город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2019 г. |
дело N А53-15497/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Науменко Л.В. по доверенности от 29.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г.Таганрога"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2019 по делу N А53-15497/2019
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г.Таганрога" (ОГРН 1126154005240, ИНН 6154098036)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" (далее - общество, АО "УО ЖКХ г. Таганрога") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 277 от 14.02.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "УО ЖКХ г. Таганрога" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что многоквартирный дом 3 по пер. 17-й Новый в г. Таганроге был оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета электрической энергии. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, объем электрической энергии на СОИД должен начисляться собственникам МКД в объеме 384,536 кВт/ч. (541,6 (площадь помещений, входящих в состав общего имущества) * 0,71 (норматив)). Указанный объем электрической энергии и начислялся собственникам МКД до сентября 2018 г. Несмотря на небольшой объем общего имущества МКД, в адрес АО "УО ЖКХ г. Таганрога" ресурсоснабжающей организацией выставлялся и продолжает выставляться огромный объем сверхнормативных ОДН, являющийся непосильным для управляющей компании, которая должна компенсировать их ресурсоснабжающей организации. Для снижения сверхнормативного потребления электроэнергии на содержание общего имущества МКД, АО "УО ЖКХ г. Таганрога" принимались все возможные меры, в том числе и по установке энергосберегающих осветительных приборов в местах общего пользования. Кроме того, АО "УО ЖКХ г. Таганрога" принимались меры по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии в коммунальных квартирах МКД. Тем не менее, собственники коммунальных квартир, предвидя, что на них в случае установки индивидуального прибора учета ляжет больший расход электрической энергии, препятствуют АО "УО ЖКХ г. Таганрога" в установке указанных приборов. Таким образом, ввиду того, что коммунальные квартиры в МКД не оснащены индивидуальными приборами учета электрической энергии, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" собственникам производит начисление согласно нормативам потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов, установленных постановлением РСТ РО N 47/1 от 12.10.2017, в соответствии с нормативом 85 кВт/ч в месяц на человека, который является заниженным, так как фактически собственники потребляют электроэнергию в гораздо большем объеме. 12.04.2019 в адрес Региональной службы по тарифам Ростовской области было направлено заявление о разъяснении, применяются ли нормативы, установленные Постановлением РСТ РО N 47/1 от 12.10.2017, для многоквартирных домов с коммунальными квартирами и включались ли при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, расход на электрическую энергию, потребленную бытовыми приборами, такими как сплит-системы, стиральные машины, посудомоечные машины, микроволновые печи. До настоящего момента в адрес АО "УО ЖКХ г. Таганрога" ответ не поступил. В связи с заниженным нормативом образуется большой объем сверхнормативных ОДН. Более того, согласно п. 1 ст. 39 ЖК РФ именно собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также бремя содержания принадлежащего им имущества, что предусмотрено ст. 210 ГК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Госжилинспекции области поступило заявление по вопросу несогласия с расчетом размера платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: пер. Новый, д. 3, г. Таганрог.
На основании распоряжения от 31.01.2019 N 522 в отношении АО "УО ЖКХ г. Таганрога" была проведена проверка, в результате которой были выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 14.02.2019 N 522.
14.02.2019 в целях устранения выявленного нарушения должностным лицом Госжилинспекции области АО "УО ЖКХ г. Таганрога" выдано предписание N 277, которым было предписано устранить выявленные нарушения, выполнить жителям МКД N 3 по пер. 17-й Новый в г. Таганроге перерасчет платы за электроснабжение, потребленное при использовании и содержании общего имущества дома, за период с сентября 2018 года по январь 2019 года, исходя из норматива потребления, и в дальнейшем производить начисления за данную жилищную услугу в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов.
АО "УО ЖКХ г. Таганрога" оспорило вышеуказанное предписание в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В соответствии с частями 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Многоквартирный дом N 3 по пер. 17-й Новый в г. Таганроге оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.
Доказательств принятия собственниками помещений указанного МКД решения об оплате за электрическую энергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества дома, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем начисление платы за данный ресурс должно производиться исходя из норматива потребления.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.05.2017 N 19/2 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области" установлен норматив в размере 0,71 кВт/м2 площади мест общего пользования для многоквартирных домов, оборудованных осветительными установками, дверными запирающими устройствами, насосным оборудованием, усилителями телеантенн, системами отопления и другим оборудованием.
Расчет за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества (далее - СОИД) в данном случае должен выполняться по формуле 15 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и данным технического паспорта.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15.12.2017 N 76/2 во втором полугодии 2018 г. утверждена стоимость 1 кВт*час для домов с электроплитами в размере 2,68 руб. при потреблении электрической энергии в пределах социальной нормы и в размере 3,74 руб. при потреблении электрической энергии сверх социальной нормы.
Согласно данным технического паспорта МКД N 3 по пер. 17-й Новый в г. Таганроге общая площадь жилых и нежилых помещений дома составляет 4899,9 кв. м, площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД - 541,6 кв. м.
Таким образом, объем электрической энергии на СОИД, который должен быть предъявлен жителям дома к ежемесячным начислениям, составляет 541,6x0,71 = 348,536 кВт/ч.
Согласно платежным документам за сентябрь 2018 - январь 2019 ежемесячно жителям дома N 3 к оплате за электрическую энергию на СОИД выставляется объем 8242,5 кВт/ч.
Т.о., АО "УО ЖКХ г. Таганрога" нарушены положения части 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, формула 15 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к верному выводу о соответствии оспариваемого предписания Госжилинспекции области действующему законодательству и отсутствии нарушений законных прав и интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2019 по делу N А53-15497/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15497/2019
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. ТАГАНРОГА"
Ответчик: ГЖИ РО (Госжилинспекция области), Государственная жилищная инспекция Ростовской области