город Омск |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А46-13377/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14563/2019) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.09.2019 по делу N А46-13377/2018, принятое по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Назарова Мурват Шуры оглы, о признании недействительным уведомления от 04.07.2018 N55-0-1-122/3002/2008-5412 о приостановлении государственной регистрации и обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:6101 площадью 1 067+/- 12 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания примерно в 55 м по направлению на юг, почтовый адрес: Омская область, Омский район, с. Усть-Заостровка, ул. Кольцевая, д. 2,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Достовалов Сергей Петрович (по доверенности N 22 от 24.12.2018 сроком действия до 31.12.2019);
установил:
Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо, Управление) об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:6101 площадью 1 067+/- 12 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 55 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес: Омская область, Омский район, с. Усть-Заостровка, ул. Кольцевая, д. 2.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель уточнил заявленное требование, дополнив просительную часть требованием о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Омской области от 04.07.2018 N 55-0-1-122/3002/2018-5412.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Назаров Мурват Шура оглы (далее - Назаров М.Ш.о., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.09.2019 по делу N А46-13377/2018 в удовлетворении заявленных требований Администрации отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что постановлением Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 07.06.2018 N 159 отменно постановление Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 30.12.2016 N 629, на основании которого земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:6101 был поставлен на государственный кадастровый учет.
Администрации отмечает, что спорный земельный участок пересекает места общего пользования и расположен в трех территориальных зонах: ОД-1 - зона объектов административного, коммерческо-делового и общественного назначения; ИТ - зона инженерной и транспортной инфраструктур; Р-2 - зона активного и семейного отдыха, в силу чего предоставление его в аренду третьему лицу не представляется возможным.
Податель жалобы полагает неправомерно ссылку суда первой инстанции на пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом ВС РФ 30.11.2016, так как Администрацией оспаривалось уведомление Управления от 04.07.2018 N 55-0-1-122/3002/2018-5412 о приостановлении государственного кадастрового учета, а не об отказе.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по Омской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание от Управления Росреестра по Омской области явился представитель Резанов Константин Сергеевич, однако, судом апелляционной инстанции на этапе проверки полномочий установлено отсутствие оригинала доверенности от Управления Росреестра по Омской области, в связи с этим, суд отказал в признании полномочий данного лица в качестве представителя Управления Росреестра по Омской области.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей Управления Росреестра по Омской области и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Администрации Омского района, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:6101 площадью 1067 +/- 12 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 55 м. от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес: Омская область, Омский район, с. Усть-Заостровка, ул. Кольцевая, д. 2, поставлен на государственный кадастровый учет 27.11.2017.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 30.12.2016 N 629 после вступления в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", имеет статус "актуальные", не является преобразуемым объектом недвижимости, государственная собственность на него не разграничена.
Права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не зарегистрированы.
Письмом от 07.06.2018 N 02-16/569 Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области известила Администрацию о том, что означенный земельный участок пересекает места общего пользования и расположен в трех территориальных зонах.
Постановлением Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 07.06.2018 N 159 отменено постановление Администрации Усть - Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 30.12.2016 N 629, на основании которого, участок поставлен на кадастровый учет.
Администрация обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:20:233002:6101.
Уведомлением от 04.07.2018 N 55-0-1-122/3002/2018-5412 Управление проинформировало Администрацию о приостановлении кадастрового учета в связи с том, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:6101 не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета с соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). В целях устранения причин приостановления необходимо предоставить заявление о прекращении действий по снятию с государственного кадастрового учета означенного участка.
Администрация, полагая, что нахождение указанного участка на кадастровом учёте делает невозможным предоставление заинтересованным лицам земельного участка, чем нарушаются её права, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
24.09.2019 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По правилам статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из предмета заявленных требований процессуальной обязанностью Администрации в рамках рассматриваемого спора является доказывание наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, а также подтверждение правомерности избранного ею способа восстановления нарушенных прав, если таковые будут установлены в ходе судебного разбирательства по делу.
В качестве правового основания для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:20:233002:6101 Администрация ссылается на то, что постановлением Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 07.06.2018 N 159 отменно постановление Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 30.12.2016 N 629, на основании которого земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:6101 поставлен на государственный кадастровый учет.
Кроме того, Администрация указывает на то, что земельный участок пересекает места общего пользования и расположен в трех территориальных зонах, что препятствует сдаче его в аренду третьему лицу.
Поддерживая позицию суда первой инстанции о несостоятельности указанной позиции Администрации, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно представленной в материалы дела выписке ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 55:20:233002:6101 поставлен на государственный кадастровый учет 27.11.2017 (том 1, л. д. 9).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества в силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Иных оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации.
Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как следует из материалов дела, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:20:233002:6101 была осуществлена Администрацией Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в связи с вынесением постановления от 30.12.2016 N 629 (том 1, л. д. 56) и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (том 1, л. д. 57), межевого плана (том 1, л. д. 58-67).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 07.06.2018 N 159 (том 1, л. д. 11) отменено, в связи с чем Администрация Омского района полагает, что сведения об указанном земельном участке подлежат исключению из государственного кадастра.
Доводы подателя жалобы о том, что данное обстоятельство является основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета в спорной по делу ситуации не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Отмена указанного ненормативного акта администрации не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако заявитель акты Управления или действия о постановке на учет земельного участка не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, поскольку приведенные заявителем обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет земельных участках, отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителем правомерен.
Доводы подателя жалобы о том, что земельный участок пересекает места общего пользования и расположен в трех территориальных зонах, отклоняются судебной коллегией, так как не свидетельствует об отсутствии возможности проведения кадастровых работ и осуществлении действий по преобразованию земельного участка.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации заявителем прав собственника на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке, Администрацией в материалы дела не представлено.
Поскольку у Управления отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, а их собственник не лишен возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельных участков, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения требования Администрации не имелось.
Доводы Администрации о неправомерности ссылок суда первой инстанции на пункт 21 Обзора не принимаются во внимание, поскольку не устранение причин приостановления привело к отказу в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, изложенном в уведомлении от 09.10.2018 N 55-0-1-122/3002/2018-5412.
При установленных обстоятельствах заявление Администрации Омского района правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.09.2019 по делу N А46-13377/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13377/2018
Истец: Администрация Омского муниципального района Омской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Назаров Мурват Шуры оглы, Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Управление по вопросам миграции УМВД России по Омской области