г. Хабаровск |
|
06 декабря 2019 г. |
А37-1203/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис - Магадан"
на решение от 14.08.2019
по делу N А37-1203/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Магадан" (ОГРН 1074910002914, ИНН 4909095960; место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Первомайская, 46)
к Государственной жилищной инспекции Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Портовая, 8)
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-6" (ОГРН 1084910002000, ИНН 4909099178; место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, 55)
о признании незаконным и отмене предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Магадан" (далее - ООО "Жилсервис-Магадан") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Магаданской области (далее - ГЖИ Магаданской области, инспекция) от 12.04.2019 N 111/020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "РЭУ-6" (далее - ООО "ГУК "РЭУ-6").
Решение суда от 14.08.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Жилсервис-Магадан" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование своей позиции со ссылкой на часть 1 статьи 195, часть 7 статьи 162, часть 4 статьи 195, часть 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) заявитель приводит довод о том, что согласно данным официального сайта ГЖИ Магаданской области, находящимся в общем доступе как для собственников помещений, так и для управляющих компаний, спорный дом включен в реестр лицензий ООО "Жилсервис-Магадан" 08.11.2018 и именно с этой даты, по его мнению, у общества возникли права и оно приступило к исполнению обязанностей по управлению спорным многоквартирным домом. Считает, что с учетом статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ), государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства является информационным ресурсом общего доступа, а не данными, определяющими дату начала управления домом. Считает, что проведение инспекцией в отношении ООО "ГУК "РЭУ-6" проверки подтверждает факт включения в реестр лицензий с 08.11.2018. Обращает внимание, что договор управления, заключенный с собственниками помещений, вступил в действие с 01.11.2018.
Инспекция в отзыве выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилсервис-Магадан" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 27.04.2015 N 049 000004.
В период с 28.03.2019 по 12.04.2019 инспекцией на основании обращения гражданина проведена внеплановая выездная проверка общества, в ходе которой выявлено, что многоквартирный дом (далее - МКД) N 108, корпус 1 по улице Пролетарской в городе Магадане включен в реестр лицензий общества с 01.12.2018, в связи с чем осуществление последним деятельности по управлению указанным домом путем выставления платежных документов за ноябрь 2018 года является нарушением требований части 9 статьи 161, части 7 статьи 162, части 4 статьи 198 ЖК РФ, подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
Результаты проверки зафиксированы актом от 12.04.2019 N 260/020.
Предписанием от 12.04.2019 N 111/020 обществу предложено в срок до 15.05.2019 произвести перерасчет за период с 01.11.2018 по 01.12.2018 размера платы за содержание и ремонт общего имущества по квартире N 109 спорного дома с учетом момента возникновения права управления МКД с 01.12.2018 и по результатам выдать потребителю документ, содержащий правильно начисленный платеж.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, оспаривая его законность.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно статье 192 ЖК РФ и пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения N 1110 предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 4 статьи 195 ЖК сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирного дома лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Из части 4 названной статьи следует, что при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
В свою очередь, в силу части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Приведенные нормы жилищного законодательства регламентируют процедуру смены управляющей организации многоквартирным домом, предусматривая порядок действий, как для вновь избранной управляющей организации, так и для предыдущей компании и органа государственного жилищного надзора с тем, чтобы обеспечить непрерывный процесс оказания качественных услуг управления домом, а также возможность выбывающей управляющей организации в установленный срок подготовить и передать техническую документацию на дом, расторгнуть договоры с ресурсоснабжающими и иными организациями, вновь избранной управляющей организации, соответственно, такие договоры заключить, принять техническую документацию, разместить соответствующие сведения в системе, органу государственного жилищного надзора - внести соответствующие изменения в реестр лицензий.
Таким образом, в случае изменения способа управления МКД сменяемая управляющая организация должна прекратить деятельность по управлению домом, в том числе не осуществлять расчеты с собственниками помещений и иными пользователями, с момента реализации решения о смене управляющей организации, то есть с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Соответственно управляющая организация вправе осуществлять деятельность по управлению домом при наличии совокупности трех условий, а именно: заключение договора управления, размещение в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведений о МКД и внесение уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), в силу пункта 2 которого изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения, в том числе об основаниях заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом, копию договора управления.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе поступление в орган государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления лицензиата заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же дома (пункт 4, подпункт "б" пункта 10 Порядка N 938/пр).
Как следует из пункта 14 Порядка N 938/пр, в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
Судебной коллегией установлено, что по результатам рассмотрения заявления ООО "Жилсервис-Магадан" от 09.10.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Магаданской области путем включения в реестр лицензий дома N 108 по улице Пролетарской в городе Магадане на основании протокола от 25.09.2018 N 1 по отбору управляющей организации для управления указанным МКД, инспекцией принято решение о приостановлении рассмотрения заявления на срок не более чем 30 рабочих дней.
Основанием для вынесения приказа о приостановлении рассмотрения послужило поступление в инспекцию 12.10.2018 от ООО "ГУК "РЭУ-6" аналогичного заявления на основании протокола от 09.10.2018 N 07 по отбору управляющей организации для управления спорным домом.
Приказами инспекции от 22.10.2018 N 283 и N 284 заявления лицензиатов приостановлены.
Лицензирующий орган отказал ООО "ГУК "РЭУ-6" приказом от 08.11.2018 N 298 во внесении изменений в реестр лицензий.
Приказом инспекции от 08.11.2018 N 297 внесены изменения в реестр лицензий Магаданской области, согласно которым вышеуказанный МКД включен в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "Жилсервис-Магадан".
В соответствии с информацией, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (www.dom.gosuslugi.ru), дата начала периода управления вышеуказанным домом, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат ООО "Жилсервис-Магадан", внесена 01.12.2018 (л.д. 87 т. 1).
Кроме того, согласно данным реестра лицензий Магаданской области, размещенным на официальном сайте инспекции (л.д. 27 т. 2), датой включения в реестр лицензий МКД N 108 корпус 1 по улице Пионерской в городе Магадане, также является 01.12.2018.
Поскольку до указанной даты у ООО "Жилсервис-Магадан" отсутствовали основания для управления спорным домом, следовательно, неправомерно было осуществлять расчет и выставлять собственникам помещений за ноябрь 2018 года плату за содержание и ремонт общего имущества.
Включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении МКД является необходимым условием для начала управления многоквартирным домом. Именно наличие совокупности правовых и фактических оснований, предусмотренных вышеизложенными положениями действующего законодательства, является необходимым и достаточным условием для осуществления деятельности с указанной в законе даты.
Таким образом, инспекцией правомерно установлен факт нарушения заявителем лицензионных требований, в частности части 9 статьи 161, части 7 статьи 162, части 4 статьи 198 ЖК РФ, подпункта "г" пункта 3 Положения N 1110.
Судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание лицензирующего органа соответствует вышеуказанным нормативным положениям и не нарушает прав и законных интересов общества, в связи с чем обоснованно отказано в удовлетворении заявленного требования.
Отклоняется довод заявителя жалобы о возникновении у него прав и обязанностей по управлению спорным домом с момента включения его в реестр лицензий ООО "Жилсервис-Магадан", то есть с 08.11.2018, как противоречащий информации, размещенной в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (www.dom.gosuslugi.ru).
Довод апелляционной жалобы о том, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства не может рассматриваться в качестве источника, содержащего данные, определяющие дату начала управления домом, судом апелляционной инстанции рассмотрен, но отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 209-ФЗ под государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Субъектами, размещающими информацию в системе, являются, в том числе органы государственной власти, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе (пункт 2 статьи 2 Закона N 209-ФЗ).
Согласно пункту 15 Положения N 1110, лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. С 1 мая 2015 года формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В пункте 11 части 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ указано, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 30.12.2014 N 504/934/пр определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
С учетом изложенного, выполняя требования части 3 статьи 198 ЖК РФ, ГЖИ Магаданской области должна была разместить сведения об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, именно в системе, официальным сайтом которой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является адрес www.dom.gosuslugi.ru, что было сделано лицензирующим органом в соответствии с пунктом 14 Порядка N 938/пр и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в приказе инспекции от 08.11.2018 N 297 указано только о внесении изменений в реестр лицензий Магаданской области относительно лица, осуществляющего управление домом. Однако данным актом не устанавливался момент фактического начала управления обществом МКД, не определялся момент внесения изменений в реестр, связанных с включением дома в перечень домов, находящихся под управлением общества.
Дата вступления в действие договора управления от 08.10.2018, проведение проверки в отношении предыдущей управляющей организации не имеют правового значения и не влияют на момент начала периода управления домом. Частью 7 статьи 162 ЖК РФ установлена обязанность управляющей компании приступить к исполнению договора управления домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта.
Таким образом, только при размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъектов Российской Федерации, отражающих изменения в перечне МКД, управление которыми осуществляет общество в связи с заключением договора управления, последнее вправе было осуществлять деятельность по управлению спорным домом.
Арбитражный суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.08.2019 по делу N А37-1203/2019 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1203/2019
Истец: ООО "Жилсервис - Магадан"
Ответчик: Госуд. жил. инсп. Магад. обл.
Третье лицо: ООО "Городская управляющая компания "РЭУ-6 "