г. Саратов |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А12-21318/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.В. Пузиной, рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района",
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2019 года по делу N А12-21318/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Калашникова О.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (ОГРН 1133443005200, ИНН 3459001501)
к Территориальной административной комиссии Краснооктябрьского района городского округа Волгоград,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, муниципального бюджетного учреждения "Жилищно - коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда",
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по ст. 8.7. Кодекса Волгоградской области об административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (далее - заявитель, общество, ООО "УЖФ КОР", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления территориальной административной комиссии Краснооктябрьского района городского округа Волгоград (далее - административный орган, территориальная административная комиссия) от 13.06.2019 N 1/5-19/698 о назначении административного наказания по ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2019 (мотивированное решение изготовлено 20.09.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УЖФ КОР", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2018 (мотивированное решение изготовлено 20.09.2019) по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что административным органом не доказано событие правонарушения и вина Общества во вмененном правонарушении, Общество не является субъектом административной ответственности по статье 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Письменный отзыв, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2019 (мотивированное решение изготовлено 20.09.2019) законным и обоснованным.
Предметом оспаривания является постановление Территориальной административной комиссии Краснооктябрьского района городского округа Волгоград от 13.06.2019 N 1/5-19/698 о привлечении ООО "УЖФ КОР" к административной ответственности по статье 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в виде административного штрафа в размере 22 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное 05.06.2019 главным специалистом отдела ЖКХ и работы с ТОС администрации Краснооктябрьского района в результате обследования многоквартирного жилого дома N 13 по ул. Штеменко г. Волгограда нарушение ООО "УЖФ КОР" положений пунктов 3.3.1, 3.3.4, 3.3.4.1, 4.7.3,4.7.37, 4.8.2.2, 3.3.7, 3.3.4.5, 4.8.14.2 Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 N 34/1091, выразившееся в ненадлежащем содержании фасадов зданий указанного многоквартирного дома, имеющих надписи и рисунки, а также в складировании на придомовой территории порубочных остатков деревьев и не очищении подъездных, входных групп от бытового мусора.
В ходе обследования составлен акт осмотра территории от 05.06.2019 с приложением фотоматериалов (л.д. 26-38). Осмотр произведен в присутствии представителя ООО "УЖФ КОР" Колотилкиной И.Л. по доверенности от 08.05.2019.
По факту выявленных нарушений сотрудником административно-технического отдела МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" в отношении заявителя составлен протокол от 07.06.2019 N 561 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "УЖФ КОР" извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением от 05.06.2019 N 179, полученным 06.06.2019 (л.д. 45).
Постановлением Территориальной административной комиссии Краснооктябрьского района городского округа Волгоград от 13.06.2019 N 1/5-19/698 ООО "УЖФ КОР" признано виновным в совершении правонарушения по статье 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 22 000 руб.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "УЖФ КОР" извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением от 07.06.2019 N 189, полученным 07.06.2019 (л.д. 46).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности предусмотрена административная ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений.
Решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 N 34/1091 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Волгоград (далее - Правила), устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство территорий, при проектировании, строительстве, создании, эксплуатации и содержании объектов благоустройства территории городского округа Волгоград.
В соответствии с положениями пункта 3.3.1. Правил правообладатели зданий, сооружений обязаны обеспечить надлежащее их содержание, в том числе по своевременному производству работ по ремонту и покраске зданий, сооружений, их фасадов, а также поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах памятные доски, указатели улиц (в том числе переулков, площадей), номерные знаки, вывески и информационные таблички.
В состав элементов фасадов зданий, подлежащих содержанию, входят приямки, входы в подвальные помещения и мусорокамеры, входные узлы (в том числе ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери), цоколь и отмостка.
На основании п. 3.3.4. Правил благоустройства при содержании фасадов зданий и сооружений не допускается повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий и сооружений, в том числе подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций; повреждение (отслоение, загрязнение) штукатурки, облицовки, окрасочного слоя цокольной части фасадов, зданий или сооружений, в том числе, неисправность конструкции оконных, входных приямков.
В соответствии с пунктом 3.3.11.2 Правил благоустройства на территории Волгограда запрещается наносить надписи, рисунки, расклеивать и развешивать какие- либо объявления и другие информационные сообщения на остановочных пунктах, стенах, столбах, заборах (ограждениях) и иных, не предусмотренных для этих целей объектах. Организация работ по удалению надписей, рисунков, объявлений и других информационных сообщений возлагается на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов.
В соответствии с пунктом 3.3.5. Правил благоустройства выявленные при эксплуатации фасадов зданий и сооружений нарушения должны быть устранены в соответствии с установленными нормами и правилами технической эксплуатации зданий и сооружений.
Ответственность за выполнение указанных требований за счет собственных средств возлагается на собственников зданий, на многоквартирных жилых домах - организацию, выбранную собственниками помещений для управления многоквартирным домом, если иное не установлено законом или договором (пункт 3.3.8. Правил благоустройства).
Пунктом 4.7.3. Правил благоустройства установлено, что в летний период уборки производятся подметание, мойка и поливка проезжей части дорог, тротуаров, придомовых территорий; вывоз мусора в места санкционированного складирования, обезвреживания и утилизации; уборка мусора с придомовых территорий, включая территории, прилегающие к домам частной застройки.
На основании пункта 4.8.1. Правил благоустройства придомовые территории должны содержаться в чистоте. Уборка придомовых территорий должна производиться ежедневно в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", и другими нормативными актами.
Пунктом 4.8.2 Правил благоустройства запрещается хранить мусор на придомовой территории более 3 суток, загромождать и засорять придомовые территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором и другими материалами, устанавливать (размещать, вкапывать) на внутридворовых проездах искусственные заграждения в виде различных конструкций из материалов, препятствующих движению пешеходов и транспортных средств, в том числе спецмашин МЧС и скорой помощи, складировать строительные материалы, оборудование и другие товарно-материальные ценности в местах, не отведенных для этих целей, более 2 суток.
Согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, размещенным на сайте dom.gosuslugi.ru:
- управление домом N 13 ул. Штеменко в г. Волгограде осуществляет ООО "УЖФ КОР" на основании соответствующего договора управления.
Учитывая пункт 1.2 Правил, заявитель является лицом, ответственным за соблюдение указанных Правил, следовательно, надлежащим субъектом вменённого правонарушения.
В ходе обследования территорий указанного многоквартирного дома установлено, что фасад здания указанного многоквартирного дома, имеет надписи и рисунки, а также на придомовой территории осуществлено складирование порубочных остатков деревьев; подъездные, входные группы не очищены от бытового мусора.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "УЖФ КОР" ссылается на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения. При этом доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы, изложенные в заявлении, и сводятся к тому, что очистка фасадов от самовольно размещенных на них надписей и рисунков должна осуществляться собственниками помещений в многоквартирном доме, которые вправе заключить договор на оказание соответствующих услуг с третьими лицами, в том числе с управляющей организацией. Факт отсутствия своевременной и регулярной уборки территории не подтвержден.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ (далее - Перечень) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В силу пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включают в себя, в том числе выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Нанесение надписей, рисунков на фасады зданий является нарушением отделки фасадов. Соответственно, работы по устранению выявленных нарушений входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 23 Перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, установлено, что работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включают в себя сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Пунктом 25 Перечня определено, что работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают подметание и уборку придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистку металлической решетки и приямка.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27, в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Вопреки доводами апеллянта, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Учитывая изложенное, ООО "УЖФ КОР" как управляющая компания является лицом, ответственным за соблюдение указанных Правил.
Также апелляционный суд признает несостоятельной ссылку ООО "УЖФ КОР" о том, что протокол об административном правонарушении не содержит информации о регулярности, своевременности уборки прилегающей территории, поскольку согласно п. 4.8.1. Правил придомовые территории должны содержаться в чистоте. Уборка придомовых территорий должна производиться ежедневно в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", и другими нормативными актами.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проведение работ по устранению выявленных нарушений отделки фасада, уборке придомовой территории, подъездов и входных групп входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, независимо от упоминания этих работ в договоре управления.
Следовательно, территориальной административной комиссией сделан обоснованный вывод о том, что общество является ответственным лицом за надлежащее содержание многоквартирного жилого дома.
Представленный Обществом в материалы дела акт приемки оказанных услуг от 10.06.2019 г., указывающий, что по адресу ул. Штеменко, 13 подъездные и входные группы очищены от бытового мусора, деревья убраны, надписи и рисунки на стенах фасада закрашены, не опровергает выводы административного органа о том, что на момент проверки 05.06.19г. указанные нарушения имели место и Общество правомерно привлечено к административной ответственности.
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о бездействии ООО "УЖФ КОР", которое привело к совершению правонарушения.
Факт нарушения обществом положений Правил установлен апелляционной коллегией, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "УЖФ КОР" правонарушения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "УЖФ КОР" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения ООО "УЖФ КОР" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта и отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2019 (мотивированное решение изготовлено 20.09.2019) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2019 (мотивированное решение изготовлено 20.09.2019) по делу N А12-21318/2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21318/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА", ООО "Управление жилищным фондом Крвснооктябрьского района"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Администрация Краснооктябрьского района г. Волгограда, МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА"