб. 20 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения порядка предоставления субсидии ООО "Союз-Агро" Министерством выявлено невыполнение условий ее предоставления на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, что является основанием для возврата гранта в бюджет в полном объеме.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.08.2019 в исковые требования Минсельхоза удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Союз-Агро" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель утверждает, что со стороны ООО "Союз-Агро" отсутствуют нарушения соглашения о предоставления субсидии, поскольку объем производства коровьего молока в размере 14 962 ц. ответчиком достигнут в двухлетний срок. Считает, что условиями соглашения не установлено, что объем производства коровьего молока в размере 11 000 ц. должен быть достигнут непосредственно в 2018 году.
Представитель истца в судебном заседании указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 N 404, постановления Правительства Республики Мордовия от 30.01.2017 N 83 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве" между Минсельхоз и ООО "Союз-Агро" - получателем гранта, подписано соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве - на возмещение части затрат по производству молока, произведенных в текущем 2018 году, согласно которому Минсельхоз перечисляет ответчику бюджетные средства в размере 624 714 руб. 20 коп. А получатель гранта обязуется увеличить объем производства молока в текущем году в размере не менее произведенного объема в предшествующем году.
По платежному поручению N 881 от 13.04.2018 в адрес ООО "Союз-Агро" перечислены в соответствии с Соглашением денежные средства гранта в сумме 624 714 руб. 20 коп.
Впоследствии, в отчете от 09.01.2019 ООО "Союз-Агро" указало, что в 2018 году объем производства коровьего молока составил 5998 ц против заявленных к достижению в этом году 11000 ц, что составляет 55% от необходимого обязательства отчетного года.
Письмом N 12-04/101 от 22.01.2019 ответчик был уведомлен о необходимости вернуть бюджетные средства в соответствии с пунктом 3.3 Соглашения о предоставлении субсидий в виду невыполнения показателей результативности. Однако, ответчиком денежные средства в бюджет возвращены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования Минсельхоза, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основная цель Соглашения о предоставлении гранта ответчиком, а именно: увеличение объема производства молока в текущем году в размере не менее произведенного объема в предшествующем году, не достигнута.
С выводами арбитражного суда апелляционная инстанция согласна.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации мероприятий Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 N 404, принят Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, который утвержден постановлением Правительства Республики Мордовия от 30.01.2017 N 83 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на повышение продуктивности в молочном
скотоводстве" (далее - Порядок).
Согласно названного Порядка, субсидия предоставляется в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве и увеличения объемов производства молока, источником финансового обеспечения которой являются средства республиканского бюджета Республики Мордовия.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. В силу пункта 3 данной нормы права субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях нецелевого использования бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидий.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Из текста соглашения о предоставлении субсидии от 12.04.2018 следует, что его основной целью является повышение продуктивности в молочном скотоводстве и увеличение объемов производства молока. С этой целью получатель гранта обязуется в течение 2018 года после получения гранта увеличить объем производства молока в текущем году в размере не менее произведенного объема в предшествующем году. Таким образом, предоставленный ответчику грант имел целевое значение и не мог быть использован получателем в иных целях, чем это предусмотрено Правилами предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
В разделе 2 Соглашения стороны согласовали права и обязанности, в том числе обязанность получателя субсидии обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления субсидии согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению; в случае выявления нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, обеспечить возврат субсидии в республиканский бюджет в порядке и сроки, установленные пунктом 15 Порядка; предоставить главному распорядителю в срок до 10 января года, следующего за текущим, отчет о достижении показателя результативности субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве согласно Приложению 3 к настоящему Соглашению.
Согласно пункту 3.3 Соглашения, в случае невыполнения достижения показателей результативности, если фактически выполненные показатели ниже запланированных в текущем году, но не ниже прошлогоднего периода, получатель субсидии несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет РМ суммы полученной субсидии пропорционально невыполнению показателя результативности в порядке и сроки, установленные пунктом 15 Порядка. В случае, если фактически выполненные показатели ниже уровня прошлого года, возврату подлежит вся сумма субсидии (пункт 3.4 Соглашения).
Таким образом, Соглашением и Порядком прямо предусмотрено вменяемое условие для возврата субсидии.
Как усматривается из отчетов ООО "Союз-Агро" о выполнении показателей результативности субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за 2017, 2018 годы, ответчиком в 2018 году фактически произведено 5998 ц коровьего молока вместо 11 000 ц, заявленных на текущий год, что составляет лишь 55% от необходимого обязательства отчетного года и 67% от показателей коровьего молока, достигнутых в предшествующем году (8964 ц).
Основанием для возврата предоставленного гранта, по мнению истца, является не выполнение ответчиком условий предоставления гранта, выразившееся в уменьшении производства коровьего молока по сравнению с прошлым годом. Пунктами 2.1.5 и 3.4 Соглашения предусмотрено, что в этом случае сумма предоставленной субсидии возвращается в республиканский бюджет в полном объеме.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приведенные выше доказательства во взаимосвязи с положениями законодательства, условиями обязательства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о доказанности факта того, что ответчиком нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, в связи с чем она подлежит возврату в бюджет.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии с стороны ответчика нарушения условий Соглашения не опровергают приведенные выше выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта. Решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм материального права, а также процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.08.2019 по делу N А39-3436/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз-Агро"" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3436/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Ответчик: ООО "Союз-Агро"