г. Пермь |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А60-38686/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Гладких Е.О., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "ГорРемСтрой",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 августа 2019 года по делу N А60-38686/2019,
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
к обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "ГорРемСтрой" (ИНН 6672276610, ОГРН 1086672019213)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "ГорРемСтрой" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 августа 2019 года по делу N А60-38686/2019 заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "ГорРемСтрой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что извещением N 2 от 20.05.2019 общество уведомило Департамент об устранении нарушений при строительстве объекта, к извещению приложен Акт об устранении замечаний по предписанию N 29-15-07/16 (П) от 19.04.2019 с приложениями. Полагает, что общество приняло достаточные меры для исполнения указанного предписания, оснований для выводов о неисполнении предписания не имелось. Также податель жалобы указывает, что постановлением N 29-05-26-304 от 22.05.2019 общество также было привлечено за эти же нарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности за одно и то же деяние по разным статьям КоАП РФ является чрезмерным и не соответствует задачам административного производства. также считает, что суд необоснованно не принял во внимание смягчающее обстоятельство - добровольное устранение замечаний, изложенных в предписании.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения в апреле 2019 года проверки объекта капитального строительства: "3 секции многосекционного жилого дома переменной этажности со встроено-пристроенными помещениями магазинов и ДДУ на 40 мест (N N 1, 2, 7 по ПЗУ), здание надземной автостоянки N 2 (N 9 по ПЗУ), трансформаторная подстанция N 2 (N 11 по ПЗУ) - 2 этап строительства", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, СНТ "Политехникум", Департаментом ГЖИСН установлено, что лицом, осуществляющим строительство, - обществом "ГорРемСтрой", выполняющим работы на основании договора генерального подряда от 09.01.2019 N 24, допущено осуществление строительства данного объекта капитального строительства с нарушением требований проектной документации.
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки от 19.04.2019 N 29-13-07/61 (А), 19.04.2019 обществу "ГорРемСтрой" выдано предписание N 29-15-07/61 (П), в котором указано о необходимости устранить выявленные нарушения в срок до 20.05.2019.
В период с 28.05.2019 по 14.06.2019 Департаментом ГЖИСН проведена проверка исполнения требований предписания, в результате которой установлено, что обществом "ГорРемСтрой" в установленный срок требования предписания от 19.04.2019 N 29-15-07/61(П) исполнены не в полном объеме, а именно:
- не исполнен п. 1, предписывающий привести строительную площадку в соответствие с требования проекта шифр 01/16-П-00-ПОС.ГМ Стройгенплан 2 этапа строительства (лист 4), проекта шифр 01/16-П-00-ПОС.ТЧ (раздел 16 п. 16.16, лист 25 раздел 17): выполнить устройство подъездных автодорог, устройство внутриплощадочных дорог в твердом покрытии, устройство площадки для мойки колес автотранспорта.
На момент проведения проверки твердое покрытие временных внутриплощадочных дорог (дорожные плиты или щебень фракции 40-70 мм) не выполнено в объеме проектных решений, так как на территории площадки ведутся работы по устройству наружных сетей водоснабжения. За пределами строительной площадки на территории складирования грунта и вдоль ограждения временные автодороги не выполнены щебнем фракции 40-70 мм.
- не исполнен п. 2, предписывающий устранить нарушение п. 6.2.3 СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНмП 12-01-2004", утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 N 781, п. 17.3 (лист 26, раздел 17) проекта шифр 01/16-П-00-ПОС.ТЧ, п. 5.7 (лист 6, раздел 5) проекта шифр 01/16-П-00-ПОС.ТЧ, складирование грунта не осуществляется в соответствие с проектными требованиями, категория химического загрязнения грунта, вывозимого со строительной площадки, не подтверждена надлежащим образом.
На момент проведения проверки место временного отвала разработанного грунта за территорией строительной площадки определено предоставленным проектом организации строительства шифр 01/16-П-00-ПОС.ГМ Стройгенплан 2.1 и 2.2 этапов строительства (лист 1), согласованным Комитетом благоустройства Администрации г. Екатеринбурга в части этапа 2.1 от 18.04.2019 N 526, при этом складирование грунта допускается на 2-х участках площадью 910,0 м2 и 1290,0 м2 с устройством подъездных дорог. Фактически, грунт и камни разгружаются беспорядочно на всей прилегающей к садовым участкам территории.
В Департамент ГЖИСН представлены протоколы исследований грунта (почвы) от 14.05.2019 N 306/А, 307/А, 308/А, 309/А, 310/А, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Сантест+" (далее - общество "Сантест+"). В протоколах отсутствуют выводы экспертов о категории химического загрязнения складированного за территорией строительной площадки грунта.
- не исполнен п. 3, предписывающий обеспечить безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, оградить участки производства работ в соответствии с требованиями п. 16.2, 16.16 (раздел 16) проекта шифр 01/16-П-00-ПОС.ТЧ, п. 6.11, 6.2.3 СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 N 781.
На момент проведения проверки ограждение территории складирования грунта выполнено только со стороны дороги, доступ граждан на указанную территорию имеется с других сторон.
Как указывал заявитель, в ходе проверки в Департамент поступило обращение вх. N 29-01-01-12566/3 с жалобой на выделение большого количества пыли при разгрузке камней и грунта в непосредственной близости от территории садов и ухудшение самочувствия жителей. Исполнителем работ - обществом "ГорРемСтрой" не обеспечены меры по предотвращению пылевыделения, предусмотренные проектом 01/16-П-00-ПОС.ТЧ раздел 17 п. 17.6. п. 17.9. (устройство дорог в твердом покрытии, перевозка грунта и сыпучих материалов на автомобилях, оборудованных тентами, полив дорог для устранения пылевыделения).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 20.06.2019 N 29-13-08/79 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества "ГорРемСтрой" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, направлены в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации; наличия разрешения на строительство.
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в ч. 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно п. 6.2.3 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (утв. Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 N 781) (далее - СП 48.13330.2011) охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных настоящим сводом правил, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления, обеспечивает застройщик. В случае осуществления строительства на основании договора в течение всего срока строительства предусмотренные выше обязанности в соответствии с договором подряда выполняет подрядчик (генподрядчик).
В соответствии с п. п. 6.11, 6.2.3 СП 48.13330.2011 при производстве работ, связанных с устройством временных выемок и других препятствий на территории существующей застройки, лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает проезд автотранспорта и проход к объектам путем устройства мостов, пешеходных мостиков с поручнями, трапов по согласованию с владельцем территории. После окончания работ указанные устройства должны быть вывезены с территории, а благоустройство территории должно быть восстановлено. Места работ должны быть огорожены для предотвращения несанкционированного проникновения людей и животных. Места работ, а также временных проездов и проходов должны быть освещены. Организационно-технологические решения следует ориентировать на максимальное сокращение неудобств, причиняемых строительными работами населению. С этой целью прокладка коммуникаций на городской территории вдоль улиц и дорог должна выполняться по графику, учитывающему их одновременную укладку; восстановление благоустройства следует выполнять на участках длиной, как правило, не более одного квартала; восстановительные работы следует вести в две-три смены; отходы асфальтобетона, строительный мусор следует вывозить своевременно в сроки и в порядке, установленных органом местного самоуправления.
Судом установлено, что в соответствии с предписанием от 19.04.2019 N 29-15-07/61(П) заинтересованному лицу в срок до 20.05.2019 следует устранить нарушения, указанные, в том числе, в п. 1, 2, 3 предписания.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом "ГорРемСтрой" в установленный срок - до 20.05.2019 требования указанных пунктов предписания от 19.04.2019 N 29-15-07/61(П) не выполнены, а именно:
- не исполнен п. 1, предписывающий привести строительную площадку в соответствие с требования проекта: не выполнено устройство подъездных автодорог, устройство внутриплощадочных дорог в твердом покрытии.
На момент проведения проверки твердое покрытие временных внутриплощадочных дорог (дорожные плиты или щебень фракции 40-70 мм) не выполнено в объеме проектных решений. За пределами строительной площадки на территории складирования грунта и вдоль ограждения временные автодороги не выполнены щебнем фракции 40-70 мм.
Заинтересованное лицо указывает на то, что в соответствии с проектом 01/16-П-00-ПОС.ГМ лист N 1, согласованным Комитетом благоустройства Администрации города от 03.06.2019 N 759 временные дороги на участке хранения грунта отсыпаны скальным грунтом, временные дороги внутри строительной площадки выполнены из дорожных плит уложены не в соответствии с 01/16-П-00-ПОС.ГМ лист N 1, поскольку в месте их проектного расположения ведутся работы по устройству наружных инженерных сетей. Плиты будут уложены в проектное положение после завершения работ по наружным сетям.
В доказательство исполнения п. 1 предписания от 19.04.2019 N 29-15-07/61(П) обществом "ГорРемСтрой" представлены фотографии.
Вместе с тем из данных фотографий невозможно сделать вывод о том, что нарушения устранены в срок до 20.05.2019, поскольку невозможно установить кем и когда они сделаны. Проект 01/16-П-00-ПОС.ГМ лист N 1 согласован Комитетом благоустройства Администрации города 03.06.2019, то есть уже после истечения срока выполнения предписания. При этом фотоматериалы, представленные в материалы административного дела, свидетельствуют об отсутствии твердого покрытия временных внутриплощадочных дорог на всей территории строительной площадки, а не только в части, задействованной в проведении работ по устройству сетей. За пределами строительной площадки также усматривается отсутствие покрытых щебнем подьездных путей. При таких обстоятельствах суд счел выводы административного органа не опровергнутыми.
- не исполнен п. 2 предписания, поскольку складирование изъятого грунта осуществляется на всей прилегающей к садовым участкам территории. При этом представленные в департамент ГЖИСН протоколы исследований грунта (почвы) от 14.05.2019 N 306/А, 307/А, 308/А, 309/А, 310/А, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Сантест+" (далее - общество "Сантест+"), обоснованно не приняты административным органом в качестве надлежащего подтверждения категории химического загрязнения грунта, вывозимого со строительной площадки.
В представленных протоколах испытаний почв от 14.05.2019 N 306/А, 307/А, 308/А, 309/А, 310/А глубина отбора 0,0-0,2 м. Вместе с тем, на стройплощадке выполнена выемка грунта глубиной до 1,5-м. В соответствии с выводами отчета геоэкологических изысканий (п. 5.7 л. 5 проекта шифр 01/16-П-00-ПОС.ТЧ) уровень химического загрязнения грунтов до глубины 1,0-м соответствует "чрезвычайно опасной" категории, почво-грунты категории "чрезвычайно опасная" подлежат полному вывозу на спецполигон с целью утилизации.
Таким образом, представленные исследования не подтверждают соответствие грунта в более глубоких слоях почвы, которые изъяты заинтересованным лицом в процессе осуществления строительных работ.
- не исполнен п. 3, предписывающий обеспечить безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, оградить участки производства работ в соответствии с требованиями п. 16.2, 16.16 (раздел 16) проекта шифр 01/16-П-00-ПОС.ТЧ, п. 6.11, 6.2.3 СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 N 781.
На момент проведения проверки ограждение территории складирования грунта выполнено только со стороны дороги, доступ граждан на указанную территорию имеется с других сторон. Как следует из представленных в материалы административного дела фотоматериалов, складирование грунта осуществляется также за огороженной территорией строительной площадки, что также не исключает доступ посторонних на территорию, занятую строительными работами.
Заинтересованное лицо указывает на то, что отвал грунта осуществляется в места, отведенные для этих целей проектом организации строительства (ПОС). ПОС согласован Комитетом благоустройства. Территория складирования грунта огорожена.
В доказательство исполнения п. 3 предписания от 19.04.2019 N 29-15-07/61(П) обществом "ГорРемСтрой" представлены фотографии.
Вместе с тем, из данных фотографий невозможно сделать вывод о том, что нарушения устранены в срок до 20.05.2019, поскольку невозможно установить кем, когда они сделаны. Проект 01/16-П-00-ПОС.ГМ лист N 1, согласован Комитетом благоустройства Администрации города 03.06.2019, то есть уже после истечения срока выполнения предписания.
Таким образом, обществом "ГорРемСтрой" не исполнено в установленный срок предписание от 19.04.2019 N 29-15-07/61(П).
Событие административного нарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждено материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что обществом предпринимались исчерпывающие меры для предотвращения совершения вмененного административного правонарушения, а также свидетельствующие о наличии объективных причин невозможности исполнения предписания, в материалы дела не представлены.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Следовательно, в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности принято с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Отклоняя доводы жалобы, касающиеся неправильной квалификации деяния, апелляционный суд отмечает следующее.
С, 19.5, КоАП РФ законодатель предусмотрел административную ответственность за нарушение норм градостроительного законодательства, при этом федеральный законодатель разграничил два указанных самостоятельных состава административных правонарушений.
Так, объективная сторона вменяемого административного правонарушения, отраженная в обжалуемом решении суда, выражается в неисполнении предписания от 19.04.2019 N 29-15-07/61(П) в установленный срок, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В свою очередь постановление по делу об административном правонарушении N 29-05-26-304 от 22.05.2019 вынесено по факту совершения обществом правонарушения в виде осуществления строительства объекта капитального строительства с нарушением требований проектной документации. Данное нарушение квалифицировано по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что выявленные нарушения имеют разные объекты посягательств и носят самостоятельный характер, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что общество привлекается к административной ответственности повторно за одно и тоже нарушение.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 августа 2019 года по делу N А60-38686/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "ГорРемСтрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-38686/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОРРЕМСТРОЙ"