г. Челябинск |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А47-8423/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Аникина И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2019 по делу N А47-8423/2019.
Администрация города Оренбурга (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N 13/д-434юр от 01.10.2013 за период с 11.06.2016 по 17.02.2019 в размере 25 686 руб. 48 коп., пени за период с 11.06.2018 по 17.02.2019 в размере 630 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2019 (резолютивная часть от 25.09.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что размер арендной платы, подлежащей оплате ответчиком, подлежит определению, исходя из нормы статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка в силу того, что право аренды возникло в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без из изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство ответчика, изложенное в отзыве на апелляционную жалобу, о проведении судебного заседания апелляционного суда, назначенного на 09.12.2019, путем использования систем видеоконференцсвязи, апелляционным судом оставлено без удовлетворения на основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку ходатайство заявлено за один рабочий день до судебного заседания, что исключало своевременное уведомление лиц, участвующих в деле, о совершении судом процессуального действия, как это предусмотрено статьей 121 АПК РФ, и кроме того, в ходатайстве не поименован суд, при содействии которого ответчик просит организовать видеоконференцсвязь.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (арендодатель) и обществом "Оренбургская теплогенерирующая компания" (арендатор) (правопредшественник общества "Т Плюс") заключен договор аренды земельного участка N 13/д - 434юр от 01.10.2013, согласно п.1.1 которого арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок, площадью 5617 кв.м, с кадастровым номером 56:44:0000000:28261, с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов, под размещение магистральной теплотрассы от стойки 122 до павильона протяженностью 1358,3 м., с местоположением: Оренбургская обл., город Оренбург, ул. Энергетиков, на земельном участке расположена магистральная теплотрасса от стойки 122 до павильона 1.1. протяженностью 1358,3 м. (л.д. 14-15).
Согласно п.1.4 договора земельный участок передается до 09.08.2062.
В соответствии с п. 2.1 договора арендатор обязуется вносить арендную плату за использование участка в размере согласно расчету арендной платы. Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с изменением федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъекта российской Федерации - Правительства Оренбургской области, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы. Кроме того, арендная плата подлежит изменению в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости
Арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем путем увеличения ставок арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
По указанным основаниям, размер арендной платы изменяется без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор.
Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно, по письменному заявлению арендатора перерасчет может выполняться арендодателем. Арендная плата вносится арендатором в соответствии с расчетом арендной платы, актуальным на текущий период.
Расчетным периодом по договору является месяц. Арендная плата уплачивается арендатором ежемесячно равными долями от суммы, указанной в расчете арендной платы, не позднее десятого числа текущего месяца (п. 2.2. договора).
Договор аренды зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке, что подтверждается штампом регистрирующего органа (л.д. 16).
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по внесению арендной платы, Администрацией в адрес общества направлена претензия N 01-24-01/1707 от 02.04.2019 с требованием о погашении задолженности в размере 212 481 руб. 63 коп. (л.д.20).
Оставленная ответчиком без удовлетворения претензия от 02.04.2019 послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Администрации, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства ответчика по оплате арендной платы, исходя из нормативно установленных ставок арендной платы, ответчиком исполнены. Признал право ответчика на льготную ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и приказом Минэкономразвития России N 217 от 23.04.2013, в силу расположения на земельном участке теплотрассы, собственником которой является ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
На основании пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статье 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком сложились отношения по аренде земельного участка площадью 5617 кв.м, с кадастровым номером 56:44:0000000:28261, с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов, под размещение магистральной теплотрассы от стойки 122 до павильона протяженностью 1358,3 м., с местоположением: Оренбургская обл., город Оренбург, ул. Энергетиков, с расположением на участке магистральной теплотрассы от стойки 122 до павильона 1.1. протяженностью 1358,3 м. (л.д. 14-15).
Действительность и заключенность договора сторонами не оспаривается (часть 3.1. статьи 70 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно пункту 5 названных Правил, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 утверждена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Аналогичный размер ставки арендной платы установлен постановлением Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 N 110-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов" в случае предоставления земельного участка для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (подпункт "в" пункта 3 Порядка).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости исчисления арендной платы по договору аренды земельного участка, исходя из ставки, установленной Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217.
Дополнительных доводов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Доводы апеллянта об отсутствии оснований для применения льготной ставки арендной платы в связи с возникновением права аренды в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, подлежат отклонению апелляционным судом с учетом вышеизложенного, как основанные не неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, принимая внимание отсутствие в материалах дела доказательств использования арендатором земельного участка в иных целях, чем установлено в договоре, что позволило бы арендодателю применить иной размер ставки арендной платы по договору аренды, а также отсутствие задолженности по арендным платежам, судом первой инстанции обоснованно отказано в заявленных требованиях.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.10.2019 по делу N А47-8423/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8423/2019
Истец: Администрация города Оренбурга
Ответчик: ПАО "Т Плюс" в лице Оренбургского филиала
Третье лицо: ПАО "Т плюс", Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга