город Воронеж |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А08-5678/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола заседания секретарем Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.08.2019 по делу N А08-5678/2018 (судья Мироненко К.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регионгазфинанс" (ИНН 7701248637, ОГРН 1025000658650) к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (ИНН 3123116900, ОГРН 1053107030965) об оспаривании результатов проверки и предписания,
при участии:
от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области: Мишустина О.В., представитель по доверенности от 31.07.2019, сроком на один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регионгазфинанс" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регионгазфинанс" (далее - ООО "УК "Регионгазфинанс", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (далее - управление Россельхознадзора по Белгородской области, управление, уполномоченный орган) о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 24.04.2018 N 31- 0666/05-ЗН (с учетом частичного отказа от заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.08.2019 заявленные требования удовлетворены частично, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 24.04.2018 N 31-0666/05-ЗH признано недействительным. В остальной части производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление Россельхознадзора по Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что оспариваемое предписание законно, обосновано и исполнимо, выдано в пределах полномочий управления, оснований для его признания недействительным и отмены не имеется.
В представленном письменном отзыве ООО "УК "Регионгазфинанс" возразило против доводов апелляционной жалобы, просило оставить решение суда без изменения.
Считает предписание не исполнимым, ссылается на отсутствие у общества каких-либо прав на земельный участок.
В судебном заседании представитель управления Россельхознадзора по Белгородской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "УК "Регионгазфинанс" в судебное заседания явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В состав имущества, составляющего ЗПИФ недвижимости "РГФ-ФН10" входит объект недвижимого имущества (земельный участок) с кадастровым номером 31:15:1205002:0052, расположенный по адресу: Белгородская область, р-н Белгородский, ЗАО "Агрофирма-Дубовое", участок N 72.
Право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев ЗПИФ недвижимости "РГФФН10" на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
ООО "УК "Регионгазфинанс" осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.
В целях реализации государственной программы Белгородской области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы", Правительством Белгородской области принято решение об изъятии для государственных нужд земельных участков, в том числе - земельного участка с кадастровым номером 31:15:1205002:52 (распоряжение Правительства Белгородской области от 22.12.2014 N 609-рп "Об изъятии земельных участков для государственных нужд").
Вышеуказанный земельный участок в период с 2006 года по октябрь 2017 года имел категорию "Земли населенных пунктов" и разрешенное использование - "Для индивидуального жилищного строительства".
С ноября 2017 года категория земельного участка была изменена на "Земли сельскохозяйственного назначения".
09.04.2018 должностным лицом управления Россельхознадзора по Белгородской области на основании поступившего мотивированного представления должностного лица органа государственного контроля (надзора), подготовленного по результатам рассмотрения обращения Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 25.01.2018 N 11-07/141, издано распоряжение N 298 о проведении внеплановой проверки ООО "УК "Регионгазфинанс", пользователя объектом земельных отношений - земельным участком с кадастровым номером 31:15:1205002:52, расположенного по адресу Белгородская обл., Белгородский район, с. Шагаровка, микрорайон "Московский".
Срок проведения проверки определен с 23.04.2018 по 24.04.2018.
В процессе проведения плановой проверки управлением Россельхознадзора по Белгородской области установлено невыполнение обществом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и полного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившееся в наличии траншеи площадью около 600 кв.м. (дина 150 м, ширина 4 м) глубиной 0,7 м (географические координаты 50.516155, 36.534836; 50.516155, 36.534911; 50.17530, 36.534385; 50.517544, 36.534482), зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью (пырей, полынь, одуванчик, поросль терна, клена, дикая груша, акация), захламление твердыми бытовыми отходами и прочим мусором (битый кирпич, камень, пластик, стеклянная тара, отходы асбоцемента (шифер), пластиковые канистры от автомобильных масел, смесь отходов из жилищ, строительный мусор, полиэтилен, покрышки, шины автомобильные и пр.). На земельном участке имеется сухой травостой прошлых лет высотой около 0,8 м, древесно-кустарниковая растительность высотой до 3 м.
При этом уполномоченным органом на указанном участке следов механической обработки почвы, признаков применения иных приемов и способов обработки почвы, возделывания сельскохозяйственных культур не установлено, равно как и следов проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий.
Указанное привело к ухудшению качественного состояния земельного участка сельскохозяйственного назначения, в связи с чем он не пригоден для сельскохозяйственного производства.
На основании изложенного уполномоченным органом сделан вывод о том, что ООО "УК "Регионгазфинанс" допустило нарушение требований ч.2 ст.7, ст.12, п.п. 1, 2, 3 сч.2 ст.13, ст.42, ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ, Закон N 101-ФЗ), ст.ст. 4, 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ), подп. 2.4.3 п. 2.4 Положения о проекте адаптивно-ландшафтной системы земледелия и охраны почв, утвержденного постановлением губернатора Белгородской области от 04.02.2014 N 9.
Управлением Россельхознадзора по Белгородской области был составлен акт проверки от 24.04.2018 N 31-0666/05-ЗН, в котором отражены указанные нарушения.
24.04.2018 Управлением Россельхознадзора по Белгородской области вынесено предписание N 31-0666/05-ЗН к акту от 24.04.2018 N 31-0666/05-ЗН, которым обществу предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 03.09.2018.
Посчитав, что предписание управления Россельхознадзора по Белгородской области от 24.04.2018 N 31-0666/05-ЗН к акту от 24.04.2018 N 31-0666/05-ЗН не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "УК "Росрегионгазфинанс", возлагает на него незаконные обязанности и тем самым создает препятствия для осуществления экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение требований законодательства в сфере охраны земель и почв.
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с положениями ст.8 Закона N 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в том числе: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Таким образом, выявленные управлением Россельхознадзора по Белгородской области факты являются нарушением приведенных выше требований законодательства.
Статьей 4 Закона об охране окружающей среды к объектам охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности отнесены компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Уведомлением от 29.12.2014 N 02-7936 Белгородская область в лице Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области сообщила обществу о принятом решении об изъятии земельного участка на основании распоряжения Правительства Белгородской области от 22.12.2014 N 609-рп "Об изъятии земельных участков для государственных нужд". Управлением в связи с изданием распоряжения N 609-рп была внесена запись в ЕГРП в части обременения земельного участка.
Как следует из акта проверки Управления Росреестра по Белгородской области от 16.12.2015 N 472 на территории вышеуказанного земельного участка расположена дорога с твердым покрытием (асфальт), произведена отсыпка щебнем дорог с твердым покрытием, вдоль дороги установлены линии электропередач. Указанные обстоятельства установлены в судебных актах по делу N А08-1138/2016.
При указанных обстоятельствах правомерным является вывод суда области относительно необоснованности возложения на ООО "УК "Регионгазфинанс" обязанности по устранению соответствующих недостатков и, соответственно, невозможность для данного общества реально исполнить выданное уполномоченным органом предписание.
Суд области со ссылками на абз. 10 пп. 2 п. 1 ст. 49, 56.8 ЗК РФ, ст.280 Гражданского кодекса Российской Федерации посчитал необоснованным при установленных обстоятельствах возложение на Общество рисков несения затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений.
Довод о том, что общество осуществляя доверительное управление паевым инвестиционным фондом ЗПИФ недвижимости "РГФ-ФН-10" вправе использовать его самостоятельно для устранения выявленных нарушений Управлением не подтвержден.
Ссылка на приостановление производства по делу N А08-1230/2017 также не может быть принята во внимание, поскольку постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 06.08.2019 оставлены без изменения решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по указанному делу.
Из указанных судебных актов следует, что предполагается изъятие всего земельного участка, а не какой-либо его части.
Таким образом, довод апеллянта основан на предположениях.
Также подлежит отклонению ссылка на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14.12.2018, оставленное без изменения решением Московского городского суда от 18.03.2019, поскольку факт привлечения общества к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ сам по себе не свидетельствует о законности и исполнимости выданного управлением предписания.
В связи с указанным, суд первой инстанции обоснованно признал предписание от 24.04.2018 N 31-0666/05-З недействительным и удовлетворил заявленные требования.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов не разрешается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.08.2019 по делу N А08-5678/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5678/2018
Истец: ООО УК "Регионгазфинанс"
Ответчик: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление по Белгородской области (Россельхознадзор)