г. Челябинск |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А07-20578/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Карпусенко С.А. рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2019 по делу N А07-20578/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - общество "РН-Транс", ответчик, податель жалобы) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 24 917 руб.
94 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 686 руб. 88 коп. по состоянию на 03.06.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами с 04.06.2019 по день фактической оплаты.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2019 (резолютивная часть от 26.08.2019) исковые требования общества "РЖД" удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество "РН-Транс" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований общества "РЖД" к обществу "РН-Транс".
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что факт простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя или и/или владельца пути необщего пользования, истцом не доказан. Суд первой инстанции неправильно истолковал часть 11 и 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
В актах общей формы, которые истец приобщил к материалам дела, указана причина их составления - занятость путей наливных эстакад общества "PH-Транс", а также занятость путей общего пользования общества "РЖД" вагонами, ранее прибывшими в адрес грузополучателя. В то же время фронт погрузки был занят по причинам, зависящим от перевозчика: задержка уборки истцом груженых вагонов после погрузки с железнодорожных путей необщего пользования. С позиции ответчика, факт задержки уборки груженых вагонов подтверждается временем, указанным в памятках приемосдатчика ф. ГУ-46 в графе "уведомление о завершении грузовой операции", которые были приобщены ответчиком в материалы дела.
Согласно пункту 9 договора от 28.12.2016 N АФТО-4/41/1 готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 5 часов после получения письменного уведомления от грузоотправителя (грузополучателя) о готовности их к уборке.
Податель жалобы отмечает, что 12.02.2019 в 01 ч. 23 мин. на промежуточной железнодорожной станции Раевка КБШ жд оставлены от движения порожние вагоны в составе поезда N 2001 (6570-669-6564), следовавшие на станцию Приютово КБШ жд в адрес общества "РН-Транс", о чем перевозчиком выдано извещение о задержке вагонов в пути следования по причине невозможности приема их станции назначения. Для обеспечения погрузки нефтепродуктов обществом "PH-Транс" в адрес начальника станции Приютово КБШ жд направлено обращение от 12.02.2019 N 10 о необходимости подъема поезда N 2001 (6570-669-6564), которое принято начальником станции Мироненко А.В. с комментариями о том, что уведомление на подъем вагонов передано 12.02.2019 в 08 ч. 00 мин.
Одновременно с этим в транспортных железнодорожных накладных N ЭД555770, N ЭД555779, N ЭД555780, N ЭД928400 по спорным вагонам N 51083491, N 51454858, N 51533420, N 50748482, N 51424323, N 50740869, N 51068690, N 51396083, N 51425130, N 51474351, N 51498855, N 51567824, N 53965788 имеются отметки перевозчика о составлении акта общей формы от 12.02.2019 N 5/192 о простое вагонов на станции Раевка КБШ ж/д в связи с отсутствием локомотива перевозчика.
Кроме того, по прибытию вагонов 13.02.2019 в 15 ч. 22 мин. на станцию назначения Приютово КБШ жд перевозчиком акты общей формы на задержку вагонов не составлены и не переданы обществу "PH-Транс" вместе с оригиналами транспортных железнодорожных накладных N ЭД555770, N ЭД555779, N ЭД555780, N ЭД928400.
В нарушение Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), вторые экземпляры актов общей формы ГУ-23 ВЦ, перечисленные в претензиях, не направлены в адрес общества "РН-Транс". Акты на отказ или уклонение от подписи в адрес общества "РН-Транс" не направлялись.
По истечении времени 13.03.2019 на спорные вагоны N 51083491, N 51454858, N 51533420, N 50748482, N 51424323, N 50740869, N 51068690, N 51396083, N 51425130, N 51474351, N 51498855, N 51567824, N 53965788 перевозчиком оформлены акты общей формы ГУ-23 ВЦ от 13.03.2019 N 3/627, от 13.03.2019 N 3/628, от 13.03.2019 N 2/629, от 13.03.2019 N 488. На вышеуказанные акты общей формы ГУ-23 ВЦ составлено возражение от 13.03.2019 N 20/ШГПП, которое принято начальником станции Мироненко А.В. без замечаний.
В тексте акта общей формы ГУ-23ВЦ от 05.03.2019 N 3/614 указано, что уведомление о готовности вагонов к подаче передано 22.01.2019 в 15 час. 00 мин. Афарову Р.Ф., плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования начисляется с 22.01.2019 17 час. 00 мин. по 23.01.2019 в 13 час. 43 мин.
В тексте акта общей формы ГУ-23ВЦ от 05.03.2019 N 3/615 указано, что уведомление о готовности вагонов к подаче передано 22.01.2019 в 15 час. 00 мин. Афарову Р.Ф., плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования начисляется с 22.01.2019 в 17 час. 00 мин. по 22.01.2019 в 23 час. 42 мин
В вышеуказанные акты внесены исправления с нарушением пункта 2.2.2 Распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827 р, поскольку исправления подписаны в лице приемосдатчика общества "РЖД" Пашиной А.Р., тогда как изначально акты общей формы подписаны Мироненко А.В. и Пашиной А.Р., что послужило нарушением прав ответчика для защиты своих интересов.
Из изложенного ответчик делает вывод о том, что акты общей формы ГУ-23 составлены с нарушением нормативных документов общества "РЖД", являются недопустимыми доказательствами.
Кроме того, перевозчиком Книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2ВЦ на вагоны, указанные в актах общей формы на начало простоя ГУ-23ВЦ N N 3/614, 3/615, не предоставлялись, представителя общества "PH-Транс" Афарова Р.Ф. о готовности вагонов к подаче не уведомляли.
Также собственником вагонов АО "НефтеТрансСервис" на вагоны, указанные в актах общей формы ГУ-23ВЦ N N 3/614, 3/615 в АС Этран оформлены заготовки накладных с Приютово на Приютово с подачей на станцию Талды-Булак (Приложение 1).
По актам общей формы ГУ-23ВЦ N 3/755, N 3/443, N 3/756, N 3/447 на сумму 474 руб. перевозчиком неверно применена налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) 20%.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Указанным определением суд предложил сторонам не позднее 11.11.2019 представить в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу.
От общества "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить судебный акт в силе, указывая, что ссылка ответчика на задержку в пути следования на основании акта общей формы от 12.02.2019 N 5/192 неправомерна, поскольку данный акт составлен на окончание задержки вагонов, по причине отсутствия локомотива и составлен в 01:22 12.02.2019.
С позиции истца, утверждение ответчика о ненаправлении в его адрес актов общей формы, не соответствует действительности, поскольку акты общей формы были подписаны представителями перевозчика и переданы представителю ответчика для подписания, однако экземпляр истца был возвращён без подписи. После получения данных актов без подписи сделана отметка об отказе от подписи и составлен соответствующий акт. Составление отдельного документа о передаче актов общей формы, законодательством не предусмотрено.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "РЖД" (перевозчик), обществом "РН-Транс" (грузоотправитель/грузополучатель), ПАО АНК "Башнефть" (владелец) заключен договор от 09.01.2017 N АФТО-4/252/1(БНФ)/у/54/2017/ЖД (далее также - договор) на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Приютово Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", согласно которому пользователь предоставляет грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования для производства грузовых операций.
Согласно пункту 12.2 договора грузоотправитель/грузополучатель обязался своевременно и полностью оплачивать перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава, установленную статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по ставкам Тарифного руководства.
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны, которые простаивали на путях общего пользования станции Приютово в связи с невозможностью подачи вагонов на места погрузки и выгрузки по вине ответчика:
N вагона |
N Акта общей формы |
Дата и время начала задержки |
N Акта общей формы |
Дата и время окончания задержки |
Время задержки |
Сумма без НДС |
74978933 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
75092601 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51509867 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51071553 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
50977735 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51094274 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51474385 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51590784 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
53958435 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
50695055 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51070027 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51424984 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51499960 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
53926184 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
50752138 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
50987288 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
51068799 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|
||||||
51197390 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|
||||||
51197598 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|
||||||
51534733 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|
||||||
50977529 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|
||||||
51068393 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|
||||||
51568178 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|
||||||
53963195 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|
||||||
50739739 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
50690056 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
50739515 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
50696426 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
50735604 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51425056 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
53925855 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
53931572 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
53987103 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51070555 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51070829 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51425304 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51084697 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51056380 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
50738913 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51474542 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
50981943 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
50981190 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
53987202 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51395945 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51196194 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
50998814 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
53987517 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51073591 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
51396224 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
53932117 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/636 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-43 |
20-43 |
230,00 |
|||||||
Итого по ведомости подачи и уборки вагонов N 035002: |
|
11 730,00 |
|||||||||||
74934639 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
73127482 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
57542391 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
74978578 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
74931031 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
57615411 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
50670074 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
57180721 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
50635416 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/637 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
06-42 |
77,00 |
|||||||
Итого по ведомости подачи и уборки вагонов N 035003: 693,00 | |||||||||||||
57968497 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/635 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-12 |
06-12 |
66,00 |
|||||||
57115958 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/635 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-12 |
06-12 |
66,00 |
|||||||
75122911 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/635 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-12 |
06-12 |
66,00 |
|||||||
50879121 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/635 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-12 |
06-12 |
66,00 |
|||||||
51816494 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/635 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-12 |
06-12 |
66,00 |
|||||||
Итого по ведомости подачи и уборки вагонов N 036005 330,00 | |||||||||||||
57590556 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/639 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-35 |
06-35 |
77,00 |
|||||||
57199721 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/639 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-35 |
06-35 |
77,00 |
|||||||
50660471 |
3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
|
3/639 от 22.01.19 |
|
22.01.19 по 23-3 |
5 |
06-35 |
|
77,00 |
|
Итого по |
ведомости подачи и уборки вагонов N 036006 |
|
|
| 20-48 | 06-42 | 01-49 |
231,00 |
|
74978446 1 3/614 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/640 от 23.01.19 |
23.01.19 по 13-48 |
230,00 |
||
Итого по |
ведомости подачи и уборки вагонов N 036004 |
|
|
230,00 |
||
50661917 |
3/615 от 22.01.19 |
22.01.19 с 17-00 |
3/638 от 22.01.19 |
22.01.19 по 23-42 |
77,00 |
|
Итого по |
ведомости подачи и 3/755 от 09.09.18 |
уборки вагонов N 035997 |
|
77,00 |
||
75097964 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
21,00 |
||
75087932 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
75071332 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
75065144 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
75018861 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
75014423 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
74928045 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
73969529 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
73050429 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
73031627 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
57437386 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
57252371 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
57147720 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
56761596 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
55962286 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
51198224 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
51167351 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
50933159 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
50399724 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
50036326 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
75015826 |
3/755 от 09.09.18 |
09.09.18 с 12-40 |
3/443 от 09.09.18 |
09.09.18 по 14-29 |
0149 |
21,00 |
Итого по ведомости подачи и уборки вагонов N 041134 |
|
|
|
441,00 |
||
56718992 |
3/756 от 09.09.18 |
09.09.18 с 09-50 |
3/447 от 09.09.18 |
09.09.18 по 10-34 |
00-44 |
11,00 |
58292137 |
3/756 от 09.09.18 |
09.09.18 с 09-50 |
3/447 от 09.09.18 |
09.09.18 по 10-34 |
00-44 |
11,00 |
55889570 |
3/756 от 09.09.18 |
09.09.18 с 09-50 |
3/447 от 09.09.18 |
09.09.18 по 10-34 |
00-44 |
11,00 |
Итого по |
ведомости подачи и убор |
уборки вагонов N 041133 |
|
|
|
33,00 |
Итого: |
|
|
|
|
13 765,00 |
Размер платы составил 13 765 руб. без учёта НДС (16 518 руб. с НДС).
На промежуточной станции Юматово Куйбышевской ж.д. 09.10.2018 по приказу от 09.10.2018 N 6117 отставлен от движения поезд N 3601 (6500-195-6564) в количестве 43 вагонов, по причине, зависящей от общества "PH-Транс" - нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Приютово в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс".
Извещение от 09.02.2019 о задержке поезда N 3601 (6500-195-6564) получено представителем общества "РН-Транс" Афаровым Р.Т. по доверенности от 06.02.2018 N254/18-У.
На промежуточной станции Юматово 09.10.2018 оформлен акт общей формы N 393, согласно которому поезд N 3601 (6500-195-6564) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Приютово по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 3601 (6500-195-6564) 10.10.2018 по приказу N 5759 поднят с промежуточной станции Юматово и отправлен на станцию назначения Приютово.
На промежуточной станции Юматово 10.10.2018 оформлен акт общей формы N 396, согласно которому поезд N 3601 (6500-195-6564) отправлен на станцию назначения. Окончание простоя вагонов 10.10.2018.
Извещение от 10.04.2018 об отправлении поезда N 3601 (6500-195-6564) получено представителем общества "РН-Транс" Афаровым Р.Т.
По прибытии поезда на станцию назначения Приютово составлен акт общей формы от 30.10.2018 N 3/681 о начислении платы за нахождение вагонов на путях общества "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя общества "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожной накладной N ЭЭ694346.
Расчёт платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) по вине грузополучателя произведён в накопительной ведомости от 30.10.2018 N 877000060 и составил 569 руб. 94 коп. с НДС.
На промежуточной станции Раевка Куйбышевской ж.д. 12.02.2019 по приказу от 12.02.2019 N 355 отставлен от движения поезд N2001 (6570-669-6564) в количестве 42 вагонов по причине, зависящей от общества "PH-Транс" - нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Приютово в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс".
Извещение от 12.02.2019 о задержке поезда N 2001 (6570-669-6564) получено представителем общества "РН-Транс" Афаровым Р.Ф. по доверенности от 20.12.2018 N 222/19-У.
Кроме того, 12.02.2019 оформлен акт общей формы N 5/188 на промежуточной станции Раевка, согласно которому поезд N 2001 (6570-669-6564) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Приютово по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 2001 (6570-669-6564) 13.02.2019 по приказу N 3550 поднят с промежуточной станции Раевка и отправлен на станцию назначения Приютово.
На промежуточной станции Раевка 13.02.2019 оформлен акт общей формы N 5/201, согласно которому поезд N 2001 (6570-669-6564) отправлен на станцию назначения. Окончание простоя вагонов 13.02.2019.
Извещение от 13.02.2019 об отправлении поезда N 2001 (6570-669-6564) получено представителем общества "РН-Транс" Афаровым Р.Ф.
По прибытии поезда на станцию назначения Приютово составлен акт общей формы от 13.02.2019 N 3/628 о начислении платы за нахождение вагонов на путях общества "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - общества "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными N ЭД555770, N ЭД555779, N ЭД555780, N ЭД928400.
В адрес ответчика направлены претензии от 17.04.2019 N 664/КБШАФТО-4, от 12.04.2019 N ТЦФТООП-19/31, от 12.04.2019 N ТЦФТООП-19/21-19/24, которые остались без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате задолженности не исполнены, общество "РЖД" обратилось в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалах дела доказательствами подтверждается факт простоя на путях общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, в связи с чем начисление обществом "РЖД" обществу "РН-ТРАНС" 24 917 руб. 94 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является правомерным.
Нарушение сроков оплаты явилось основанием для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Приходя к указанным выводам, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 УЖТ РФ следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (ч. 12 ст. 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется, в том числе, при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Статья 119 УЖТ РФ определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 определено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 45 на станции назначения акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 12.2 договора грузоотправитель/грузополучатель обязался своевременно и полностью оплачивать перевозчику плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном и вне перевозочного процесса, а также за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования железнодорожного подвижного состава.
Судом первой инстанции верно установлено, что в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли вагоны, которые простаивали на путях общего пользования станции Приютово в связи с невозможностью подачи вагонов на места погрузки и выгрузки по вине ответчика, что подтверждается представленными в материалах дела актами общей формы. В указанных актах перечислены вагоны, готовые к подаче на железнодорожный путь общего пользования, имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов.
Размер платы составил 13 765 руб. без учёта НДС (16 518 руб. с НДС).
Доводы ответчика об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт простоя вагонов по причинам, зависящим от ответчика, отклоняются апелляционным судом.
Обществом "РЖД" к исковому заявлению приложены анализ занятости путей необщего пользования (составленного на основании памяток приёмосдатчика) и ведомости подачи и уборки вагонов, подписанные сторонами без разногласий.
Апеллянт отмечает, что в актах общей формы, которые истец приобщил к материалам дела, указана причина их составления - занятость путей наливных эстакад общества "PH-Транс", а также занятость путей общего пользования общества "РЖД" вагонами, ранее прибывшими в адрес грузополучателя. В то же время фронт погрузки был занят по причинам, зависящим от перевозчика: задержка уборки истцом груженых вагонов после погрузки с железнодорожных путей необщего пользования, которая явилось причиной скопления других вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи под погрузку, что происходило по вине общества "РЖД".
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами, поскольку согласно актам общей формы причиной простоя прибывших вагонов на выставочных путях общего пользования станции Приютово явилось ожидание их приема грузополучателем - обществом "PH-Транс". Таким образом, то есть вагоны простаивали по вине ответчика, вина общества "РЖД" в простое вагонов актами общей формы не установлена.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии его вины в простое вагонов являются несостоятельными.
Как указывалось ранее, на промежуточной станции Юматово Куйбышевской ж.д. 09.10.2018 по приказу от 09.10.2018 N 6117 отставлен от движения поезд N 3601 (6500-195-6564) в количестве 43 вагонов, по причине, зависящей от общества "PH-Транс" - нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Приютово в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс".
Извещение от 09.02.2019 о задержке поезда N 3601 (6500-195-6564) получено представителем общества "РН-Транс" Афаровым Р.Т. по доверенности от 06.02.2018 N254/18-У.
На промежуточной станции Юматово 09.10.2018 оформлен акт общей формы N 393, согласно которому поезд N 3601 (6500-195-6564) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Приютово по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 3601 (6500-195-6564) 10.10.2018 по приказу N 5759 поднят с промежуточной станции Юматово и отправлен на станцию назначения Приютово.
На промежуточной станции Юматово 10.10.2018 оформлен акт общей формы N 396, согласно которому поезд N 3601 (6500-195-6564) отправлен на станцию назначения. Окончание простоя вагонов 10.10.2018.
Извещение от 10.04.2018 об отправлении поезда N 3601 (6500-195-6564) получено представителем общества "РН-Транс" Афаровым Р.Т.
По прибытии поезда на станцию назначения Приютово составлен акт общей формы от 30.10.2018 N 3/681 о начислении платы за нахождение вагонов на путях общества "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя общества "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожной накладной N ЭЭ694346.
Расчёт платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) по вине грузополучателя произведён в накопительной ведомости от 30.10.2018 N 877000060 и составил 569 руб. 94 коп. с НДС.
На промежуточной станции Раевка Куйбышевской ж.д. 12.02.2019 по приказу от 12.02.2019 N 355 отставлен от движения поезд N2001 (6570-669-6564) в количестве 42 вагонов по причине, зависящей от общества "PH-Транс" - нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей по станции Приютово в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс".
Извещение от 12.02.2019 о задержке поезда N 2001 (6570-669-6564) получено представителем общества "РН-Транс" Афаровым Р.Ф. по доверенности от 20.12.2018 N 222/19-У.
Кроме того, 12.02.2019 оформлен акт общей формы N 5/188 на промежуточной станции Раевка, согласно которому поезд N 2001 (6570-669-6564) отставлен от движения в связи с неприемом станцией назначения Приютово по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 2001 (6570-669-6564) 13.02.2019 по приказу N 3550 поднят с промежуточной станции Раевка и отправлен на станцию назначения Приютово.
На промежуточной станции Раевка 13.02.2019 оформлен акт общей формы N 5/201, согласно которому поезд N 2001 (6570-669-6564) отправлен на станцию назначения. Окончание простоя вагонов 13.02.2019.
Извещение от 13.02.2019 об отправлении поезда N 2001 (6570-669-6564) получено представителем общества "РН-Транс" Афаровым Р.Ф.
По прибытии поезда на станцию назначения Приютово составлен акт общей формы от 13.02.2019 N 3/628 о начислении платы за нахождение вагонов на путях общества "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - общества "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными N ЭД555770, N ЭД555779, N ЭД555780, N ЭД928400.
Согласно распоряжению о задержке вагонов в пути следования от 12.02.2019 N 355 42 вагона, следовавшие в составе поезда N 2001, были задержаны на станции Раевка с 01:23 12.02.2019, о чём составлен акт общей формы от 12.02.2019 N 5/188.
Согласно распоряжению на отправление ранее задержанных вагонов от 13.02.2019 N 355 42 вагона, следовавшие в составе поезда N 2001, были отправлены со станции Раевка в 11:27 13.02.2019, о чём составлен акт общей формы от 13.02.2019 N 5/201.
Таким образом, плата за нахождение вагонов на путях общего пользования правомерно рассчитана с 01:23 12.02.2019 по 11:27 13.02.2019.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленными актами общей формы подтверждено, что причиной отставления поездов от движения явилась занятость путей по станции Приютово, неприем ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс", а не отсутствие локомотива перевозчика.
Изложенное также подтверждается представленными в материалах дела распоряжениями на отправлении ранее задержанных вагонов, обращениями о возможности приёма грузовых поездов, извещениями о задержке вагонов, контейнеров в пути следования (т.2, л.д. 83-88, 151-157). Так, в полученных обществом "РН-Транс" извещениях о задержке вагонов, контейнеров в пути следования отмечено, что задержка вагонов в пути следования произошла из-а невозможности приема их станцией назначения Приютово по причине нарушения пользователем технологических сроков оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования.
В связи с изложенным подлежат отклонению доводы ответчика со ссылкой на представленные им возражения к актам общей формы.
Таким образом, оформление и расчёт платы произведён истцом в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик также ссылается на ненаправление в его адрес актов общей формы, однако данное утверждение не соответствует действительности, поскольку акты общей формы были подписаны представителями перевозчика и переданы представителю ответчика для подписания, однако экземпляр истца был возвращён без подписи. После получения данных актов без подписи, была сделана отметка об отказе от подписи и составлен соответствующий акт.
Кроме того, согласно заявлению о присоединении от 28.02.2017 N КБШ/7П-284 общество "РН-Транс" было подключено к АС ЭТРАН, перевозка груза осуществлялась по электронным накладным и все документы, составленные в пути следования, прикладывались к электронной накладной в АС ЭТРАН, что даёт возможность доступа ко всем оформленным документам, в том числе и актам общей формы, следовательно, перевозчиком требование о вручении актов общей формы грузополучателю выполнено. Данный факт подтверждается и самим ответчиком, который приложил акты общей формы к отзыву на исковое заявление при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на положения договора от 28.12.2016 N АФТО-4/41/1, однако отношения сторон по подаче и уборке вагонов на станции Приютово регулируются договором от 09.01.2017 N АФТО-4/252/1(БНФ)/у/54/2017/ЖД.
Ссылки ответчика на нарушения, допущенные при составлении актов общей формы, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
Согласно пункту 2.2.2 Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утверждённого Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, при внесении исправлений в акты на бумажных носителях, не подписанные ЭП, в исключительных случаях допускается изменение в следующем порядке: необходимо зачеркнуть одной чертой неправильный текст и написать над зачеркнутым исправленный текст. Устранение ошибки должно быть заверено надписью "Исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.
Акт общей формы от 22.01.2019 N 3/614 (дата исправлена в установленном порядке) составлен на начало простоя вагонов на путях общего пользования с 22.01.2019 с 17:00, а акт общей формы от 23.01.2019 N 3/636 (дата исправлена в установленном порядке), составлен на окончание простоя до 23.01.2019 до 13:43.
Аналогичная ситуация и по актам общей формы N 3/615 и N 3/638.
Апелляционный суд также учитывает, что сведения, изложенные в актах общей формы (с учетом исправлений) обществом "РН-Транс" иными доказательствами не опровергнуты.
Утверждение ответчика об отсутствии уведомления о готовности подачи вагонов на пути необщего пользования не соответствуют действительности, поскольку в материалах дела имеются Книги уведомлений формы ГУ-2 ВЦ, в которых отражено время, дата и лицо принявшее уведомление.
Уведомление о прибытии вагона на станцию назначения происходит в автоматическом режиме, путём проставления в графе "Календарного штемпеля уведомления грузополучателя о прибытии груза".
Порядок уведомления о подаче вагонов определён пунктами 3 и 4 договора от 09.01.2017 N АФТО-4/252/1(БНФ)/у/54/2017/ЖД. Перевозчик уведомил грузополучателя о прибытии груза и готовности его подать на выставочные пути за 2 часа по телефону, что подтверждается Книгой уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, формы ГУ-2 ВЦ.
Необходимо отметить, что перевозка груза по данному делу производилась по электронным накладным и поэтому данные, вносимые в автоматическом режиме, в книгу формы ГУ-6ВЦ идентичны данным содержащимся в перевозочном документе в графе "Календарные штемпели": "Уведомление грузополучателя о прибытии груза". То есть уведомление грузополучателя осуществляется в автоматическом режиме в системе АС ЭТРАН, к которому подключен и ответчик.
Ответчик в апелляционной жалобе также указывает, что по актам общей формы ГУ-23ВЦ N 3/755, N 3/443, N 3/756, N 3/447 на сумму 474 руб. перевозчиком неверно применен НДС 20%.
Отклоняя вышеуказанный доводы ответчика, суд первой инстанции в обжалуемом решении указал, что по указанным ответчиком актам начислена плата в размере 441 руб. (ведомость подачи и уборки вагонов N 041134), а не 474 руб.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ) с 1 января 2019 года в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка по НДС установлена в размере 20 %.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 303-ФЗ предусмотрено, что налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.
При этом исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Федерального закона N 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Следовательно, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 %, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ до 31.12.2018 был изложен в следующей редакции: налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Из искового заявления общества "РЖД" следует (т.1, л.д. 5-7), что истец рассчитал размер платы за нахождение вагонов на путях общего пользования станции Приютово в связи с невозможностью подачи вагонов на места погрузки и выгрузки по вине ответчика в сумме 13 765 руб. без учета НДС, 16 518 руб. - с учетом НДС. Следовательно, сумма НДС составила 2 753 руб., что составляет 20 % от суммы долга по указанным таблице актам общей формы 13 765 руб. (2 753 руб. / 13 765 руб.).
Таким образом, истцом применен НДС 20 % ко всей задолженности по указанным в таблице актам общей формы.
В то же время акты общей формы ГУ-23ВЦ N 3/755, N 3/443, N 3/756, N 3/447 (ведомости подачи и уборки вагонов N 041133, N 041134) составлены 09.09.2018, простой вагонов и начисление происходили 09.09.2018, следовательно, применение истцом к данным актам на общую сумму 474 руб. НДС в размере 20% не является обоснованным.
Судом апелляционной инстанции произведен самостоятельный расчет задолженности за простой вагонов по приведенным истцом в таблице актам общей формы (т.1, л.д. 5-7).
Сумма задолженности по актам общей формы, исключая спорные, составляет 13 291 руб. (13 765 руб. - 474 руб.).
Применение истцом к актам общей формы за 2019 год на общую сумму 13 291 руб. НДС в размере 20% является обоснованным, сумма долга по данным актам составит 15 949 руб. 20 коп. (13 291 руб. + 13 291 руб. х 20 %).
Сумма задолженности с НДС 18 % по актам общей формы ГУ-23ВЦ N 3/755, N 3/443, N 3/756, N 3/447 составит 559 руб. 32 коп. (474 руб. + 474 руб. х 18%).
Таким образом, сумма задолженности ответчика по приведенным истцом в таблице актам общей формы (т.1, л.д. 5-7) равна 16 508 руб. 52 коп.
(15 949 руб. 20 коп. + 559 руб. 32 коп.).
Общая сумма долга ответчика с учетом накопительных ведомостей от 30.10.2018 N 877000060 на сумму 569 руб. 94 коп., от 13.02.2019 N 875806163 на сумму 1 566 руб., от 13.02.2019 N 875806908 на сумму 1 566 руб., от 13.02.2019 N 875807771 на сумму 4 176 руб., от 13.02.2019 N 875795495 на сумму 522 руб. составит 24 908 руб. 46 коп.
В связи с изложенным исковые требования общества "РЖД" о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования подлежат удовлетворению в сумме 24 908 руб. 46 коп.
Истцом также заявлялось о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 686 руб. 88 коп. по состоянию на 03.06.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами с 04.06.2019 по день фактической оплаты.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно абзацу 1 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обществом "РЖД" произведен расчет процентов по актам общей формы ГУ-23ВЦ N 3/755, N 3/443, N 3/756, N 3/447 (ведомости подачи и уборки вагонов N 041133, N 041134) на сумму 568 руб. 80 коп. за период с 11.09.2018 по 03.06.2019 в сумме 31 руб. 73 коп. (т.1, л.д. 9).
Между тем, как указывалось ранее, сумма задолженности с НДС 18 % по актам общей формы ГУ-23ВЦ N 3/755, N 3/443, N 3/756, N 3/447 составит 559 руб. 32 коп.
По расчету апелляционного суда сумма процентов за пользование чужими денежными средствами на задолженность 559 руб. 32 коп. за период с 11.09.2018 по 03.06.2019 равна 31 руб. 20 коп.
Задолженность, руб. |
Период просрочки |
Процентная ставка |
Дней в году |
Проценты, руб. |
||
c |
по |
дни |
||||
[1] |
[2] |
[3] |
[4] |
[5] |
[6] |
[1] |
559,32 |
11.09.2018 |
16.09.2018 |
6 |
7,25% |
365 |
0,67 |
559,32 |
17.09.2018 |
16.12.2018 |
91 |
7,50% |
365 |
10,46 |
559,32 |
17.12.2018 |
03.06.2019 |
169 |
7,75% |
365 |
20,07 |
Итого: |
266 |
7,65% |
|
31,20 |
Следовательно, обществом "РЖД" по актам общей формы ГУ-23ВЦ N 3/755, N 3/443, N 3/756, N 3/447 излишне начислено 53 коп. (31 руб. 73 коп. - 31 руб. 20 коп.) процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку ответчиком в остальной части произведенный истцом расчет процентов не оспаривается, апелляционный суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца следует взыскать 686 руб. 35 коп. (686 руб. 88 коп. - 53 коп.) процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 03.06.2019, а также проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начисленные на сумму непогашенной задолженности, с 04.06.2019 по день фактической оплаты.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1, ч.2 ст. 270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При цене иска 25 604 руб. 82 коп. сумма государственной пошлины в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составит 2 000 руб. Указанная сумма уплачена обществом "РЖД" при обращении с иском (т.1, л.д. 11).
С учетом частичного удовлетворения исковых требований с ответчика в пользу истца следует взыскать 1 999 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску (25 594 руб. 81 коп. / 25 604 руб. 82 коп. х 2 000 руб.).
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в связи с её частичным удовлетворением относятся на счет истца.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2019 по делу N А07-20578/2019 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) задолженность за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 24 908 руб. 46 коп., проценты по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 686 руб. 35 коп., проценты по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начисленные на сумму непогашенной задолженности, начиная с 04.06.2019, по день фактической оплаты, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 1 999 руб.".
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20578/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"
Третье лицо: АО "РН-Транс"