город Томск |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А03-16709/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.П.,
судей Дубовика В.С.,
Иванова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сперанской Н.В. без использования средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Волокитина Андрея Викторовича (N 07АП-11054/2023 (1)) на определение от 28.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03- 16709/2023 (судья Ильичева Л. Ю.), принятое по заявлению арбитражного управляющего Волокитина Андрея Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконным протокола от 22.09.2023 N 00642223 о наличии в действиях (бездействиях) арбитражного управляющего состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
В судебном заседании приняли участие: без участия
УСТАНОВИЛ:
арбитражный управляющий Волокитин Андрей Викторович (далее - арбитражный управляющий, Волокитин А.В.) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление) о признании незаконным протокола от 22.09.2023 N 00642223 о наличии в действиях (бездействиях) арбитражного управляющего состава административного правонарушения по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 28.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края производство по делу N А03-16709/2023 прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, арбитражный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, рассмотреть заявление Волокитина А.В..
В обоснование доводов апелляционной жалобы, указывает, что оспариваемым протоколом нарушаются права и законные интересы заявителя.
Отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представлен.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Волокитин А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным протокола об административном правонарушении N 00642223 от 22.09.2023 о наличии в действиях арбитражного управляющего Волокитина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, указал, что действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельной жалобы на протокол об административном правонарушении. Возражения по проведению административного расследования подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении жалобы при обжаловании постановления (решения) по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В силу статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность обжалования протокола об административном правонарушении.
В соответствии с положениями статей 29, 198 АПК РФ арбитражным судам подведомственны экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской или иной экономической деятельности, в том числе и споры об оспаривании ненормативных актов, устанавливающих, изменяющих либо отменяющих права и обязанности конкретных лиц.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Основаниями для отнесения категории дел о признании решения государственных органов к подведомственности арбитражных судов являются одновременно три условия: ненормативный характер акта, несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, нарушение актом прав и законных интересов организаций, граждан и иных лиц.
Таким образом, под ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательность исполнения властного распоряжения является одним из главных квалифицирующих признаков решения органа публичной власти. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий, они не могут затронуть прав и законных интересов лиц, поскольку не содержат императивных предписаний и, следовательно, не влекут юридических последствий.
Протокол об административном правонарушении не обладает признаками подобного ненормативного акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения и обстоятельства его совершения (то есть фактические данные), и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
Составление протокола не оканчивает производство по делу об административном правонарушении и не порождает правовых последствий непосредственно для заявителя.
КоАП РФ также не предусматривает право на обжалование протокола об административных правонарушениях, в котором фиксируется административное правонарушение.
Доводы арбитражного управляющего относительно оснований составления протокола подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности.
В Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 N 3071-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ермолаева Сергея Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 128 и частью 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что, несмотря на тот факт, что нормы КоАП РФ не предусматривают подачи самостоятельной жалобы на протокол об административном правонарушении, это не лишает лица права по результатам ознакомления с протоколом об административном правонарушении представить свои объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ), а при обжаловании постановления (решения) по делу об административном правонарушении (ст. ст. 30.1 и 30.12 КоАП РФ) - привести в жалобе замечания и возражения на протокол об административном правонарушении (в том числе по уведомлению и сбору доказательств), которые подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении жалобы.
В судебной практике сформулирована позиция, согласно которой протокол об административном правонарушении является одним из доказательств совершения правонарушения и не влечет каких-либо правовых последствий. Действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельной жалобы на протокол об административном правонарушении (например, Определения Верховного Суда РФ от 11.07.2022 N 304-ЭС22-10496 по делу N А03-10416/2021, от 10.09.2020 N 306-ЭС20-11786 по делу N А57-17658/2019, от 14.05.2019 N 304-ЭС19-6303 по делу N А46-6316/2018).
Возражения по проведению административного расследования подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности, в связи с чем, производство по делу в части оспаривания протокола об административном правонарушении от 22.09.2023 N 00642223 подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кроме того в рамках дела NА03-15183/2023 рассматривается заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о привлечении арбитражного управляющего Волокитина Андрея Викторовича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в случае, если судом установлено, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу прекращается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу на основании статьи 150 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат мотивированного обоснования со ссылками на нормы права, подтверждающие незаконность обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 28.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03- 16709/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу арбитражного управляющего Волокитина Андрея Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
А.П. Михайлова |
Судьи |
В.С. Дубовик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16709/2023
Истец: Волокитин Андрей Викторович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11054/2023