город Томск |
|
6 декабря 2019 г. |
Дело N А03-8135/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (N 07ап-11139/19), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.09.2019 по делу N А03-8135/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Взлетная" (ИНН 2222832420, ОГРН 1152223002018), г. Барнаул Алтайского края к инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070), г. Барнаул Алтайского края о признании недействительным п. 1 и п. 4 предписания по установленным фактам нарушений N 12-05/ЛК/805 от 02.04.2019,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Взлетная" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Взлетная") обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ, Инспекция) о признании недействительными пунктов 1 и 4 предписания по установленным фактам нарушений N 12-05/ЛК/805 от 02.04.2019.
Решением суда от 23.09.2019 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 1 предписания по установленным фактам нарушений N 12-05/ЛК/805 от 02.04.2019 в части предложения обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Взлетная" (ИНН 2222832420, ОГРН 1152223002018), г. Барнаул Алтайского края произвести перерасчет размера платы за отопления за январь 2019 года. Признал недействительным пункт 4 предписания по установленным фактам нарушений N 12-05/ЛК/805 от 02.04.2019, вынесенного Инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070), г. Барнаул Алтайского края.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что предписание является законным и обоснованным.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 18.12.2018 N 1 (л.д. 17-21) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Барнаул, пр. Энергетиков, 20, ООО УК "Взлетная" является управляющей организацией.
Управление домом управляющей организацией ООО УК "Взлетная" производится на основании лицензии от 24.07.2015 N 160.
С 27.12.2018 в лицензию включен дом N 20 по пр. Энергетиков в г. Барнауле.
На основании обращения жителя многоквартирного дома N 20 и в соответствии с приказом от 02.04.2019 N 12-04/ЛК/805 (л.д. 42-43) Инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края в отношении ООО УК "Взлетная" проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт проверки от 02.04.2019 N 12- 05/ЛК/805.
В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения обществом Управляющая компания "Взлетная" лицензионных требований Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - положение о лицензировании) ввиду неисполнения ООО УК "Взлетная" обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ст. 44, ч. 2 и 6 ст. 153 ЖК РФ, выразившемся в предъявлении собственникам помещений платы за отопление за декабрь 2018 года и за январь 2019 года, а так же необоснованных начислений платы за сбор и вывоз крупногабаритного строительного мусора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Инспекцией в отношении общества УК "Взлетная" предписания от 02.04.2019 N 12-05/ЛК/805 об устранении выявленных нарушений, в котором предписано произвести счисление платы за отопление за указанные месяцы (пункт 1 предписания), а так же произвести перерасчет платы по прочим расходам или на общем собрании утвердить способ такой оплаты (пункт 4 предписания), со сроком устранения до 03.06.2019.
Полагая, что пункты 1 и 4 предписания от 02.04.2019 N 12-05/ЛК/805 не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы, ООО УК "Взлетная" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции суд исходил из их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий (бездействия) государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия (бездействия), то есть совершения (не совершение) соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия (бездействия) закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, которой установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае внеплановая документарная проверка проводилась Инспекцией в связи с поступлением обращения потребителя о нарушении его прав.
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, является соблюдение требований, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункта 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном части 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что у Общества не имелось необходимой совокупности законных условий для правомерного осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в декабре 2018 года, к числу которых относятся условия: заключение договора управления домом, взимание платы за отопление и пр. Необходимое условие о внесении изменений в реестр лицензий в данном случае отсутствовало.
В ходе проведения проверки инспектор необоснованно пришел к выводу о нарушении заявителем части 6 статьи 153 ЖК РФ. В соответствии с частью 6 статьи 153 ЖК РФ обязанность по оплате за жилищно-коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Как следует из материалов дела, в реестр лицензий деятельность общества по управлению многоквартирным домом по пр. Энергетиков, 20 была внесена лишь 27.12.2018, в связи с чем, до указанной даты общество было не вправе осуществлять расчеты платы за коммунальные услуги.
Обществу было вменено не в целом несоблюдение требований законодательства в сфере управления многоквартирным домом, а осуществление расчетов за коммунальные услуги в спорный период в отсутствие оснований к этому. Названное, таким образом, свидетельствует о нарушении подпункта "б" пункта 3 Положения N 1110, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 15, подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, содержащих лицензионные требования к лицензиату по соблюдению стандартов и порядка осуществления деятельности по управлению домами.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, Инспекцией не представлено доказательств правомерности требований, изложенных в пункте 1 предписания, о счислении платы за отопление за январь 2019 года.
Вынося предписание (пункт 4), Инспекция исходила из того, что вывоз крупногабаритных отходов находится в зоне ответственности регионального оператора. Делать он это обязан, в том числе, по заявкам потребителей. Складирование КГО для вывоза допускается в бункерах, установленных на контейнерных площадках, или на специально отведённых для этого местах. Они должны быть прописаны в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Также в договоре указывается график вывоза крупногабаритных отходов. Следовательно, по мнению Инспекции, крупногабаритные отходы входят в понятие "твёрдые коммунальные отходы" и ответственность за их вывоз и транспортировку несёт выбранный в регионе оператор по обращению с ТКО.
На основании статей 161, 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме; надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в МКД; если иное не установлено общим собранием собственников помещений в МКД, годовое общее собрание собственников помещений в МКД проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном данной статьей.
Если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Из указанного следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является волеизъявление собственников помещений в МКД посредством принятия решения об этом на общем собрании.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из существенных условий договора управления МКД является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В связи с этим особенностью договора управления МКД является зависимость его предмета и иных условий (в частности, условия о цене) от характеристик конкретного МКД (уровня его благоустроенности, состава общего имущества, года и типа постройки и т.д.), изменяющихся потребностей в содержании и ремонте отдельных элементов различных составляющих общего имущества МКД, наличия непосредственных договорных связей собственников помещений в МКД с ресурсоснабжающими организациями, общих ожиданий и представлений собственников жилых помещений об уровне комфорта, благоустроенности, безопасности, которые должны обеспечиваться управляющей организацией в МКД и прилегающей к нему территории и т.д. Достижение цели договора управления МКД - поддержание общего имущества собственников помещений в надлежащем состоянии - в значительной степени зависит от учета указанных обстоятельств при согласовании сторонами договора управления МКД условия о его цене.
Статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 31 Правил N 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в МКД не ограничивается предельными индексами. Это связано с тем, что решения об установлении такой платы принимаются общим собранием собственников помещений в МКД или органами управления товарищества собственников жилья или кооператива. Такая плата не является регулируемой. Исключение составляют случаи, указанные в пунктами 34 и 36 Правил N 491.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (аналогичные положения содержат также пункты 10, 11 (1) Правил N 491.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - постановление N 290) утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 5 части 2 статьи 44, части 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрен перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Таким образом, из указанного следует, что наличие утвержденного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не лишает стороны договора управления многоквартирным домом предусмотреть иной перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, определить работы (услуги), выполняемые за отдельную плату, условия их оказания и выполнения, а также установить размер платы за такие работы (услуги).
При этом наличие утвержденного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не лишает стороны договора управления многоквартирным домом права предусмотреть иной перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, определить работы (услуги), выполняемые за отдельную плату, условия их оказания и выполнения, а также установить размер платы за такие работы (услуги). Однако перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений, не может быть меньше минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением N 290.
В соответствии с частью 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований названного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Решением общего собрания от 18.12.2018 по пункту 10 повестки собственниками было принято решение об установке портала для вывоза строительного мусора. При этом, был утвержден общий порядок расчета платы за услугу. Указанное решение собственников не было оспорено или отменено в установленном законом порядке.
Так, общим собранием принято решение об установке портала для вывоза строительного мусора на период проведения ремонта. Оплата за портал производится с квадратного метра по тарифам, установленным мусороперевозящей компанией. За предложение по вопросу N 10 проголосовало 88,07 % от общего числа голосовавших. В повестке дня собрания, вопрос N 10 значился как: "Установить портал под крупногабаритный мусор на время проведения ремонта".
Во исполнение пункта 10 решения собрания Управляющей компанией был заключен договор N 840 от 01.02.2019 с ООО "ЭКОПАРТНЕР" на оказание услуг по вывозу строительного мусора (л.д. 97-98). По условиям договора (п. 3.1) стоимость вывоза и утилизации одного контейнера объемом 7,6 м3 составляет 3000 рублей.
Как пояснил заявитель, в рассматриваемый период, обычные контейнеры для сбора и вывоза крупногабаритного и строительного мусора по указанному дому не предназначены, в связи с чем, был заключен договор с подрядной организацией; вывоз осуществлялся специализированным транспортом.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно признал вывод Инспекции о том, что оплата управляющей компании за указанную услугу должна осуществляться региональным оператором по установленным тарифам основанным на ошибочном толковании норм материального права.
Ссылки Инспекции на необходимость применения к протоколу от 18.12.2018 статьи 181.5 ГК РФ, подлежат отклонению.
Различное употребление терминов в повестке собрания и бюллетене заочного голосования не свидетельствует о том, что решение принималось по иному вопросу, отличному от повестки. Изменение формулировки (или описка) не изменяют самого содержания принятого на собрании решения. Из решения собрания со всей очевидностью следует, что порталы (контейнеры) устанавливаются именно для вывоза крупногабаритного строительного мусора, который образуется в результате проводимого жильцами ремонта в новом доме, а так же в результате распаковки мебели, бытовой техники и др. Какого-либо иного толкования решения собрания по пункту 10 повестки, суд не усматривает. Апеллянт же необоснованно полагает, что различие в терминах, изложенных в повестке и в решении собственников, является достаточным основанием для признания решения недействительным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о ничтожности решения общего собрания собственников являются необоснованными.
Довод о том, что строительный мусор запрещено складировать в обычные мусорные контейнеры, предназначенные для бытовых отходов, а также, что строительный мусор вывозится специализированными компаниями, в том числе операторами по обращению с ТКО, за отдельную плату, поскольку эти отходы не включены в утвержденный норматив регоператора лишь подтверждает законность действий управляющей компании по заключению отдельного договора на установку специализированного контейнера (портала) и на вывоз строительного мусора.
В материалы дела были представлены документы, подтверждающие факт вывоза мусора и его объем. Стоимость оказанной услуги подтверждается договором с мусоровывозящей компанией, а также актом выполненных работ. Плата по строке "Прочие расходы" начисляется собственникам в порядке, определенном решением общего собрания собственников, за фактически оказанную услугу, объем которой может быть определен лишь в конце месяца.
Таким образом, действия управляющей компании по оказанию услуги по вывозу строительного мусора, а также по начислению платы за оказанную услугу полностью соответствуют волеизъявлению собственников, выраженному в решении общего собрания собственников от 18.12.2018. Указанное решение не оспорено в установленном законом порядке.
Также подлежат отклонению и доводы апеллянта о том, что начисление платы за вывоз строительного мусора нарушает права и законные интересы граждан, которые данной услугой не пользуются, поскольку в соответствии с части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, в материалы дела ООО УК "Взлетная" были представлены доказательства, согласно которым плата за вывоз строительного мусора исключалась из платежного документа по заявлению собственника при предоставлении соответствующих документов, например, документов, подтверждающих факт не проживания, актов, свидетельствующих об отсутствии ремонтных работ или факт приобретения квартиры с полной отделкой.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании оспариваемого предписания в части недействительным.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.09.2019 по делу N А03-8135/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8135/2019
Истец: ООО Управляющая компания "Взлетная"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края
Третье лицо: Митяшова Ю. В.
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-93/20
06.12.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11139/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-8135/19
29.05.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-8135/19