г. Владивосток |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А59-4565/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-7593/2019
на решение от 01.10.2019 (резолютивная часть (ст. 229 АПК) от 16.09.2019)
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-4565/2019 Арбитражного суда Сахалинской области, принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500753124, ИНН 6503010084)
к обществу с ограниченной ответственностью "Залив Касатка"
(ОГРН 1026501100790, ИНН 6511003933)
о взыскании 15.500 рублей финансовой санкции по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
УПФР по Долинскому району Сахалинской области (далее по тексту - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с ООО "Залив Касатка" (далее по тексту - общество, страхователь) финансовой санкции в размере 15.500 рублей за непредставление в установленный срок сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", заявление принято и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 16.09.2019, изготовленным в виде резолютивной части решения, в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение изготовлено судом 01.10.2019.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование заявленных требований Управление указывает, что сведения о застрахованных лицах не были представлены обществом по форме СВЗ-М (тип. ИСХ) за спорные периоды, дополнительные сведения в отношении указанных лиц также обществом не представлялись.
Таким образом, страхователем нарушен срок предоставления отчета по форме СВЗ-М (тип. ИСХ) за сентябрь 2016 года в отношении застрахованных лиц, в связи с чем решения о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования являются законными, а отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций необоснован.
В установленный судом апелляционной инстанции срок отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 15 января 2002 года Администрацией муниципального образования "Курильский район", при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6511003933.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения об организации внесены 25 декабря 2002 года Инспекцией МНС России по Курильскому району Сахалинской области в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026501100790.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074-007- 000667.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Аналогичная обязанность страхователя предусмотрена статьей 15 Закона N 27-ФЗ.
Как видно из материалов дела, управлением на основании представленной обществом отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года и Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за III квартал 2016 года проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проверки установлено, что данные сведения в отношении 31 застрахованного лица, указанных в разделе 6 отчетности по форме РСВ-1 ПФР за III квартал 2016 года, отсутствуют в представленном страхователем и принятом управлением отчете по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
По данному факту управление составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.03.2019 N 074S18190002555 и вынесло решение от 01.04.2019 N 074S19190004212, которым привлекло общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, что составило 15 500 рублей.
Об уплате страхователем финансовой санкции в добровольном порядке управление выставило требование от 17.04.2019 N 074S01190004271, полученное генеральным директором общества 17 апреля 2019 года, о чем свидетельствует соответствующая расписка.
До установленного срока (29.04.2019) страхователь требование не исполнил, в связи с чем, управление 27 июня 2019 года обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание 15 500 рублей финансовой санкции.
Определением от 11.07.2019 в рамках дела N А59-3942/2019 суд на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа ввиду того, что заявленное требование не отвечает признаку бесспорности.
Поскольку общество не уплатило сумму наложенной финансовой санкции, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в размере 15 500 рублей в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в виде резолютивной части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код):
- "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Диспозиция данной нормы по своему содержанию устанавливает ответственность за два самостоятельных состава правонарушений:
- непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ;
- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Наряду с изложенным статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 766н), вступившая в силу с 19.02.2017.
Согласно пункту 37 данной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с положениями пункта 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки, о которой страхователь информируется путем направления соответствующего уведомления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что индивидуальные сведения по форме СЗВ-М (тип исходная) за сентябрь 2016 года в отношении одного застрахованного лица представлены обществом и приняты управлением 10 октября 2016 года, то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок.
Ошибок не установлено.
24 ноября 2016 года обществом направлена по телекоммуникационным каналам связи и получена управлением отчетность по форме РСВ-1 ПФР за III квартал 2016 года в отношении 32 застрахованных лиц.
Поступившая форма РСВ-1 за указанный период принята управлением без замечаний.
В ходе проведения проверки представленных форм СЗВ-М и РСВ-1 управлением выявлено, что сведения в отношении 31 застрахованного лица, указанного в разделе 6 отчетности по форме РСВ-1 ПФР за III квартал 2016 года, отсутствуют в отчете по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, о чем составлен акт о выявлении правонарушения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ошибки в отчете по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года по отношению к имеющимся в территориальном органе Пенсионного фонда индивидуальным сведениям (в принятой от страхователя форме РСВ-1) выявлены управлением, следовательно, в силу вышеназванных нормативных требований страхователю должно быть вручено/направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок. Однако, в срок и в порядке, указанные в пункте 37 Инструкции, уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий Управление обществу не направило. Данные обстоятельства Пенсионным фондом не опровергнуты.
Пунктом 37 Инструкции N 766н закреплена обязанность управления при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, вручить страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку. При этом инструкция разработана в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ, предоставляющими заявителю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах.
Иное толкование содержащихся в инструкции положений будет прямо противоречить нормам Закона N 27-ФЗ, в соответствии с которым она была принята и во взаимосвязи с положениями которого она применяется.
В рассматриваемом случае положения пунктов 37 и 39 Инструкции N 766н должны применяться во взаимосвязи с положениями, установленными статьей 15 Закона N 27-ФЗ, то есть орган пенсионного фонда при выявлении ошибок и (или) несоответствий составляет уведомление и направляет его страхователю. Добросовестный страхователь, в свою очередь, получив уведомление об устранении имеющихся в представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления представляет территориальному органу Пенсионного фонда дополняющие (уточняющие) сведения по соответствующей форме, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае игнорирования страхователем полученного от территориального органа Пенсионного фонда уведомления и неустранения выявленных несоответствий в пределах указанного пятидневного срока к нему подлежит применению ответственность по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 02.07.2018 N 303- КГ18-99, от 29.10.2018 N 306-КГ18-16855 и в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного 26.12.2018.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Как верно указано судом первой инстанции, Пенсионный фонд не направив обществу уведомление в соответствии с пунктом 37 Инструкции N 766н фактически лишил общество права, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N 766н, на самостоятельное устранение в установленный срок имеющихся в представленных индивидуальных сведениях ошибок/несоответствий с целью исключения применения к нему финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Предусмотренные законодательством процессуальные требования, регулирующие административную процедуру при реализации территориальным органом своих полномочий, являются обязательными для последнего, что является гарантией прав и законных интересов лиц, в отношении которых применяются мероприятия контроля.
Названные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Пенсионным фондом требований закона, установленных приведенными выше нормами, и, соответственно, о нарушении прав страхователя, что исключает законность применения к обществу финансовой санкции по решению о привлечении к ответственности от 01.04.2019 N 074S19190004212.
На основании изложенного, апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что решение оспариваемое решение Пенсионного фонда, послужившее основанием для обращения за взысканием финансовой санкции в судебном порядке, не соответствует положениям Закона N 27-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, поскольку, необоснованно лишая страхователя права, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N 766н, возлагает на него обязанность по уплате штрафа.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.09.2019 по делу N А59-4565/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4565/2019
Истец: ГУ УПФРФ по Долискому району Сахалинской области
Ответчик: ООО "Залив Касатка"