г. Москва |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А40-195541/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2019 по делу N А40-195541/19-121-1674
по заявлению ГБУК города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" (ОГРН: 1027739003808, ИНН: 7710036808)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третьи лица: 1) Департамент культуры г. Москвы, 2) ДГИ г. Москвы
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
Румянцева Н.В. по дов. от 26.11.19; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Зайцева Е.Г. по дов. от 18.01.19; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГБУК города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" (далее - заявитель, учреждение, Музей Москвы), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2019 по делу N 340/01/2018, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2019 требования заявителя удовлетворены, суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, а также об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционный жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика и представитель ДГИ г. Москвы не явились.
Представитель заявителя и представитель Департамента культуры г. Москвы поддержали решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложили свою правовую позицию по делу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением от 26.02.2019 г. по делу N 340/01/2018, на основании протокола об административном правонарушении от 17.09.2018 N773, ГБУК города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, за нарушение, выразившееся в использовании земельного участка не по целевому назначению в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Управление сочло, что размещение в зданиях пунктов общественного питания (кафе) не соответствует виду разрешенного использования земельного участка "объекты размещения музеев" и образует в действиях учреждения событие административного правонарушения по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа на юридических лиц.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Как усматривается из материалов дела, Заявитель является государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы, которому принадлежит земельный участок по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, д. 2, стр.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 с кадастровым номером 77:01:0001054:1000 на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08.11.2011 N 2875-01 ДЗР.
Вид разрешенного использования земельного участка: "для размещения объектов культуры, искусства". Указанный вид разрешенного использования в настоящее время не применяется (поскольку утратил силу приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", в соответствии с которым действовали соответствующие кодовые обозначения и номера групп видов разрешенного использования) и соответствует виду разрешенного использования "культурное развитие (3.6.)" в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
По данным Публичной кадастровой карты, которая в соответствии п.1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" представляет собой составленную на картографической основе тематическую карту, в графической и текстовой формах воспроизводящую сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, разрешенным использованием в рамках указанного вида является "размещение культурно-бытовых зданий".
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости (здания), находящиеся в собственности города Москвы и в оперативном управлении заявителя. В частности, строение 7 по адресу: Зубовский бульвар, д. 2 передано Заявителю в соответствии с контрактом на право оперативного управления от 17 марта 2010 г. N 00-00014/10, строение 5 - на основании распоряжения Департамента имущества города Москвы от 16 июня 2011 г. N 1387-Р и акта приема-передачи от 02 августа 2011 г. N 01-00055/11.
Музей Москвы является многофункциональным историко-культурным, музейно-выставочным, научно-просветительским комплексом.
Размещение в зданиях пунктов общественного питания, сувенирных магазинов и иных точек сервисного приема и обслуживания является стандартной услугой современных культурных кластеров и неотъемлемым условием комфортного пребывания посетителей.
Согласно п. 2.6.14 устава Заявитель вправе оказывать услуги в области общественного питания. При этом допускается организация точек питания как своими силами, так и силами привлеченных организаций, поскольку в соответствии с п. 2.6.18 устава заявитель вправе по согласованию с учредителем сдавать имущество в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В строениях 5 и 7 по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, д. 2 расположены два кафе, а именно: (а) кафе "Les" (буфетное обслуживание) общей площадью 19 кв.м. на основании:
- распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 7 июля 2014 г. N 9318 "О даче согласия ГБУК города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" на заключение договора аренды в отношении нежилого помещения общей площадью 19,0 кв.м по адресу: г. Москва, Зубовский бульв., д. 2, стр. 5";
- согласия Департамента культуры города Москвы от 16 мая 2014 г. N 01-06-4673/4;
- договора аренды от 31 июля 2014 г. N 1А/ПМ14, зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
(б) кафе "Proviant" общей площадью 152.6 кв.м. на основании:
- распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 21 июля 2014 г. N 10857 "О даче согласия ГБУК города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" на заключение договора аренды в отношении нежилого помещения общей площадью 152,6 кв.м по адресу: г. Москва, Зубовский бульв., д. 2, стр. 7";
- согласия Департамента культуры города Москвы от 23 июня 2014 г. N 01-06-5327/4;
- результатов проведенного аукциона (протокол от 25 сентября 2014 г. N 2);
- договора аренды от 07 октября 2014 г. N 2А/ПМ14, зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ч.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы (далее - ПЗЗ).
Согласно п.3.3.4. ПЗЗ могут устанавливаться в качестве вспомогательных отдельные виды разрешенного использования, в том числе "общественное питание (4.6.0)", для всех территориальных зон.
В соответствии с п..3.3.5. ПЗЗ применение вспомогательных видов разрешенного использования допускается при соблюдении следующих условий:
1) вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно разрешенных видов использования для территориальной зоны, в которой находится земельный участок;
2) вспомогательный вид разрешенного использования не может реализовываться без реализации основного вида разрешенного использования и должен осуществляться только совместно с разрешенными основными и (или) условно разрешенными видами использования земельных участков или объектов капитального строительства;
3) в случае если выбранный вспомогательный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно-разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объекта капитального строительства);
4) в случае если установленные основные, условно разрешенные виды использования предусматривают размещение объектов капитального строительства, то суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Так, общая площадь двух пунктов общественного питания, расположенных на земельном участке по адресу: г. Москва, Зубовский бульвар, д. 2, кадастровый номер 77:01:0001054:1000, составляет 171, 6 кв.м. (19 кв.м.+152,6 кв.м.). Вместе с тем общая площадь всех зданий на данном земельном участке - 22319,8 кв. м, что не превышает 25% суммарной общей площади всех объектов в пределах данного земельного участка.
Таким образом, размещение двух кафе на территории Музея Москвы соответствует ПЗЗ и вспомогательному виду разрешенного использования земельного участка "общественное питание (4.6.0)".
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, вынесший оспариваемое постановление.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Управлением не доказано, что установленный вид разрешенного использования земельного участка "размещение культурно-бытовых зданий" ограничивает право заявителя на применение вспомогательного вида разрешенного использования "общественное питание" на условиях, предусмотренных нормативными актами.
В этой связи использование учреждением земельного участка не по целевому назначению, как и использование участка не в соответствии с разрешенным использованием, не подтверждены Управлением.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске Управлением срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ.
Управлением в рассматриваемом деле правонарушение выявлено 07.08.2018 г. Оспариваемое постановление принято 26.02.2019 г.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения за нарушение земельного законодательства составляет два месяца.
Правовая позиция по вопросу исчисления срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ изложена в определениях ВС РФ от 26.09.2017 N 307-АД17-6188, от 17.07.2019 г. N 305-ЭС19- 11415.
Следовательно, постановление от 26.02.2019 г. по делу N 340/01/2018 о привлечении к административной ответственности вынесено за пределами сроков давности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования учреждения.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2019 по делу N А40-195541/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195541/2019
Истец: ГБУК г. Москвы " Музей Москвы"
Ответчик: Управвление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ, Департамент культуры города Москвы