г. Москва |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А41-77542/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от ООО "Внешстройинвест": Лисицын А.В., по доверенности от 12.07.2019, Фаизов Е.Л., по доверенности от 18.07.2018;
от ГКУ МО "Мособллес": не явились, извещены;
от Администрации городского округа Истра Московской области: не явились, извещены;
от ООО АСК "ЭКА": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 года по делу N А41-77542/18 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Внешстройинвест" к Государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес", третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского округа Истра Московской области, ООО АСК "ЭКА", о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Внешстройинвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес" с требованиями:
- признать незаконным и отменить полностью предписание об устранении административного правонарушения правонарушении от 18.06.2018 N 7-359/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского округа Истра Московской области, ООО АСК "ЭКА".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 года по делу N А41-77542/18 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Комитет лесного хозяйства Московской области, ГКУ МО "Мособллес", Администрация городского округа Истра Московской области, ООО АСК "ЭКА" своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением от 04.06.2014 по делу N А41-2902/14 суд обязал Комитет лесного хозяйства Московской области принять решение о предоставлении в аренду ЗАО "Внешстройинвест" земельного участка лесного фонда, общей площадью 4,21 га, с кадастровым номером 50:08:0070356:8, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, ФГУ "Истринский лесхоз", Филатовское лесничество, квартал 2, выделы 12, 13, 14 и направить проект договора в адрес ЗАО "Внешстройинвест".
Во исполнение данного решения суда между обществом и комитетом заключен договор аренды N 50-0024С-05-08-07 от 04.07.2017.
Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после его заключения, подписания между сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации (пп. а п. 11 договора).
Однако при проведении учреждением проверки установлено, что нас спорном земельном участке произведено размещение следующих объектов: трансформаторная (3,0 кв. м), вагончик (9,6 кв. м), вагончик (9,6 кв. м), вагончик (14,4 кв. м), дровник (12,0 кв. м), туалет (1,0 кв. м), навес (41,0 кв. м), вольер (12,0 кв. м), гараж (127,2 кв. м), гараж-навес (14,1 кв. м), домик (22,36 кв. м) с верандой стеклянной (8,74 кв. м), домик (36,0 кв. м) с верандой (12,0 кв. м) и верандой (12,0 кв. м), беседка (66,0 кв. м), насосная (7,5 кв. м). помещение для хранения лодок (73,92 кв. м), домик с верандой (36,0 кв. м) и сторожка (10,8 кв. м), жилой дом с террасой (178,0 кв. м), двойной забор: сплошной деревянный (580 м), металлический просветленный (580 м).
По результатам обследования ГКУ МО "Мособллес", считая, что общество разместило данные объекты на участке с кадастровым номером 50:08:0070356:8 в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, издало предписание N 7-359/2018 от 18.06.2018 об устранении нарушений лесного законодательства, обществу предписано до 18.10.2018 произвести демонтаж указанных выше объектов на лесном участке в квартале 2 выделе 6,14 на площади 4,21 га Филатовского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Сопроводительным письмом N 1707/08 от 25.06.2018 заинтересованное лицо направило обществу данное предписание, сообщив при этом, что в случае неисполнения предписания в отношении ООО "Внешстройинвест" будет составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Считая указанное предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора.
Согласно пункту 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанные в абзацах первом и втором пункта 3 Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов, а также осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 части 3 статьи 96 ЛК предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
При проведении проверки соблюдения требований ЛК РФ старшим участковым лесничим Филатовского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" выявлен факт размещения объектов: трансформаторная (3,0 кв. м), вагончик (9,6 кв. м), вагончик (9,6 кв. м), вагончик (14,4 кв. м), дровник (12,0 кв. м), туалет (1,0 кв. м), навес (41,0 кв. м), вольер (12,0 кв. м), гараж (127,2 кв. м), гараж-навес (14,1 кв. м), домик (22,36 кв. м) с верандой стеклянной (8,74 кв. м), домик (36,0 кв. м) с верандой (12,0 кв. м) и верандой (12,0 кв. м), беседка (66,0 кв. м), насосная (7,5 кв. м). помещение для хранения лодок (73,92 кв. м), домик с верандой (36,0 кв. м) и сторожка (10,8 кв. м), жилой дом с террасой (178,0 кв. м), двойной забор: сплошной деревянный (580 м), металлический просветленный (580 м) в отсутствие разрешительной документации (всего 22 объекта).
Руководствуясь изложенными нормами, заинтересованное лицо издало предписание об устранении административного правонарушения правонарушении от 18.06.2018 N 7-359/2018.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции общество указало, что объекты, расположенные в пределах участка и заявленные к демонтажу, возведены до заключения договора аренды N 50-0024С-05-08-07 от 04.07.2017 и, соответственно, возводились не обществом.
Таким образом, поскольку отсутствует вина общества в возведении объектов на участке, и заинтересованным лицом не выявлено лицо, которое является правонарушителем, заявитель не обязан за свой счет исполнять оспариваемое предписание.
В целях проверки данного довода определением суда первой инстанции от 06.08.2019 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам экспертной организации АНО "Судебная экспертиза" Прохорову Юрию Борисовичу и Сукиасянц Светлане Михайловне.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
- Какие объекты находятся на лесном участке площадью 4,21 га, расположенном по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Филатовское участковое лесничество, квартал 2, выделы 6, 14, кадастровый номер 50:08:0070356:8.
- Возведены ли объекты, расположенные на лесном участке площадью 4,21 га, расположенного по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Филатовское участковое лесничество, квартал 2, выделы 6, 14, кадастровый номер 50:08:0070356:8, до 04.07.2017 или после 04.07.2017?
Из представленной в материалы дела экспертизы усматривается следующее.
Во-первых, на территории участка с кадастровым номером 50:08:0070356:8 расположено всего 35 объектов различного назначения.
Во-вторых, визуально-инструментальный анализ позволил экспертам сделать вывод о том, что все указанные объекты возведены до 04.07.2017.
Установлен физический износ выявленных объектов и давность построек: 15-25-35 лет (временной отрезок строительства части исследуемых объектов 1984-1994 годы, часть объектов возведена в период 1994-2004 годы, часть объектов N 10,11,12,13,14,15,21 возведены в период 2004-2009 годов).
Выводы экспертов не противоречат материалам дела, поскольку:
- права общества на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070356:8 оформлены после подписания договора N 50-0024С-05-08-07 от 04.07.2017;
- предыдущим арендатором являлось ООО АСК "ЭКА", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании договора аренды от 19 октября 2009 года. Данный договор аренды признан недействительным в судебном порядке (решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2012 по делу N А41-2352/11).
- договор аренды от 19.10.2009 с ООО "АСК ЭКА" заключен на основании торгов, проведенных во исполнение Приказов Управлением лесного хозяйства по Московской области, изданных в октябре 2007 года.
В судебном порядке торги по продаже прав на заключение договора аренды лесных участков признаны недействительными (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2010 года по делу N А41-16620/09).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно счел недоказанным факт размещения объектов, предъявленных к демонтажу по предписанию от 18.06.2018 N 7-359/2018, именно обществом.
При этом правового значения не имеет то обстоятельство, что на настоящее время эти объекты расположены именно в границах участка, находящегося во владении общества.
Напротив, общество в судебном порядке предпринимало попытки зафиксировать факт передачи участка (по договору аренды N 50-0024С-05-08-07 от 04.07.2017) с указанными объектами.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2019 г. по делу NА41-89794/18 отказано в удовлетворении требований:
- признать незаконным бездействие комитета, выразившееся в неподписании акта от 11 декабря 2017 года приема-передачи лесного участка площадью 4,21 га, расположенного по адресу Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Филатовское участковое лесничество, квартал 2, выделы 6, 14, кадастровый номер 50:08:0070356:8, являющийся предметом договора аренды от 11 декабря 2017 года N 50-0024С-08-07;
- обязать комитет подписать и передать обществу в течение 14 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу акт от 11 декабря 2017 года приема-передачи лесного участка площадью 4,21 га, расположенного по адресу Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Филатовское участковое лесничество, квартал 2, выделы 6, 14, кадастровый номер 50:08:0070356:8, являющийся предметом договора аренды от 11 декабря 2017 года N 50-0024С-08-07, и передать подписанные им экземпляр акта истцу.
Отказывая в удовлетворении требований, суды указали на то, что спорный земельный участок лесного фонда был передан в установленном законом и договором порядке путем подписания акта приема-передачи спорного земельного участка, а условия договора в части указания в нем находящихся на лесном участке объектов и перечень этих объектов в акте приема-передачи от 04.07.2017 г. соответствует судебным актам по другому делу N А41-2902/2014 и обстоятельствам, установленным в рамках рассмотрения вышеуказанного дела.
При этом в рамках рассмотрения дел N А41-2902/2014 и N А41-89794/18 не исследовался вопрос о нахождении на спорном земельном участке иных объектов, помимо спального корпуса N 1 площадью 111,4 кв. м, спального корпуса N 2 площадью 110,7 кв. м. Установление данного обстоятельства не входило в предмет исследования по указанным делам.
Согласно заключению Истринской Санэпидстанции Истринского района Министерства Здравоохранения РСФСР от 01.02.1985 N 14/пр. база отдыха N 2 размером 4,21 га расположена во втором квартале Филатовского лесничества, 1 км от деревни Якунино. Участок согласован и отведен в соответствии с решением исполкома Истринского горсовета от 24.05.1979 г. за N 486, согласовано с Истра лесхоз.
На участке расположено 7 четырехкомнатных домиков, 9 жилых домиков, административное здание, столовая, туалет выгребной, площадка для мусоросборников, спортивные площадки. Проектом предусмотрено благоустройство и ограждение.
Решением N 22 от 10.12.1997 Истринского Лесхоза Московского управления лесами и Администрацией Истринского района в долгосрочное пользование (аренду) АОЗТ "Внешстройинвест" передавался спорный лесной земельный участок, занятый под базу отдыха "Истра".
29.01.1998 между Истринским лесхозом и АОЗТ "Внешстройинвест" заключен договор аренды спорного участка, в пункте 1 договора указано, что земельный участок занят базой отдыха "Истра".
В справке ФГУП "Рослесинфорг" Рослесхоза от 03.10.2007 о видах и параметрах использования лесного участка, выставляемого на аукцион по продаже права на заключение договора аренды, также указано, что на спорном участке размещена существующая база отдыха "Истра".
Приказом N 27П-1617 от 09.12.2015 Комитета лесного хозяйства Московской области утверждена проектная документация спорного лесного участка от 24.11.2015 N 122-2015/ПД. В соответствии с указанной проектной документации (пункт 7), на спорном лесном участке расположено 22 объекта, приложена фототаблица со строениями и сооружениями, составляющими инфраструктуру базы отдыха "Истра".
Таким образом, материалам дела и проведенной по делу судебной экспертизе противоречит вывод заинтересованного лица о том, что ООО "Внешстройинвест", владея на праве аренды спорным участком, в период с 04.07.2017 общество возвело объекты, перечисленные в оспариваемом предписании.
Также суд учитывает, что с 2001 года заявитель не владел спорным участком в связи с требованием прокуратуры выставить право аренды участка на торги.
В течение семи лет Истринским лесхозом велась подготовка к конкурсу.
В результате проведенного конкурса в 2008 года права аренды земельного участка перешли к ООО АСК "ЭКА". Впоследствии решением суда по делу N А41-2352/11 договор был признан недействительным.
Настоящий договор аренды, заключенный с заявителем, заключен на основании решения суда лишь 04.07.2017.
В апелляционной жалобе Комитет настаивает на законности предписания, так как общество пользуется лесным участком и объектами в отсутствие проекта освоения лесов, что является нарушением части 4 статьи 8.24 КоАП РФ само по себе.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 27.09.2019 по делу N А41-48281/19 удовлетворены требования общества о признании недействительным Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов и об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области утвердить и выдать обществу положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов.
Кроме того, Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ часть 4 статьи 8.24 КоАП РФ, нарушение которой констатировано предписанием, отменена.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 года по делу N А41-77542/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77542/2018
Истец: ООО "Внешстройинвест"
Ответчик: ЗАО Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" Россия, 143441, 69 км МКАД, офисно-общественный комплекс "Гринвуд", стр.25, 4 этаж, п/о Путилково, Красногорский р-н, Московская область
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет лесного хозяйства Московской области, ООО АСК "ЭКА", Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес"