г. Москва |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А40-179292/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика -
ООО "ВОЕНТЕЛЕКОМ-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 24.09.2019 по делу N А40-179292/19,
принятое в порядке упрощённого производства
по иску АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ" (ОГРН 1097746350151)
к ООО "ВОЕНТЕЛЕКОМ-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ" (ОГРН 1066027043389) о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ" (Заказчик) предъявило ООО "ВОЕНТЕЛЕКОМ-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ" (исполнитель) иск о взыскании штрафа в размере 94 904 руб. 20 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
На состоявшее решение Ответчиком подана апелляционная жалоба.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, без вызова сторон на основании статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Установлено, что между АО "Воентелеком" (Заказчик) и ООО "ВТК-ИСС" (ранее ООО "Центр проектирования и строительства", Исполнитель) заключен договор на выполнение работ по проведению обследования и разработку технических решений от 13.11.2017 N ВТК- 367/17-1806 (далее - Договор).
Работы по Договору выполняются в целях исполнения государственного контракта от 30.09.2016 N 1620187346251412539005687 (далее - Контракт), заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и АО "Воентелеком" в рамках выполнения государственного оборонного заказа (пункт 1.2. Договора).
Согласно пункту 3.1. Договора цена Договора не может превышать сумму 1 898 084 рубля 12 копеек в редакции дополнительного соглашения от 19.01.2018 N 1 к Договору.
В соответствии с пунктом 2.2.9. Договора Исполнитель обязан в течение 30 (тридцати) рабочих дней после завершения работ по Договору предоставить Заказчику отчетную калькуляцию затрат, сформированную в соответствии с требованиями приказа Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200, по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 18.04.2008 N 118.
Работы по Договору завершены Исполнителем 28.12.2018, что подтверждается подписанным актом выполненных работ от 28.12.2018 N 1042/ВРС.
Стоимость выполненных работ по Договору составляет 1 898 084 (один миллион восемьсот девяносто восемь тысяч восемьдесят четыре) рубля 12 копеек.
На основании изложенных обстоятельств Исполнитель должен был представить Заказчику отчетную калькуляцию в срок до 18.02.2019.
Установлено, что отчетная калькуляция в указанный срок Исполнителем не была предоставлена.
Согласно пункту 8.1 Договора в случае нарушения Исполнителем обязательств по Договору, Заказчик имеет право взыскать, а Исполнитель при этом обязан будет оплатить по усмотрению Заказчика штраф в размере 5% от цены Договора за каждый факт нарушения (срока/качества, гарантийных и иных) обязательств.
Согласно расчету истца, размер штрафа составляет 94 904 руб. 20 коп.
С целью досудебного урегулирования спора Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия исх. от 09.04.2019 N 367-01/020-4249 с требованием об уплате штрафа, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.
Доказательств погашения штрафа в добровольном порядке ответчик не представил.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая указанные нормы закона и установленные судом фактические обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца штраф в размере 94 904 руб. 20 коп.
Утверждения Ответчика о неприменимости требований приказа Федеральной службы по тарифам от 18.04.2008 N 118 (п. 2.1.6. Договора) и о заведомом неисполнимом условии Договора о предоставлении отчетной калькуляции затрат, являются необоснованными.
При заключении Договора Ответчик, производивший наравне с Истцом правовую оценку содержащихся в нем условий, был осведомлен о значимости для Истца всех содержащихся в договоре требований к выполнению работ, в том числе надлежащего и своевременного предоставления отчетной калькуляции. От выполнения обязательств ООО "ВТК-ИСС" напрямую зависело исполнение АО "Воентелеком" государственного оборонного заказа.
Поскольку Ответчик принял на себя обязательства по Договору в целях исполнения государственного оборонного заказа, следовательно, он обязан учитывать нормы законодательства, регулирующего сферу государственного оборонного заказа, включая предоставление по запросу головного исполнителя информации о затратах по исполненному Договору: пункт 16 части 2 статьи 8 Федерального закона 275-ФЗ устанавливает для исполнителя обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту; пункт 17 части 2 статьи 8 Федерального закона 275-ФЗ устанавливает для исполнителя обязанность по предоставлению информации о затратах по исполненным контрактам.
Ответчик не извещал Истца о невозможности предоставления отчетной калькуляции затрат. Обращения о разъяснении способа оформления отчетных документов в адрес АО "Воентелеком" не поступали и в материалы дела не представлены.
Доказательств, свидетельствующих о неисполнении обязательств Ответчиком по Договору по независящим от него причинам, не представлено, расчет штрафа не оспаривается.
Не представлены Ответчиком доказательства принятия мер для надлежащего исполнения обязательств по Договору, что служит основанием для привлечения Исполнителя к ответственности, предусмотренной пунктом 9.1 Договора.
Из буквального толкования указанных пунктов Договора следует, что в объем работ не входит предоставление отчетной калькуляции затрат, следовательно, ссылка Ответчика на надлежащее исполнение всех обязательств по Договору несостоятельна.
Выполнение работ по Договору осуществлялась в рамках исполнения Государственного контракта от 30 сентября 2016 г. N 1620187346251412539005687 (далее - Контракт), заключенного между АО "Воентелеком" и Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) во исполнение государственного оборонного заказа (пункт 1.2. Договора).
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ).
ФАС России в письме от 08.06.2018 N РП/42143/18 указал, поскольку вспомогательные работы оказывают влияние на цену договора, в случае заключения по результатам закупки в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" договора с соисполнителем в рамках государственного оборонного заказа на выполнение вспомогательных работ установить обязательное требование к исполнителю о предоставлении по завершению работ отчетной калькуляции.
Предоставление отчетной калькуляции затрат по Договору необходимо АО "Воентелеком" для экономически обоснованного определения величины всех затрат, необходимых для выполнения условий Контракта, и формирования твердофиксированной цены для оформления отчетных документов по Контракту.
Ответчиком не представлены доказательства принятия мер для своевременного исполнения обязательств по Договорам, что служит основанием для привлечения Исполнителя к ответственности, предусмотренной п. 9.1 Договора.
Договор между АО "Воентелеком" и ООО "ВТК-ИСС" был заключен в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Договор был заключен по результатам конкурса, Ответчику были известны условия договора, в том числе касающиеся срока предоставления отчетной калькуляции затрат и ответственности за его нарушение.
В соответствии с принципом свободы договора (статья 421 ГК РФ) стороны самостоятельно определяют условия договора, за исключением существенных условий, которые определены законом по отношению к каждому виду договоров императивными нормами и обязательны к включению сторонами в текст договора независимо от их желания. Условия о неустойке не относится к существенным условиям договора.
Добровольные действия Ответчика по направлению заявки на участие в конкурсе и заключение Договора, исполнению со своей Стороны обязательств по Договору, свидетельствует о согласии Ответчика со всеми условиями Договора, в том числе о предоставлении отчетной калькуляции затрат, порядке начисления и применения меры ответственности.
Согласно пункту 2.1 Контракта АО "Воентелеком" обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы в объеме, соответствующие качеству, результату и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.2.6 Контракта АО "Воентелеком" обязано обеспечить раздельный учет затрат, связанных с исполнением Контракта, в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 47 (далее - Правила).
Соответствующее условие также предусмотрено в пункте 2.1.8 Договора.
В соответствии с Правилами организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.
Фактические затраты группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.).
Финансовый результат определяется как разница между договорной ценой, предусмотренной в государственном заказе (ценой реализации), и фактическими затратами.
Несоблюдение (несоответствия) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции (работ, услуг) поставляемой по государственному оборонному заказу.
С учетом требований Федерального закона N 275-ФЗ денежные средства на оплату оборонной продукции выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители ГОЗ обязаны отчитываться перед стоящими выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств, что подтверждается письмом ВАС РФ от 19.02.1996 N С5-7ЮЗ-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе".
В соответствии с п. 3.2.9 Контракта АО "Воентелеком" обязано предоставлять о каждом соисполнителе информацию, предусмотренную Федеральным законом N 275-ФЗ. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ головной исполнитель АО "Воентелеком" представляет по запросу государственного заказчика, контролирующего органа информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам.
В соответствии с п. 8 и 17 ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ исполнитель АО "Воентелеком" обязан предоставить по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам.
Таким образом, отчетная калькуляция затрат по Договору необходима АО "Воентелеком" для экономически обоснованного определения величины всех затрат, необходимых для выполнения условий Государственного контракта, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации, и формирования твердофиксированной цены для оформления отчетных документов по Контракту.
Следовательно, доводы Ответчика являются несостоятельными, так как правовая позиция последнего основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 229, п. 1 ст. 269, ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2019 по делу N А40-179292/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-179292/2019
Истец: АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ"
Ответчик: АО "Воентелеком", ООО "ВОЕНТЕЛЕКОМ-ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ"