г. Москва |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А41-16593/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Брусенцовой И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - АО "Московская областная энергосетевая компания" - Стрельников П.И., по доверенности от 18.03.2019,
от административного органа по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А., по доверенности от 03.06.2019,
от третьего лица по делу - ООО УК "Сычевское жилищно-коммунальное хозяйство" - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Московская областная энергосетевая компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2019 по делу N А41-16593/19, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению АО "Московская областная энергосетевая компания" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, третье лицо: ООО УК "Сычевское жилищно-коммунальное хозяйство",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Московская областная энергосетевая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, Госжилинспекция МО) о признании незаконным и отмене постановления 28.12.2018 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и решения от 19.02.2019 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15.
Решением от 22.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Акционерное общество "Московская областная энергосетевая компания", не соглашаясь с выводами суда о замене штрафа на предупреждение, просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное примение норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 09.11.2018 г. сотрудниками управления проведена внеплановая проверка соблюдения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при оказании услуг в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, Волоколамский район, р.п. Сычево, ул. Нерудная, д. 13.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 09.11.2018 N 08Вх/04-15525-2-16-2018, согласно которому многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета потребления электроэнергии, на который не оформлен акт допуска в эксплуатацию.
По данному факту в отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 14.11.2018 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15, по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество вызывалось путем вручения представителю Зенченко А.А., действующему по доверенности от 14.09.2018 N 280-2018, Уведомления от 13.11.2018 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 28.12.2018 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15, вынесенным в присутствии представителя Соколова И.В., действующего по доверенности от 29.03.2018 N 109-2018, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением от 19.02.2019 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15 жалоба на постановления оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и принятым решением по жалобе на него, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что факт наличия объективной стороны правонарушения, выразившейся в отсутствии подписания Актов допуска в эксплуатацию узла учета, подтверждается Актом проверки от 09.11.2018 N 08Вх/04-15525-2-16-2018. Как пояснил представитель управляющей организации и было отражено им в Приложении к Акту проверки от 09.11.2018 г., акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета не подписываются в связи с отсутствием подписанных актов разграничения эксплуатационной ответственности, которые не могут быть подписаны до приведения электрощитовых, собственником которых является АО "Мособлэнерго", в соответствие (необходимо установить отключающее устройство, закрепить вводные кабеля, определиться с дополнительными вводными кабелями). Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ. Таким образом, отсутствие допуска в дом, к месту установки прибора учета, не освобождает общество от обязанности установить такой прибор учета на принадлежащих обществу объектах электросетевого хозяйства, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности жилого дома, а в случае уклонения управляющей организации от подписания актов ввода в эксплуатацию приборов учета согласно пункту 154 Основных положений составить их самостоятельно. Субъектом вменяемого правонарушения могут выступать любые лица, осуществляющие деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии в спорный многоквартирный дом через принадлежащие ему электрические сети непосредственно присоединенные к сетям этого дома, а не ПАО "Мосэнергосбыт", являющееся гарантирующим поставщиком электрической энергии, выполняющим функции посредника между потребителями и производителями электрической энергии. Таким образом, отсутствие допуска в дом, к месту установки прибора учета, не освобождает общество от обязанности установить такой прибор учета на принадлежащих обществу объектах электросетевого хозяйства, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности жилого дома, а в случае уклонения управляющей организации от подписания актов ввода в эксплуатацию приборов учета согласно пункту 154 Основных положений составить их самостоятельно. В настоящем случае, собственником прибора учета электроэнергии, установленного сетевой организацией на границе балансовой принадлежности сетевой организации и потребителя, является сетевая организация, а не потребитель. Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по выполнению своих обязанностей, арбитражному суду не представлено. Напротив, из содержания писем ООО УК "Сычевское ЖКХ" от 11.03.2016 N 12, от 20.07.2016 N 24 следует, что заявителем ненадлежащим образом оформляются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на МКД, согласно границе эксплуатационной ответственности сторон оборудование отнесено к собственности управляющей организации, а по Акту разграничения - к собственности АО "Мособлэнерго".
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с неполным выяснением обстоятельств по делу, неправильным применением норм материального права, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Диспозиция указанной нормы содержит несколько различающихся в зависимости от объективной стороны составов административных правонарушений, в частности:
необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, и (или) от его исполнения;
нарушение установленного порядка заключения такого договора;
несоблюдение организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Совершение любого из перечисленных деяний образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
В настоящем случае, обществу вменяется неисполнение организацией установленных для нее в качестве обязательных требований по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета в МКД.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01 января 2012 года, организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, используемых энергетических ресурсов, обязаны совершать действия по оснащению приборами учета, используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу пункта 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Таким образом, обязанность по установлению приборов учета до 01 июля 2013 года возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах.
Однако, по смыслу положений части 5, 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность по установке приборов учета коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению после 01 июля 2013 года в отношении помещений, собственники которых не исполнили обязанность по установке приборов учета самостоятельно, возлагается на ресурсоснабжающие организации.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912, Постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2015 года по делу N А10-3998/14, от 18 июня 2015 года по делу N А10-3752/14, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 февраля 2015 года по делу N А43-19087/14.
В соответствии с пунктами 137, 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
-сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
-гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
-лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
-собственника прибора учета;
-собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - ОПФР), предусмотрено, что в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций:
- гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
- сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйный: объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
Управляющая организация не обращалась с указанной заявкой к сетевой организации.
Сетевая организация многократно обращалась к управляющей организации с требованиями о проведении процедуры допуска ОДПУ в эксплуатацию, что подтверждается письмами от 07.06.2016 исх. N 93, (от 01.03.2018 исх.N 280-2/2/1), от 10.07.2018 исх.N 898-3, от 11.09.2018 исх. N 1278-3, от 10.12.2018 исх. N 1944-3, от 26.12.2018 исх.N 2014-3 (т. 1 л. д. 21-26, 29-32, 36-38).
Сетевая организация, самостоятельно оформила акты допуска ОДПУ в эксплуатацию, представила акты на подписание управляющей организации, которые обратно не вернулись, что подтверждается перепиской сторон: письмо от 03.02.2016 N 4; от 11.03.2016 N 12; от 07.06.2016 N 93; от 01.03.2018 N 280-2/2/1; от 10.07.2018 N 898-3; от 21.08.2018 N 41; от 11.09.2018 N 1278-3; от 10.12.2018 N 1944-3; от 10.12.2018 N 1944-3; от 13.12.2018 N 59; от 18.12.2018 N 1967-3; от 19.12.2018, от 26.12.2018 N 2014-3, от 26.12.2018 N 60 (т. 1 л. д. 19-39).
АО "Мособлэнерго представило возражения к акту проверки административного органа от 09.11.2018 согласно которых указало, что ранее Управляющая компания отказалась подписывать акт допуска приборов учета в эксплуатацию с актами технологического присоединения, акты не возвращены (письма от 07.06.2016 N 93, от 01.03.2018 и от 01.03.2018 N 280-2/2/1 - т. 1 л. д. 21-23), при проведении осмотра в присутствии представителя АО "Мособлэнерго" также не были предъявлены доказательства наличия состава административного правонарушения.
АО "Мособлэнерго" к протоколу также были представлены мотивированные возражения и пояснения.
Управляющая организация отказала в допуске к работам электротехнического персонала сетевой организации и предложила провести работы в январе 2019 года, что подтверждается письмом управляющей организации от 26.12.2018 исх. N 60.
Таким образом, только после возбуждения административным органом дела, проведения осмотра и выдачи предписания об допуске в эксплуатацию ОДПУ, Управляющая компания под контролем административного органа осуществила допуск работников АО "Мособлэнерго" в действующую электроустановку МКД в целях проверки готовности ОДПУ к эксплуатации на текущий момент времени и 18.12.2018 был оформлен допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.
При этом, административный орган не принял во внимание, что Сетевая организация не имеет самостоятельного доступа к электроустановкам МКД, обязана соблюдать Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства; труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 N 328 н, предусматривающие государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок.
В соответствии с предписанием административного органа от 14.11.2018 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15, выданного АО "Мособлэнерго" мероприятия по вводу в эксплуатацию требуется провести в срок 11.02.2019 (т. 1 л. д. 193).
В целях исполнения предписания, 10.12.2018 АО "Мособлэнерго" направило в АО "Мосэнергосбыт" и Управляющую компанию письма с просьбой принять участие в процедуре допуска приборов учета в эксплуатацию 18,19 и 20 декабря 2018 года (т. 1 л. д. 29-32).
Административным органом не была установлена виновность сетевой организации в совершении административного правонарушения.
Как следует из Постановления АО "Мособлэнерго" виновно в административном правонарушении, поскольку акт допуска в эксплуатацию прибора узла учета электроэнергии отсутствует.
С учетом п. 4 ст. 1.6 КоАП РФ и обращений АО "Мособлэнерго" в адрес управляющей организации, заявитель не может рассматриваться как виновное лицо.
Согласно п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, при допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
Согласно П. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Таким образом, в постановлении и решении отсутствуют основания, мотивированные выводы и доказательства о наличии в действиях сетевой организации указанного составов административного правонарушения, в связи с отсутствием вины.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5)характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6)обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административным органом оставлено без внимания обстоятельство, имеющее значение для дела.
Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии общества состава вменяемого правонарушения по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 07.11.2019 N 305-ЭС19-19608 по делу N А41-16590/2019.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2019 по делу N А41-16593/19 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" по делу об административном правонарушении от 28.12.2018 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15.
Признать незаконным решение ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 19.02.2019 N 08Вх/04-15525-2-16-2018/15.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16593/2019
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" Россия, 143409, МОСКОВСКАЯ область, р-н. КРАСНОГОРСКИЙ, г. КРАСНОГОРСК, ул. БРАТЬЕВ ГОРОЖАНКИНЫХ, д. 25
Третье лицо: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СЫЧЕВСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО", Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"