г. Хабаровск |
|
09 декабря 2019 г. |
А37-1460/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Центр"
на решение от 02.09.2019
по делу N А37-1460/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Центр" (ОГРН 1064910008624, ИНН 4909089162; место нахождения: 685000, Магаданская область, город Магадан, площадь Горького, 9)
к Государственной жилищной инспекции Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797; место нахождения: 685000, Магаданская область, город Магадан, ул. Портовая, 8)
о признании незаконным и отмене предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Центр" (далее - ООО "Жилсервис-Центр") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Магаданской области (далее - ГЖИ Магаданской области) о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2 части 3 предписания от 01.03.2019 N 72/020.
Решением суда от 02.09.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование своей позиции со ссылкой статью 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" заявитель указывает на несогласие с выводом суда относительно законности требований, указанных в оспариваемом предписании. Считает, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт отсутствия оснований для проведения осмотра общего имущества для исключения факта разгерметизации межпанельного шва и факта протечки кровельного покрытия. По мнению заявителя жалобы, на момент проверки в выполнении указанных в предписании работ отсутствовала необходимость, в связи с чем считает ошибочным вывод суда о не нарушении прав общества со стороны инспекции.
ГЖИ Магаданской области в отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилсервис-Центр" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 27.04.2015 N 049-000007.
В период с 11.02.2019 по 01.03.2019 по обращению гражданина инспекцией проведена внеплановая выездная проверка по факту ненадлежащего исполнения обществом обязательств по договору управления многоквартирным домом N 61, корпус 1 по проспекту Карла Маркса в городе Магадане.
По результатам проверки (акт от 01.03.2019 N 151/20) выявлены нарушения управляющей компанией требований, установленных частями 2, 3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпунктом "а" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктами 5, 7, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), пунктами 2.1.3, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.6, 4.2.1.1, 4.2.3.1, 4.6.1.1, 4.6.3.2, 4.10.2.1, 5.7.1, 5.7.2, 5.7.3, 5.7.5, 5.7.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По факту выявленных нарушений обществу выдано предписание от 01.03.2019 N 72/020 с требованием в пунктах 1 и 2 части 3 в срок не позднее 03.06.2019 устранить нарушения законодательства путем обеспечения герметизации межпанельных швов по периметру комнат N N 1, 2 помещения кухни квартиры N 72 многоквартирного дома N 61, корпус 1 по проспекту Карла Маркса в городе Магадане; провести обследование кровли над указанной квартирой на отсутствие протечек, при выявлении нарушений провести восстановительные работы.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности указанной части.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В части 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ также установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 17 Закона N 294-ФЗ должностные лица органов государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении соответствующих мероприятий.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Состав общего имущества многоквартирного дома предусмотрен статьей 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил N 491, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Правилами N 290, включены: работы, выполняемые в целях надлежащего содержания колонн и столбов многоквартирных домов (пункт 5); работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов (пункт 7); работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов (пункт 9), в частности: выявление нарушений условий эксплуатации конструкций и оборудования зданий, контроль за их состоянием, выявление разрушений, разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В пункте 4.2.3.1 Правил N 170 указано, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В пункте 4.6.1.1 Правил N 170 установлены обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда, которая обеспечивает: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с договором управления МКД ООО "Жилсервис-Центр" является организацией, управляющей домом N 61 корпус 1 по проспекту Карла Маркса в городе Магадане в целях надлежащего содержания общедомового имущества.
В силу вышеприведенных правовых норм заявитель обязан содержать в надлежащем состоянии общее имущество спорного МКД и предпринимать меры по недопущению и устранению нарушений в отношении общедомового имущества.
Материалами дела подтверждено и обществом не опровергнуто соответствующими доказательствами нарушение им требований части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, статьи 193 ЖК РФ, пунктов 10, 11 Правил N 491, пунктов 5, 7 и 9 Правил N 290, пунктов 4.2.3.1, 4.6.1.1. Правил N 170 при содержании общего имущества вышеуказанного дома.
Инспекция, выявив в феврале - марте 2019 года в ходе проверки жалобы гражданина, проживающего в квартире N 72 спорного дома, следы протечек кровли и затеканий в виде желтых пятен на стенах комнат, плите перекрытия, наличие черных пятен по периметру оконных рам, повреждения штукатурного слоя межпанельных швов в виде трещин, правомерно выдала обществу оспариваемое предписание, обязав обеспечить герметизацию межпанельных швов по периметру комнат NN 1, 2 помещения кухни квартиры N 72; провести обследование кровли над указанной квартирой на отсутствие протечек, при выявлении нарушений провести восстановительные работы.
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных исследований (испытаний) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области", показатели относительной влажности воздуха в жилых комнатах квартиры N 72 не соответствовали требованиям пункта 4.1 (приложение N 2) СаНПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
При установленных обстоятельствах у органа жилищного надзора имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Судебной коллегией отклоняется как необоснованный довод заявителя жалобы о том, что в ходе проверки не выявлены повреждения общего имущества, повлекшие причинение ущерба спорной квартире, поскольку контролирующим органом установлены повреждения штукатурного слоя межпанельных швов в виде трещин, а также следы протечек воды на стенах квартиры из-за повреждений кровли. Обязанность обеспечивать исправное состояние кровли, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли в эксплуатируемых жилых зданиях, а также целостность герметизирующих заделок стыков полносборных зданий возлагается на управляющую организацию, то есть в данном случае на общество.
Возложение обязанности по обеспечению герметизации межпанельных швов по периметру комнат, а также по обследованию крыши над спорной квартирой на отсутствие протечек и по проведению восстановительных работ при выявлении нарушений кровли направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в квартире, их имущества, от выполнения которых управляющая организация не вправе уклоняться.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что фактически пунктом 1 предписания инспекция обязывает провести весь комплекс работ по герметизации швов, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции.
Таким образом, предписание в оспариваемой части выдано обществу в пределах полномочий инспекции, соответствует критериям исполнимости, срок для его исполнения является достаточным, не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает на него не предусмотренных действующим законодательством обязанностей.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания ненормативного правового акта в оспариваемой части недействительным.
Поскольку доводы, заявленные обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2019 по делу N А37-1460/2019 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1460/2019
Истец: ООО "Жилсервис-Центр"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Магаданской области