г. Владимир |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А43-23350/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.12.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.10.2019 по делу N А43-23350/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал Кстово" (ИНН 5247052522, ОГРН 1145247000249) о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 28.05.2019 N 515-05-ТКО-2019.
В судебном заседании принял участие представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - Усякова Н.Т. по доверенности от 09.01.2019 N 515-149/19 сроком действия до 31.12.2019 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Реал Кстово" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция, административный орган) 22.04.2019 с 09 час. 30 мин. до 08 час. 40 мин. и 23.04.2019 с 08 час. 50 мин. до 09 час. 00 мин. в ходе проведения инспекционного обследования контейнерной площадки по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, пр. Капитана Рачкова в районе церкви выявлено, что на прилегающей к контейнерной площадке территории размещены крупногабаритные твердые коммунальные отходы (навалы в виде веток, смета, мешки с отходами от текущего ремонта).
Вышеназванные обстоятельства зафиксированы в актах инспекционного обследования жилищного фонда от 22.04.2019 N 515-05-7ТКО/2019, от 23.04.2019 N 515-05-7ТКО/1/2019.
Усмотрев в действиях общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (далее по тексту - Общество) состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 16.05.2019 N 515-05-7ТКО-2019 и 28.05.2019 вынесло постановление N 515-05-7ТКО-2019, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5300 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 16.10.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неправильное применение норм материального права.
Считает, что Общество является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для жителей г. Кстово и Кстовского района, получает от них плату за данную коммунальную услугу, в связи с чем, на него возложена обязанность по предоставлению коммунальной услуги надлежащего качества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
В столбце 2 пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
В силу пунктов 9, 10, 11 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Из пункта 12 Правил N 1156 следует, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (в том числе и крупногабаритных) из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом, в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 148 (26) Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, обязанности регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов из предусмотренных договором и специально оборудованных мест (контейнерных площадок и площадок для складирования крупногабаритного мусора) корреспондируется обязанность потребителей коммунальной услуги складировать твердые коммунальные отходы в таких местах и исключительно в контейнеры (бункеры, иные емкости, предназначенные для сбора твердых коммунальных отходов), установленные на соответствующих контейнерных площадках, либо, в случае складирования крупногабаритного мусора, на специальной площадке для складирования крупногабаритного мусора, которая также должна быть надлежащим образом обустроена и предусмотрена договором.
Обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, а также территории, прилегающей к данной площадке, ни правилами N 1156, ни иными нормативными правовыми актами на регионального оператора не возложена.
Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области и является исполнителем коммунальной услуги, на которого возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 5), заключенного 22.03.2018 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Обществом, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.
Пунктом 2.1.16 Соглашения предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
Между тем, в ходе проведенного 22 апреля 2019 года с 08 час. 30 мин. до 08 час. 40 мин. инспекционного обследования контейнерной площадки по адресу: г.Кстово, пр.Кап.Рачкова в районе церкви, выявлено, что на прилегающей к контейнерной площадке территории размещены крупногабаритные твердые коммунальные отходы (навалы в виде веток, смета, мешки с отходами от текущего ремонта).
При повторном инспекционном обследовании 23.04.2019 с 08 час. 50 мин. до 09 час. 00 мин. по вышеуказанному адресу обнаружены аналогичные нарушения, что зафиксировано в актах инспекционного обследования жилищного фонда от 22.04.2019 N 515-05-7ТКО/2019, от 23.04.2019 N 515-05-7ТКО/1/2019 с приложенными фотоматериалами.
При этом, документальных доказательств, свидетельствующих о том, что территория, прилегающая к контейнерной площадке является специально отведенной площадкой для крупногабаритного мусора материалы дела не содержат.
Кроме того, в зону ответственности регионального оператора не входит содержание территории, прилегающей к контейнерной площадке, в частности очистка такой территории от твердых коммунальных отходов, самовольно складированными потребителями в нарушение требований Правил N 354 и N 1156, в рамках договора по оказанию услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Правилами N 1156 предусмотрен самостоятельный порядок вывоза твердых коммунальных отходов с территории, не предназначенной для складирования отходов.
Так, в силу пункта 18 Правил N 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно пунктам 16, 17 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Общество, зафиксировав факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории, прилегающей к контейнерной площадке по адресу: г.Кстово, пр.Рачкова, в районе д.32 (акт N 49 от 25.04.2019), письмами от 30.04.2019 уведомило орган местного самоуправления (администрацию Кстовского муниципального района) и Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области о данном обстоятельстве.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 05 апреля по 05 мая 2019 года на территории Кстовского муниципального района на основании постановления администрации от 05.04.2019 N 718 проводились мероприятия по благоустройству и санитарной очистке территорий, в результате проведения которых образовалось вышеназванное несанкционированное скопление отходов. Характер обнаруженных должностным лицом Инспекции отходов, зафиксированных на фотографиях (большая часть отходов представляет собой спиленные ветки), подтверждает вышеназванные обстоятельства. 09 мая 2019 года между Обществом и МБУ "Управление благоустройства города Кстово" заключен договор N 30-ПО на принятие отходов, образовавшихся в результате вышеназванных мероприятий. Спорные отходы ликвидированы как несанкционированная свалка на основании вышеназванного акта регионального оператора.
Документальных доказательств, опровергающих данное обстоятельство, административным органом в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии события вменяемого правонарушения, соответствует материалам дела.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Инспекции по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.10.2019 по делу N А43-23350/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23350/2019
Истец: ООО "Реал-Кстово"
Ответчик: Кстовский отдел Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, ООО "Реал-Кстово"