г. Москва |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А40-103958/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-1" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 августа 2019 года, принятое судьей Мурашовой К.С. по делу N А40-103958/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (ОГРН: 1067746341024) к Акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-1" (ОГРН: 1117746294104) о взыскании расходов на устранение недостатков ремонта вагонов,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ТрансКонтейнер" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "ВРК-1" о взыскании 3 850 долларов США - расходов на устранение недостатков ремонта вагонов в период гарантийного срока.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2019 года по делу N А40-103958/19 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ПАО "ТрансКонтейнер" (далее - Истец или Заказчик) и АО "Вагонная ремонтная компания - 1" (далее - Ответчик, Подрядчик) заключен договор от 01.07.2014 N ТКд/14/07/0001/ВРК-1/133/2014 на плановые виды ремонта грузовых вагонов (далее - Договор), в соответствии с условиями которого Подрядчик принял на себя обязательства производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны).
Во исполнение своих обязательств по Договору 14.12.2016 Ответчик произвел деповской ремонт грузового вагона N 94870821 с проведением текущего ремонта колесной пары 0119 10981 81, что подтверждается актом о выполненных работах (оказанных услугах) от 14.12.2016 N 981, счет-фактурой от 14.12.2016 N 0100340000005488/1200000178, расчетно- дефектной ведомостью от 14.12.2016, платежным поручением от 24.11.2016 N 2842.
Вагон 94870821 с контейнером LCRU4901859 следовал из Китая в Словакию в составе контейнерного поезда N 1313 (далее - КП1313), состоящего из 37 физических вагонов или 57 условных вагонов. На железнодорожной станции Московка Западно-Сибирской железной дороги вагон 94870821 был отцеплен перевозчиком от КП1313 по причине неисправности буксового узла по внешним признакам (119), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (912).
При демонтаже буксового узла колесной пары 0119 10981 81 выявлено ослабление торцевого крепления гайки M 110, задиры "елочка" на торцевой поверхности приставного упорного кольца и торцах роликов, шелушение деталей переднего подшипника. Нарушение требований п. 12.4.2.3.5 п. 12.4.2.3.6 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
Обнаруженная неисправность была устранена ОАО "РЖД" (в лице эксплуатационного вагонного депо Входная-СП Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры), вагон выпущен из ремонта на основании уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М N 1945.
Факт проведения ремонта подтверждается актом о выполненных работах от 15.04.2018, справкой ГВЦ ОАО "РЖД" о выполненных ремонтах вагона N 94870821.
Составленные комиссионно, с участием представителей ОАО "РЖД", АО"ВРК-1", АО "ВРК-2", документы свидетельствуют об ответственности АО "ВРК-1" за возникновение неисправности колесной пары.
Согласно акту-рекламации формы ВУ-41 от 17.04.18 N 1251 и плану расследования причин излома оси роликовой колесной пары или разрушения буксового узла от 17.04.2018 на ВЧДР Нижнеудинск АО "ВРК-1" отнесена ответственность за возникновение дефекта.
Таким образом, в нарушение условий Договора, АО "ВРК-1" не обеспечило бесперебойное использование вагона 94870821 на протяжении всего гарантийного срока.
Между ПАО "ТрансКонтейнер" и ООО "Трансконтейнер Украина" заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 04.02.2015 N ТКтз/15/02/004 (далее - Договор ТЭ), согласно условиям которого Экспедитор обязуется выполнять и/или организовать выполнение за вознаграждение и за счет ПАО "ТрансКонтейнер" транспортно- экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, внутритерминальным обслуживанием, а также оказание иных транспортно- экспедиционных услуг по организации перемещения грузов в контейнерах или на вагонах, а также контейнеров и/или вагонов во внутреннем, экспортно-импортном, транзитном сообщении по территории Украины.
В приложении N 46 к Договору ТЭ стороны согласовали, что стоимость услуг зависит от маршрута следования и длины поезда (количества условных вагонов).
В соответствии с п. 4 приложения N 46 к Договору ТЭ, стоимость услуг по организации перевозки железнодорожным транспортом грузов, следующих транзитом по территории Украины в 40-футовых универсальных крупнотоннажных контейнерах в составе контейнерного поезда длиной не менее 57 условных вагонов из Китая через погранпереход Наушки в третьи страны через терминал Добра, направление Зерново-Чоп составляет 441 USD с учетом НДС (без учета НДС -405 USD).
Согласно п. 2 приложения N 46 к Договору ТЭ, стоимость услуг по организации перевозки железнодорожным транспортом грузов, следующих транзитом по территории Украины в 40-футовых универсальных крупнотоннажных контейнерах по аналогичному маршруту, но в составе группы из не менее 5 (пяти) контейнеров, тариф применяется в расчете 518 USD с учетом НДС (без учета НДС -482 USD).
ПАО "ТрансКонтейнер" подан в ООО "Трансконтейнер Украина" заказ от 20.03.2017 N 138 на организацию перевозки железнодорожным транспортом контейнеров с использованием вагонов ПАО "ТрансКонтейнер", следующих транзитом по территории Украины в составе контейнерного поезда, из Китая до станции назначения Добра.
Согласно сведениям от 09.04.2018 натурного листа поезда 1313 (распечатано с использованием автоматизированной системы ведения и анализа графика исполненного движения (ГИД "Урал-ВНИИЖТ") на станции НАУШКИ (ЭКСП. КЖД) Восточно-Сибирской железной дороги длина поезда составляла 57 условных вагонов.
То есть при соблюдении п. 4 приложения N 46 к Договору ТЭ, при следовании транзитом по территории Украины поезда 1313 с 57 условными вагонами ПАО "ТрансКонтейнер" за перевозку 1 контейнера должно было оплатить ООО "Трансконтейнер Украина" 441 USD (без учета НДС - 405 USD).
Поскольку на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги вагон 94870821 был отцеплен от КП 1313, длина поезда составила 56 условных вагонов.
Следовательно, при проследовании по территории Украины, в связи с наличием в поезде 1313 только 56 условных вагонов, ООО "Трансконтейнер Украина" применило п. 2 приложения N 46 к Договору ТЭ и стоимость услуг за перевозку 1 контейнера составила 518 USD (без учета НДС - 482 USD).
Таким образом, при соблюдении условий перечисленных в п. 4 приложения N 46 к Договору ТЭ, ПАО "ТрансКонтейнер" за перевозку всех контейнеров в составе контейнерного поезда должно было оплатить 20 250 USD (без НДС) (исходя из количества контейнеров в составе КП1313), но поскольку вагон 94870821 был отцеплен, длина поезда изменилась на 1 условную единицу, соответственно, ООО "Трансконтейнер Украина" при расчете стоимости услуг, руководствовалось п. 2 приложения N 46 к Договору ТЭ, и стоимость перевозки контейнеров в составе поезда составила 24 100 USD (без НДС).
При следовании железнодорожным транспортом но территории Украины стоимость услуг за перевозку всех контейнеров в составе контейнерного поезда (длиной не менее 57 условных вагонов) составляет 20250 USD, а стоимость услуг за перевозку всех контейнеров в поезде (в группе не менее 5 контейнеров) составляет 24100 USD.
Следовательно, разница в расчете услуг ООО "Трансконтейнер Украина" составляет 3 850 USD.
Истец счёл, что указанная разница в размере 3 850 USD является убытками Истца, которые возникли из-за ненадлежащего оказания услуг по ремонту вагона 94870821. Их взыскание является предметом рассмотрения по данному делу.
В соответствии с п. 6.1 Договора подрядчик принял на себя гарантийные обязательства в отношении отремонтированного деповским ремонтом вагона до следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М.
Содержание гарантийного обязательства включает право заказчика требовать от подрядчика обеспечения надлежащего качества результата выполненных работ и корреспондирующую ему обязанность подрядчика обеспечивать до окончания действия гарантийного срока.
В силу ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
АО "ВРК-1" при проведении ремонта грузового вагона допустило отступление от требований нормативно-технической документации, обязательной при проведении деповского ремонта и не обеспечило проведение ремонта надлежащим качеством, вследствие чего вагон не выдержал гарантийного срока эксплуатации, установленного нормативной документацией и был отцеплен, что повлекло за собой увеличение стоимости перевозки для ПАО "ТрансКонтейнер".
В целях досудебного урегулирования спора ПАО "ТрансКонтейнер" направило в адрес АО "ВРК-1" претензию от 05.03.2019 N ЦКП/780, ответ на которую в адрес Истца не поступил, требования в добровольном досудебном порядке не удовлетворены.
ПАО "ТрансКонтейнер" основывает свою позицию на положениях статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации.
АО "ВРК-1" при проведении ремонта грузового вагона допустило отступление от требований нормативно-технической документации, обязательной при проведении деповского ремонта и не обеспечило проведение ремонта надлежащим качеством, вследствие чего вагон не выдержал гарантийного срока эксплуатации, установленного нормативной документацией и был отцеплен, что повлекло за собой увеличение стоимости железнодорожного тарифа при перевозке транзитом по территории Украины.
Факт несения заявленных ко взысканию с Ответчика убытков доказан материалами дела: представлен счет на оплату от 10.09.2018 N 215, заявление от 10.10.2018 N 784, выписка из лицевого счета от 19.10.2018.
Актами-рекламациями формы ВУ-41-М установлена вина Ответчика в некачественно проведенных плановых ремонтах грузовых вагонов. Кроме того, в рекламационных актах указаны результаты комиссионного расследования причин возникновения неисправностей спорных вагонов.
Необходимость составления указанных актов-рекламаций формы ВУ-41-М на детали и узлы вагона, не выдержавшие срок гарантии, прямо предусмотрена условиями договоров, заключённых между сторонами (п. 6.1), как обязательное условие для возмещения затрат, возникших в течение гарантийного срока, а также действующими нормативно-техническими документами - Руководством по деповскому ремонту РД 32 ЦБ 587-2009 (п. 18.2).
Рекламационный акт формы ВУ-41-М является достаточным доказательством выявленной неисправности (дефекта) и определения причин его возникновения при учете, что рекламационный акт формы ВУ-41-М составляется работниками ОАО "РЖД", которые в силу ст. 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта", п. 3.2. Приказа МПС РФ N 26 от 18.06.2003 г., определяют техническую пригодность вагонов и не заинтересованы в определении и указании неверных причин выхода из строя вагона или его составной части (оборудования), т.к. ремонт вагона без составления рекламационной документации занимает меньше времени и затрат у ОАО "РЖД", чем ремонт с оформлением актов ВУ-41-М.
При этом ответчиком, непосредственно выполнявшим ремонт спорного вагона, результаты комиссионного расследования не оспорены. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы комиссионного расследования, не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности Истцом факта того, что истребуемая сумма относится к убыткам, и не подлежит возмещению с ремонтной компании, должна квалифицироваться как оплачиваемые расходы со стороны грузоотправителя или грузополучателя, является не обоснованным и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Судом установлен факт несения Истцом убытков именно ввиду некачественно выполненного Ответчиком ремонта, а не в результате действий грузоотправителей/грузополучателей. ПАО "ТрансКонтейнер" предъявило требования о взыскании убытков лицу, в результате чьих действий были причинены эти убытки, поскольку АО "ВРК-1" не обеспечило бесперебойное использование вагона 94870821 на протяжении всего гарантийного срока после деповского ремонта.
В рассматриваемом споре на грузоотправителей/грузополучателей не может быть возложена обязанность по возмещению убытков ПАО "ТрансКонтейнер", поскольку именно АО "ВРК-1" при проведении ремонта грузового вагона допустило отступление от требований нормативно-технической документации и не обеспечило проведение ремонта надлежащего качества, вследствие чего вагон не выдержал гарантийный срок эксплуатации и был отцеплен.
Довод апелляционной жалобы о том, что не представлены договоры с грузоотправителями, которые по мнению Ответчика имеют существенное значение для решения вопроса о правовой природе спорной суммы, не обоснован.
Договоры, заключенные между ПАО "ТрансКонтейнер" и грузоотправителями/грузополучателями, не имеют отношения к предмету настоящего спора, поскольку убытки возникли в результате ненадлежащего исполнения АО "ВРК-1" своих обязательств по договору от 01.07.2014 N ТКд/14/07/0001/ВРК-1/133/2014, т.е. причина возникновения убытков не зависит от действий/бездействий грузоотправителей/грузополучателей.
Ссылка Ответчика на ст. 30 Устава железнодорожного транспорта не обоснована, поскольку указанная статья регулирует отношения по расчетам между перевозчиком и грузоотправителями/грузополучателями в рамках договора перевозки груза железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации. При этом ПАО "ТрансКонтейнер" не является ни перевозчиком, ни грузоотправителем/грузополучателем по договорам перевозки (СМГС-наклад.).
В силу ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки, определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
АО "ВРК-1" при проведении ремонта грузового вагона допустило отступление от требований нормативно-технической документации, обязательной при проведении деповского ремонта и не обеспечило проведение ремонта надлежащим качеством, вследствие чего вагон не выдержал гарантийного срока эксплуатации, установленного нормативной документацией и был отцеплен, что повлекло за собой увеличение стоимости железнодорожного тарифа при перевозке транзитом по территории Украины.
Таким образом, ПАО "ТрансКонтейнер" вправе требовать от АО"ВРК-1" возмещения убытков, вызванных в связи с уплатой разницы в стоимости услуг ООО "Трансконтейнер Украина".
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора не лишен представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
ПАО "ТрансКонтейнер" в материалы дела представлены все необходимые доводы и доказательства, подтверждающие ответственность АО "ВРК-1" за возникновение у ПАО "ТрансКонтейнер" убытков:
- факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействия): АО "ВРК- 1" при проведении ремонта допустило отступление от требований нормативно-технической документации, что подтверждается записью в Плане расследования причин излома оси роликовой колесной пары или разрушения буксового узла от 17.04.2018 и записью в акте рекламации N 1251 от 17.04.2018: "... Нарушение требований п. 12.4.2.3.5, п.12.4.2.3.6 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов....";
- наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками: в результате отцепки одного вагона, длина поезда перестала соответствовать установленной в "Тарифной политике железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2018 фрахтовый год" - 57 условных вагонов и стоимость перевозки спорного поезда повысилась на 3850 USD.
- размер убытков: в материалы дела представлен счет на оплату от 10.09.2018 N 215, заявление от 19.10.2018 N 784, выписка из лицевого счета от 19.10.2018.
Учитывая изложенное, убытки, возникшие у ПАО "ТрансКонтейнер" подлежат взысканию с АО "ВРК-1" в полном объеме.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2019 года по делу N А40-103958/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103958/2019
Истец: ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах" "ТрансКонтейнер"
Ответчик: АО "ВРК-1"