г. Челябинск |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А34-8421/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.10.2019 по делу N А34-8421/2019.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СВ Меркурий" о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 2500 рублей за отчётные периоды декабрь 2017 года, январь-апрель 2018.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе Управление не согласно с выводом суда первой инстанции о пропуске срока на обращения в суд с требованием о взыскании санкций.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Страхователь 29.11.2018 в Управление представил сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период декабрь 2017 года.
Управлением 06.12.2018 проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётный период декабрь 2017 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период декабрь 2017 года, направленные 29.11.2018, представлены не своевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанный отчётный период Управлением 06.12.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180005627.
В акте указано, что рассмотрение материалов проверки, с учётом представленных страхователем документов состоится 18.01.2019 в 10 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения акта Управлением 18.01.2019 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесено решение N 055S19190000272 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27- ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
08.02.2019 Управлением страхователю выставлено требование N 055S01190000709 об уплате в срок до 26.02.2019 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Страхователем 29.11.2018 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период январь 2018 года.
Управлением 06.12.2018 проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётный период январь 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период январь 2018 года, направленные 29.11.2018, представлены не своевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанный отчётный период Управлением 06.12.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180005624.
В акте указано, что рассмотрение материалов проверки, с учётом представленных страхователем документов состоится 18.01.2019 в 10 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения акта Управлением 18.01.2019 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесено решение N 055S19190000269 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27- ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
08.02.2019 Управлением страхователю выставлено требование N 055S01190000706 об уплате в срок до 26.02.2019 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Страхователем 29.11.2018 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период февраль 2018 года. Управлением 06.12.2018 проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётный период февраль 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период февраль 2018 года, направленные 29.11.2018, представлены не своевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанный отчётный период Управлением 06.12.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180005625.
В акте указано, что рассмотрение материалов проверки, с учётом представленных страхователем документов состоится 18.01.2019 в 10 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения акта Управлением 18.01.2019 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесено решение N 055S19190000270 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27- ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. 08.02.2019 Управлением страхователю выставлено требование N055S01190000707 об уплате в срок до 26.02.2019 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Страхователем 29.11.2018 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период март 2018 года.
Управлением 06.12.2018 проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётный период март 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период март 2018 года, направленные 29.11.2018, представлены не своевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанный отчётный период Управлением 06.12.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180005623.
В акте указано, что рассмотрение материалов проверки, с учётом представленных страхователем документов состоится 18.01.2019 в 10 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения акта Управлением 18.01.2019 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесено решение N 055S19190000268 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27- ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
08.02.2019 Управлением страхователю выставлено требование N 055S01190000705 об уплате в срок до 26.02.2019 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Страхователем 29.11.2018 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период апрель 2018 года.
Управлением 06.12.2018 проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётный период апрель 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период апрель 2018 года, направленные 29.11.2018, представлены не своевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанный отчётный период Управлением 06.12.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18180005626.
В акте указано, что рассмотрение материалов проверки, с учётом представленных страхователем документов состоится 18.01.2019 в 10 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения акта Управлением 18.01.2019 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесено решение N 055S19190000271 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Закона N 27- ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. 08.02.2019 Управлением страхователю выставлено требование N055S01190000708 об уплате в срок до 26.02.2019 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске страховщиком срока обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Вывод суда первой инстанции является правильным.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закон N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеприведенных положений закона отчет по форме СЗВ-М (исходящая) за декабрь 2017 года, при сроке представления не позднее 15.01.2018 им не представлен, а представлен 29.11.2018.
В нарушение вышеприведенных положений закона отчет по форме СЗВ-М (исходящая) за январь 2018 года, при сроке представления не позднее 15.02.2018 им не представлен, а представлен 29.11.2018.
В нарушение вышеприведенных положений закона отчет по форме СЗВ-М (исходящая) за февраль 2018 года, при сроке представления не позднее 15.03.2018 им не представлен, а представлен 29.11.2018.
В нарушение вышеприведенных положений закона отчет по форме СЗВ-М (исходящая) за март 2018 года, при сроке представления не позднее 15.04.2018 им не представлен, а представлен 29.11.2018.
В нарушение вышеприведенных положений закона отчет по форме СЗВ-М (исходящая) за апрель 2018 года, при сроке представления не позднее 15.05.2018 им не представлен, а представлен 29.11.2018.
Таким образом, страхователем были нарушены сроки представление отчетов.
В статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Относительно довода апелляционной жалобы об отсутствии со стороны Управления пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, коллегия судей отмечает.
Управление указывает, что ему стало известно о совершенном страхователем правонарушении 29.11.2018, то есть в момент представления им формы СЗВ-М за декабрь 2017 год, январь 2018 года, февраль 2018 года, март 2018 года, апрель 2018 года указанный довод подлежит отклонению.
Из содержания части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Следовательно, правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений за декабрь 2017 года совершено страхователем 16.01.2018, за январь 2018 года - 16.02.2018, за февраль 2018 года - 16.03.2018, за март 2018 года - 17.04.2018, за апрель 2018 года - 16.05.2018 поскольку с указанного момента страховщик должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
То обстоятельство, что срок исполнения требований установлен страховщиком 26.02.2019, не является основанием для исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с указанной даты, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Судом первой инстанции сделан также правильный вывод, что трёхгодичный срок, установленный абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок, по своей правовой природе является сроком давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, а не сроком взыскания финансовой санкции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.10.2019 по делу N А34-8421/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-8421/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КУРГАНЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "СВ Меркурий"