г. Самара |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А55-35507/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2024.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Котельникова А.Г., Кузнецова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" - Серегин С.А., представитель по доверенности от 05.06.2023,
от гаражно-строительного кооператива N 58 "Механик-2" - Антонов А.М. - председатель, Антонова Г.В. - представитель по доверенности от 09.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2023 по делу N А55-35507/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (ИНН 6314045606, ОГРН 1186313063342) к гаражно-строительному кооперативу N58 "Механик-2" (ИНН 6321140603, ОГРН 1046301061400) о взыскании задолженности, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Экостройресурс", общество с ограниченной ответственностью ТП "Шмель",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экостройресурс" обратилось в Арбитражный суд с иском к гаражно-строительному кооперативу N 58 "Механик-2" о взыскании 406 534 руб. 37 коп., в том числе: 222 428 руб. 44 коп.- задолженность за период с 01.01.2019 по 28.02.2021, 184 105 руб. 93 коп.- неустойка за период с 11.02.2019 по 03.10.2023 и далее по дату фактического исполнения обязательства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023 произведена замена истца общества с ограниченной ответственностью "Экостройресурс" на его правопреемника общество с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2023 в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представленные истцом в апелляционный суд копии дополнительных документов: договор N 02/Т от 18.12.2018, заключенный между ООО "ЭкоСтройРесурс" и АО "СпецАвтоТранс" на оказание услуг по транспортированию ТКО на период с 01.01.2019 по 31.12.2020; акты оказанных услуг к договору N 02/Т от 18.12.2018; договор N Б/Н от 29.12.2020, заключенный между ООО "ЭкоСтройРесурс" и АО "СпецАвтоТранс" на оказание услуг по транспортированию ТКО на период с 01.01.2021 по 31.01.2021; договор N Б/Н от 26.01.2021, заключенный между ООО "ЭкоСтройРесурс" и АО "СпецАвтоТранс" на оказание услуг по транспортированию ТКО на период с 01.02.2021 по 28.02.2022; акты оказанных услуг к договору N 6/ТР от 26.01.2021; договор оказания услуг по захоронению ТКО N 03/П от 20.12.2018; договор оказания услуг по захоронению ТКО N 3/П от 29.11.2019; договор оказания услуг по обработке и захоронению ТКО NЗП от 01.12.2020, возвращены заявителю жалобы на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истец сообщил суду об отсутствии у него объективных препятствий для их представления в суд первой инстанции.
При этом ссылка истца на то, что суд первой инстанции соответствующие документы у него не запрашивал признается необоснованной, поскольку перечень и объем документов в обоснование иска определяет истец. Следует отметить, что определением от 27.07.2023 суд первой инстанции предлагал истцу представить соответствующие документы в обоснование иска.
При этом позиция истца признается непоследовательной, поскольку суд апелляционной инстанции такие документы у истца не запрашивал.
Апелляционная коллегия считает, что поведение истца не соответствует стандарту добросовестного поведения (часть 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), влекущей отказ в удовлетворении ходатайства применительно к положениям части 5 статьи 157 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, не представляя документы в обоснование иска в суде первой инстанции, истец представил их вместе с дополнениями к апелляционной жалобе только в зале судебного заседания апелляционного суда, не раскрыв их заблаговременно перед судом и ответчиком.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о рассмотрении дела.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Таким образом, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услугу регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из содержания пункта 8 (1) Постановления N 1156 от 12.11.2016 региональный оператор осуществляет обращение с ТКО на основании договоров, заключенных с собственниками, владельцами либо уполномоченными законом лицами зданий, строений, помещений, в которых образуются ТКО.
Договор с региональным оператором обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю и подготовленном на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком не подписан, спорные правоотношения регулируются положениями типового договора (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пункт 3 статьи 438, статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 8(15) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")).
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В подтверждение оказания услуг в дело представлены универсальные передаточные документы (УПД) на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2021: N КУ02-013467 от 28 февраля 2021 г., N КУ02-013468 от 28 февраля 2021 г., N КУ02-013469 от 28 февраля 2021 г., N КУ02-013470 от 28 февраля 2021 г., N КУ02-013471 от 28 февраля 2021 г., N КУ02-013473 от 28 февраля 2021 г., N КУ02-013475 от 28 февраля 2021 г., N КУ02-013477 от 28 февраля 2021 г., N КУ02-013480 от 28 февраля 2021 г.
По расчету регионального оператора задолженность за услуги по вывозу ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2021 составила 222 428 руб. 44 коп., которая уступлена региональным оператором (цедент, третье лицо) по договору уступки права требования (цессии) от 31.12.2022 N Ц2022-80-ТКО обществу с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (цессионарий, истец), о чем ответчик уведомлен 13.04.2022.
Наличие неоплаченной задолженности послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Отказывая в иске, суд исходил из недоказанности факта оказания соответствующих услуг ответчику.
Апелляционный суд признает выводы суда правильными и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 783 Гражданского Кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу указанных норм права и согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил N 1130).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
По пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Таким образом, вопреки доводу истца услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека и осуществлению деятельности юридического лица, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Федеральным законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой.
Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 247 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Предполагая, что в отсутствие у ответчика места накопления ТКО, внесенного в территориальную схему и реестр мест накопления ТКО, ответчик имеет возможность складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, без исследования доказательств, подтверждающих сам факт оказания услуги, истец допускает ситуацию, когда услуга регионального оператора по обращению с ТКО формально считается предоставленной.
Подобный подход не может быть поддержан, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда. Указанный подход противоречит положениям статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51.
Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ). Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Присвоение обществу "Экостройресурс" статуса регионального оператора и утверждение тарифа на услуги по обращению с ТКО (с установленным сроком введения его в действие), сами по себе не означают автоматическое оказание региональным оператором услуг и, как следствие, не являются безусловным основанием для взыскания с потребителя в пользу регионального оператора денежных средств в условиях недоказанности факта оказания соответствующих услуг ответчику.
Указанная правовая позиция содержится в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2023 N 306-ЭС23-9063 по делу N А55-29850/2021, Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2023 по делу N А55-33434/2022, от 02.11.2023 по делу N А55-38301/2021.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании указанных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции определением от 27.07.2023 предлагал истцу представить сведения о наличии в маршрутном журнале места складирования ГСК N 58 "Механик2" и информации о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО на территории ГСК N 58 в период с 01.01.2019 по июль 2022 года; сведения о внесении ГСК N 58 в график вывоза отходов в период с 01.01.2019 по июль 2022 года; информацию с АИС с использованием спутниковой навигации о факте оказания ООО "Экостройресурс" услуги по обращению с ТКО на территории ГСК N 58 в период с 01.01.2019 по июль 2022 года.
Во исполнение определения суда общество "Экостройресурс" представило в дело (т. 2 л.д. 71) дополнительные документы, однако такие документы (договоры транспортирования с подрядчиком) не подтверждают сам факт оказания услуги (ее объем, периодичность, дату оказания услуги и др.). Представленный в дело скриншот (л.д. 72, т.2) не отвечает признакам допустимости и относимости (статьи 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из него невозможно установить какие-либо обстоятельства, имеющее отношение к спору.
Следовательно, истец не представил в дело документов, подтверждающих факт оказания ответчику услуг в заявленный период.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при надлежащем оказании услуг для регионального оператора как профессионального участника спорных правоотношений не составляет особой сложности представить доказательства фактического оказания услуг в пользу потребителя. При этом о невозможности представления запрошенных судом документов истец не сообщил, о предоставлении дополнительного времени для их представления истец также не ходатайствовал.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, в обоснование факта оказания услуг истцом в материалы дела представлены только односторонние акты, которые в силу вышеизложенного не могут быть признаны достаточными и надлежащими доказательствами оказания истцом ответчику услуг в спорный период.
При недоказанности самого факта оказания услуг отсутствие со стороны потребителя возражений по их объему и качеству не может свидетельствовать об оказании этих услуг региональным оператором.
Ссылка истца на непредставление ответчиком доказательств вывоза ТКО иными лицами правового значения не имеет, поскольку бремя доказывания оказания услуги возлагается на истца.
При указанных обстоятельствах, ввиду недоказанности факта оказания услуг, в иске отказано правомерно.
Заявление ответчика в суде апелляционной инстанции о пропуске истцом срока исковой давности не рассматривается, поскольку в суде первой инстанции ответчик таким правом не воспользовался (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2023 по делу N А55-35507/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
А.Г. Котельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35507/2022
Истец: ООО "Экостройресурс"
Ответчик: Гаражно-строительный кооператив N58 "Механик-2", Гаражно-Строительный Кооператив N58 "Механик-2"
Третье лицо: Катрич Алексей Дмитриевич, ООО ТП "Шмель", ООО "ТРАНСРЕСУРС", ООО "ЭкоСтройРесурс