г. Владимир |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А43-25771/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 10.12.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Москвичевой Т.В., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2019 по делу N А43-25771/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (ОГРН 1155250001818, ИНН 5250063394) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N 515-05-148Б-2019 от 11.06.2019.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в поступивших ходатайствах просят рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностным лицом администрации Кстовского муниципального района в ходе мониторинга состояния чистоты, порядка, благоустройства, внешнего вида на территории города Кстово 20.05.2019 в 15 час. 40 мин., 21.05.2019 в 16 час. 30 мин. около контейнерной площадки по адресу: ул. Магистральная, в районе д. 20 имеет место навал твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), что нашло отражение в актах мониторинга и приложенными к ним фототаблицами.
Актом от 21.05.2019 и прилагаемой к нему схемой установлено, что по указанному адресу более суток крупногабаритные ТКО не вывозились, что является нарушением требований пунктов 3.2.16, 3.2.18, 3.2.l, 12.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Кстово Кстовского района Нижегородской области, утвержденных решением городской Думы города Кстово Кстовского района Нижегородской области от 26.12.2012 N 187 (далее - Правила).
Усмотрев в деянии общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (далее - ООО "Реал-Кстово", Общество) признаки состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - КоАП НО), уполномоченное должностное лицо администрации Кстовского муниципального района (далее - Администрация) 23.05.2019 составило протокол об административном правонарушении N 53.
Указанный протокол с приложенными материалами переданы Администрацией для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган, заявитель).
Постановлением Инспекции от 11.06.2019 N 515-05-148Б-2019 Общество привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 51 650 рублей.
ООО "Реал-Кстово" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Решением от 14.10.2019 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
При этом, руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) положениями КоАП РФ, КоАП НО, Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-3 "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 144-3) и Правил, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Инспекцией не доказано наличие события вменяемого административного правонарушения в деянии ООО "Реал-Кстово".
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Административный орган указывает, что Общество, как региональный оператор обязано осуществлять вывоз ТКО в том числе крупногабаритных отходов (КГО) с контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО.
Заявитель настаивает на том, что объективную сторону вменяемого административного правонарушения образует необеспечение Обществом вывоза ТКО с территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Инспекции не согласилось, просило оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 3.2 КоАП НО установлена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 144-З субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
В статье 9 Закона N 144-З установлено, что временное хранение мусора осуществляется в контейнерах, бункерах-накопителях, урнах в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также требованиями, установленными настоящим Законом. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на контейнерных площадках (части 1, 2).
В силу частей 3, 6, 7, 8 статьи 9 Закона N 144-ФЗ допускается временная установка на дворовых территориях контейнеров и бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных, аварийных, уборочных работ. Порядок временной установки контейнеров и бункеров-накопителей определяется органом местного самоуправления.
Сбор КГМ должен производиться в бункеры-накопители, а при их отсутствии на территории контейнерной площадки должны быть предусмотрены места для его складирования. Такое место и его границы в пределах контейнерной площадки должны быть обозначены соответствующими надписями и обозначениями.
Переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя.
Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1,2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием. Допускается изготовление контейнерных площадок по индивидуальным проектам (эскизам).
Территория вокруг контейнерной площадки и бункера-накопителя в радиусе 10 метров должна находиться в чистоте.
В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей (часть 14 статьи 9 Закона N 144-З).
В соответствии с пунктом 20 части 4 статьи 5 Закона N 144-З обязанности по обеспечению чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок возлагаются на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Закона N 144-З собственники, владельцы или пользователи домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязаны: складировать мусор в специально оборудованных местах; осуществлять уборку принадлежащих им объектов в соответствии с установленными настоящим Законом требованиями.
Лица, на которые возложены обязанности по обеспечению надлежащего состояния соответствующих объектов, должны осуществлять мониторинг состояния этих объектов в целях поддержания их в чистоте и порядке (часть 3 статьи 10 Закона N 144-З).
Согласно пункту 3.2.16. Правил в целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей.
В случаях, предусмотренных законом, сбор и вывоз мусора осуществляется организациями, имеющими соответствующее разрешение (пункт 3.2.18. Правил).
В соответствии с пунктом 3.2.19. Правил вывоз мусора должен проводиться в соответствии с графиком, в котором указаны адреса, объемы и время вывоза. Внеплановый вывоз отходов осуществляется при заполнении контейнеров, бункеров-накопителей.
Пунктом 12.1 Правил предусмотрено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на территории своего пребывания и деятельности, в том числе на внутренних (производственных, заводских) территориях, территориях домовладения, своевременно производить уборку соответствующих объектов, поддерживать их в надлежащем состоянии, соблюдать нормы, запреты и требования настоящего Закона, нормативных правовых актов, в том числе муниципальных, в сфере обеспечения чистоты и порядка, заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями в соответствии с образуемыми ими объемами мусора и рассчитанными нормами накопления. Лица, на которых возложены обязанности по содержанию соответствующих объектов, должны осуществлять мониторинг состояния этих объектов в целях поддержания их в чистоте и порядке.
Суд первой инстанции с учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, а также территории, прилегающей к данной площадке нормативными правовыми актами на регионального оператора не возложена.
Как следует из материалов дела, 22.03.2018 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "Реал-Кстово" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области (зона деятельности 5).
Согласно пункту 2.1.4 Соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.
Пунктом 2.1.16 Соглашения предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
Согласно приложению N 1 к распоряжению администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 19.12.2018 N 531-р по адресу: г. Кстово, ул. Магистральная, в районе д. 20 предусмотрено место расположения контейнерной площадки.
Как указано выше, обнаруженные должностным лицом Администрации ТКО складированы на территории, прилегающей к контейнерным площадкам.
При этом из представленных в материалы дела фотографий, являющихся приложением к актам мониторинга, следует, что сами контейнеры не переполнены, что свидетельствует о том, что вывоз ТКО из контейнеров, размещенных на специально оборудованных площадках, региональным оператором производится надлежащим образом.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что территории, прилегающие к контейнерным площадкам, являются специально отведенными площадками для КГМ, ответственность на надлежащее содержание которых возложена на ООО "Реал-Кстово".
Доказательства, достоверно подтверждающие, что места, на которых административным органом обнаружены ТКО, являются специально отведенными площадками для складирования КГО, в материалах дела отсутствуют.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Вместе с тем из распоряжения администрации Кстовского муниципального района от 19.12.2018 N 531-р "О согласовании мест накопления твердых коммунальных отходов" не следует, что рядом с контейнерной площадкой по указанному выше адресу значится площадка для накопления отходов (сбора крупногабаритного мусора).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт складирования около спорной контейнерной площадки КГМ не позволяет считать ООО "Реал-Кстово" лицом, ответственным за данное нарушение.
Кроме того, как следует из материалов дела, контейнеры и контейнерная площадка, ответственность чистоту которой несет Общество, на момент проверки не были переполненными. Приложенные к актам фотографии с достоверностью свидетельствуют о том, что мусорные контейнеры очищены от мусора.
При этом в материалах дела отсутствуют и административным органом в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ не представлены доказательства неисполнения Обществом обязанностей по вывозу мусора с территории контейнерных площадок.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доказательств наличия объективной стороны вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении Обществом пунктов 3.2.16, 3.2.18, 3.2.19 Правил, материалы дела не содержат.
Следовательно, правильным является вывод суда о недоказанности в деянии Общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания для привлечения ООО "Реал-Кстово" к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Инспекции по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2019 по делу N А43-25771/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25771/2019
Истец: ООО "Реал-Кстово"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, Кстовский отдел Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Реал-Кстово"