г. Хабаровск |
|
09 декабря 2019 г. |
А04-3327/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Жолондзь Ж.В., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Садовский теплосервис-1" (ОГРН 1052800370061, ИНН 2827007408): представитель не явился,
от администрации Садовского сельсовета (ОГРН 1022801199277, ИНН 2827004076): представитель не явился,
от Управления Роспотребнадзора по Амурской области (ОГРН 1052800034385, ИНН 1052800034385): представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Садовского сельсовета
на решение от 12.09.2019
по делу N А04-3327/2019
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Садовский теплосервис-1"
к администрации Садовского сельсовета
третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Амурской области
о расторжении концессионного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Садовский теплосервис-1" (далее - ООО "Садовский теплосервис-1", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к администрации Садовского сельсовета (далее - Администрация, ответчик) с иском о расторжении концессионного соглашения от 06.12.2016 в связи с существенным нарушением истцом его условий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено Управление Роспотребнадзора по Амурской области.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.09.2019 иск удовлетворен.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 12.09.2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что вопрос о расторжении концессионного соглашения поднят истцом только тогда, когда им впервые не получена лицензия, до указанного момента истец эксплуатировал спорную скважину на основании договора аренды 10 лет. Поясняет, что Администрация не является специализированной организацией, которая может обслуживать скважину, на это нет полномочий, средств и возможности. Ссылается на то, что в бюджете на 2019 год запланированы денежные средства в сумме 479 000 руб. на реконструкцию объектов жилищно-коммунального комплекса, в том числе и на бурение новой скважины. Указывает, что Администрация принимает все возможные меры для поиска средств на бурение новой скважины. Считает, что для получения истцом лицензии необходимо устранить недостатки, приведенные в письме Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 24.01.2019 N 03/227-19.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Садовский теплосервис-1" просит оставить решение от 12.09.2019 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли.
На основании статьи 156 АПК РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Садовский теплосервис-1" осуществляет деятельность (оказание услуг водоснабжения, отопление и иные) на территории сел Садовое, Лозовое, Толстовка, Лермонтовка, Николаевка, Куропатино, Красное Тамбовского района Амурской области, предоставляет услуги на основании договоров аренды объектов водоснабжения и теплоснабжения, заключаемых с администрациями Садовского, Толстовского, Лермонтовского, Николаевского, Куропатинского сельсоветов Тамбовского района Амурской области.
Между Администрацией (концедент) и ООО "Садовский теплосервис-1" (концессионер) заключено без проведения конкурса концессионное соглашение от 06.12.2016 в отношении объектов водоснабжения: сооружение (скважина) 1997 года постройки балансовой стоимостью 0 руб., остаточной стоимостью 0 руб., кадастровый номер 28:25:000000:187, по адресу: Амурская область, Тамбовский район, с. Садовое, ул. Ленина, 1Б; водонапорная башня со скважиной N 1489, 1965 года постройки, балансовой стоимостью 0 руб., остаточной стоимостью 0 руб., кадастровый номер 28:25:010414:40:10:251:002:007001210, по адресу: Амурская область, Тамбовский район, с. Садовое, пер. Почтовый, 8А; водонапорная башня со скважиной N 3181, 1982 года постройки, балансовой стоимостью 0 руб., остаточной стоимостью 0 руб., кадастровый номер 28:25:010407:6:10:251:002007001230, по адресу: Амурская область, Тамбовский район, с. Лозовое, ул. Юбилейная, 1Б.
Пунктом 1 концессионного соглашения от 06.12.2016 предусмотрено, что концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество (осуществить мероприятия по замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным и /или модернизации), состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность по добыче и распределению воды с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользовании объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 3 соглашения от 06.12.2016 предусмотрено, что объект соглашения, подлежащий реконструкции принадлежит концеденту на праве собственности.
На основании пунктов 6 - 8 соглашения от 06.12.2016 права концессионера на владение и пользование объекта соглашения подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном пунктами 10 и 11 настоящего соглашения. Предельный размер расходов на реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером, равен 578 000 руб. Задание и основные мероприятия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона "О концессионных соглашениях", с описанием основных характеристик таких мероприятий приведены в приложении N 2. Объем инвестиций, привлекаемых концессионером в целях реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционной программой концессионера на срок с 2017 по 2026 годы, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и указываются в пункте 8 настоящего соглашения, в течении 30 календарных дней.
Согласно пунктам 13, 14 соглашения от 06.12.2016 концессионер обязан за свой счет реконструировать в соответствии с заданием и основными мероприятиями, указанными в приложении N 2, объект соглашения состав, описание и технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 1 к настоящему соглашению, в срок, указанный в пункте 70 настоящего соглашения. Концессионер по мере производственной необходимости осуществляет в отношении объектов иного имущества и объектов движимого имущества, входящих в состав объекта соглашения и не подлежащих реконструкции мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества.
В силу пункта 17 соглашения от 06.12.2016 концедент обязуется обеспечить концессионеру необходимые условия для выполнения работ по реконструкции объекта соглашения, в том числе принять необходимые меры по обеспечению свободного доступа концессионера неуполномоченных им лиц к объекту соглашения.
Пунктом 18 соглашения от 06.12.2016 предусмотрено, что при обнаружении концессионером не зависящих от сторон обстоятельств, делающих невозможным реконструкцию и ввод в эксплуатацию объекта соглашения в сроки, установленные настоящим соглашением, и (или) использование (эксплуатацию) объекта соглашения, концессионер обязуется немедленно уведомить концедента об указанных обстоятельствах в целях согласования дальнейших действий сторон по исполнению настоящего соглашения.
Концессионер обязан ввести объект соглашения, в том числе иного имущества, в эксплуатацию с установлением технических, экономических показателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; приступить к использованию (эксплуатации) объекта соглашения в срок, указанный в пункте 71 настоящего соглашения; осуществить инвестиции в реконструкцию объекта соглашения в объемах предусмотренных инвестиционной программой; обеспечить сдачу в эксплуатацию объекта соглашения с технико-экономическими показателями, указанными в инвестиционной программе, в срок, предусмотренный приложениемN 2 (п.п. 19 - 22).
На основании пунктов 23 - 23.2 соглашения от 06.12.2016 завершение концессионером работ по реконструкции объекта соглашения оформляется подписываемым сторонами документом (актом приема-передачи реконструированного имущества) об исполнении Концессионером своих обязательств по реконструкции объекта соглашения концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с концедентом проектную документацию, необходимую для реконструкции объекта концессионного соглашения. Проектная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к объекту концессионного соглашения в соответствии с решением концедента о заключении настоящего соглашения. концедент имеет право направлять концессионеру средства на финансирование расходов на реконструкцию объекта концессионного соглашения и иного имущества в целях развития системы водоснабжения поселения.
Пунктом 23.3 соглашения от 06.12.2016 предусмотрено, что концессионер вправе на основании решения концедента до момента внесения необходимых изменений в проектную документацию приостановить работу по реконструкции объекта концессионного соглашения.
Концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, то есть производить за свой счет текущий и капитальный ремонт объекта соглашения, нести расходы на содержание объекта соглашения. Реконструкция оборудования в соответствии с заданием и основными мероприятиями, указанными в приложении N 2 производится за счет концессионера (п. 36 соглашения от 06.12.2016).
В пункте 41 соглашения от 06.12.2016 предусмотрено, что концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера. Плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов концессионного соглашения, указаны в приложении N 6 к настоящему соглашению.
Пунктом 43 соглашения от 06.12.2016 предусмотрено, что концессионер обязан передать концеденту, а концедент обязан принять объект соглашения и иное имущество, указанные в приложении N 1 к настоящему соглашению, в срок, указанный в пункте 72 настоящего соглашения. Передаваемый концессионером объект соглашенияи иное имущество должны находиться в нормальном состоянии с учетом износа, указанном в приложении N 1 к настоящему соглашению, быть пригодным для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, и не должен быть обременен правами третьих лиц.
На основании пунктов 66 - 71 соглашения от 06.12.2016 концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств по настоящему соглашению в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 10 лет до 31.12.2026. Срок реконструкции эксплуатации и обслуживания объектов движимого имущества, входящих в состав объекта соглашения, указан в задании, являющемся приложением N 2 к настоящему соглашению, а также утверждаются инвестиционной программой. Срок эксплуатации концессионером объекта соглашения и иного имущества -срок действия настоящего соглашения. Срок передачи концессионером концеденту объекта соглашения и иного имущества - в течении 15 календарных дней с даты прекращения действия настоящего соглашения. Срок осуществления концессионером деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения устанавливается с даты подписания настоящего соглашения.
Согласно пункту 73 соглашения от 06.12.2016 концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий настоящего соглашения, в том числе обязательств по осуществлению деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, обязательств по эксплуатации объекта соглашения в соответствии с целями, установленными настоящим соглашением, сроков исполнения обязательств, указанных в разделе XII настоящего соглашения.
Результаты осуществления контроля за соблюдением концессионером условий настоящего соглашения оформляются актом о результатах контроля (п. 79 соглашения от 06.12.2016).
В соответствии с пунктами 81, 83 соглашения от 06.12.2016 стороны обязаны своевременно предоставлять друг другу информацию, необходимую для исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим соглашением, и незамедлительно уведомлять друг друга о наступлении существенных событий, способных повлиять на надлежащее исполнение указанных обязанностей. Стороны обязаны своевременно предоставлять друг другу информацию, необходимую для исполнения обязанностей по настоящему соглашению, и незамедлительно уведомлять друг друга о наступлении существенных событий, способных повлиять на надлежащее исполнение указанных обязанностей.
Пунктами 84, 85 соглашения от 06.12.2016 установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением. Концессионер несет ответственность перед концедентом за допущенное при реконструкции нарушение требований, установленных настоящим соглашением, требований технических регламентов, проектной документации, иных обязательных требований к качеству объекта соглашения, подлежащего реконструкции.
Пунктом 88 соглашения от 06.12.2016 предусмотрено, что сторона вправе не приступать к исполнению своих обязанностей по настоящему соглашению или приостановить их исполнение с уведомлением другой стороны в случае, когда нарушение другой стороной своих обязанностей по настоящему соглашению препятствует исполнению указанных обязанностей.
Согласно пунктам 98, 98.1 соглашения от 06.12.2016 настоящее соглашение прекращается:
а) по истечении срока действия;
б) по соглашению сторон;
в) на основании судебного решения о его досрочном расторжении. Настоящее соглашение может быть расторгнуто досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий настоящего соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.
Как следует из приложения N 1 к соглашению от 06.12.2016, объектом соглашения являются: сооружение (скважина) 1997 года постройки в с. Садовое, ул. Ленина, 1Б, водонапорная башня со скважиной N 1489, 1965 года постройки в с. Садовое, пер. Почтовый, 8А (требует ремонта); водонапорная башня со скважиной N 3181, 1982 года постройки в с. Лозовое, ул. Юбилейная, 1Б.
В приложении N 2 к соглашению от 06.12.2016 предусмотрено, что задание формируется на основании данных мониторинга качества питьевой воды и прогноза потребления. К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по ремонту скважины 1489. Концессионер в рамках концессионного соглашения должен осуществить мероприятия по замене счетчиков для учета отпущенной водя с водонапорных башен. Работы по реконструкции котельной должны быть выполнены в срок до 22.12.2026.
На основании акта приема передачи объектов концессионного соглашения (приложение N 3) концедент передал концессионеру, сооружение (скважина) 1997 года постройки в с. Садовое, ул. Ленина, 1Б (работоспособное); водонапорная башня со скважиной N 1489, 1965 года постройки в с. Садовое, пер. Почтовый, 8А (требует ремонта); водонапорная башня со скважиной N 3181, 1982 года постройки в с. Лозовое, ул. Юбилейная, 1Б (работоспособное).
Кроме того по актам приема-передачи так же переданы документы, подтверждающие право собственности на земельные участки и объект соглашения.
По информации истца, в связи с тем, что в концессионном соглашении указаны объекты водоснабжения, находящиеся на территории сел Садовое и Лозовое, а подземные воды в соответствии с Федеральным законом "О недрах" отнесены к категории полезных ископаемых и для их законной добычи необходимо получение соответствующего разрешения в виде лицензии на пользование недрами, то концессионером, в период реализации концессионного соглашения, получены две лицензии. Срок действия одной из лицензий от 10.07.2008 на право пользования недрами серии БЛГ N 02015 вид лицензии ВЭ (в отношении объектов водоснабжения с. Садовое) закончился 31.12.2018, возможность получения новой лицензии отсутствует в связи с тем, что поступающая из подземных вод (скважины) вода не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. В связи с чем, истец вынужден прекратить осуществление данного вида деятельности на территории с. Садовое, так как не может получить разрешение в виде лицензии на пользование недрами.
ООО "Садовский теплосервис-1" направило в Администрацию письмо от 01.02.2017, согласно которому обществом предоставляются услуги водоснабжения, отопление и иные непосредственно населению, а также юридическим лицам. Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в отношении ООО "Садовский теплосервис-1" проводятся проверки. По данным социально-эпидемиологического мониторинга за 2015-2016 превышение содержания железа в диапазоне от 2,1 до 5 ПДК выявлено на территориях Тамбовского района. Водопроводы не отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям: из-за отсутствия комплекса очистных сооружений, из-за отсутствия обеззараживающих установок. Переданное имущество с момента ввода в эксплуатацию и до сдачи его в аренду, и капитальному ремонту, не подвергалось. Поскольку поставка некачественной питьевой воды потребителям не является следствием виновных действий (бездействия) ООО "Садовский теплосервис-1", у которого отсутствует возможность своими силами исправить возникшую ситуацию, обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации подачи питьевой воды установленного качества, возложена на органы местного самоуправления. Станция обезжелезивания воды является достаточно дорогостоящим оборудованием. У общества нет финансовой возможности довести качество питьевой воды до нормативов СанПин. Силами ООО "Садовский теплосервис-1" разрешить проблему не представляется возможным.
В ответ на указанное письмо Администрация письмом от 03.02.2017 N 352 сообщила, что организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения сельского поселения. Администрацией в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства области направлено письмо с описанием сложившейся ситуации по санитарно-химическим показателям питьевой воды и просьбой рассмотреть вопрос возможности проведения мероприятий по улучшению качества водоснабжения в рамках одной их региональных либо государственных программ.
ООО "Садовский теплосервис-1" обратилось к ответчику с письмом от 17.02.2017, содержащим просьбу о содействии в решении проблемы, указав, что ежемесячно в соответствии с рабочей программой производственного контроля проводится отбор проб питьевой воды со скважины N 1489, AM-141, водоразборной колонки по ул. Золотницкого по микробиологическим и химическим показателям. Постановляемая вода по результатам лабораторных исследований не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам, а именно по показателям: цветность, мутность, железо, марганец, а также проводится дезинфекция воды таблетками Акватабс. На содержание железа в воде оказывает непосредственное влияние природные факторы. В сентябре 2016 года в отношении ООО "Садовский теплосервис-1" проводилась внеплановая выездная проверка Управлением Роспотребнадзора по Амурской области. По результатам проверки вынесено предписание об устранении нарушений в области санитарного законодательства, составлен протокол об административном правонарушении. 08.12.2016 мировым судьей Тамбовского районного судебного участка было вынесено решение о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. В соответствии с концессионным соглашением от 06.12.2016 общество обязано за свой счет провести капитальный ремонт, модернизацию данных объектов в течение 10 лет. Для того, чтобы привести качество воды к гигиеническим нормативам, необходимо: 1) пробурить новую скважину, так как действующие скважины за все время эксплуатации не подвергались капитальному ремонту; 2) установить станцию по очистке и обезжелезиванию воды, что является достаточно сложным и затратным мероприятием. Утвержденные тарифы не дают финансовой возможности для проведения данных мероприятий. Необходимо разработать программу по улучшению качества питьевой воды, так как обществом предпринимаются все возможные меры для соответствия воды установленным требованиям. При игнорирования данной проблемы, общество будет вынуждено расторгнуть концессионное соглашение и полностью отказаться от предоставления услуг по холодному (питьевому) водоснабжению всем потребителям, находящимся на территории села Садовое Тамбовского района.
В ответ Администрация в письме от 21.03.2017 N 139 сообщила, что договор на разработку проектной документации на бурение скважин заключен с ООО "Дальневосточная буровая компания", ходатайство общества об оказании финансовой помощи на покрытие расходов при проведении мероприятий по бурению новой скважины будет направлено в правительство Амурской области или районную администрацию.
Согласно представленной переписке, Администрация в письме от 11.04.2017 N 185, направленном главе района сообщила, что на территории Садовского сельсовета в с. Садовое пер. Почтовый 8А имеется скважина N 1489. Скважина пробурена в 1974 году. Срок эксплуатации скважины составляет 43 года, что значительно превышает среднестатистический срок эксплуатации скважин в Амурской области. Состояние водозаборного сооружения оценивается как неудовлетворительное. Вода из скважины не пригодна для использования в хозяйственно-бытовых целях, в связи с повышенным содержанием в воде железа и марганца. Проведение мероприятий по восстановлению существующего водозабора для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд невозможно. Управлением Роспотребнадзора по Амурской области неоднократно выписывались заключения о непригодности воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. Необходимо строительство новой водозаборной скважины, в связи с чем ходатайствовать перед Правительством Амурской области о выделении денежных средств в сумме 4 785 978 тыс. руб. Администрация Садовского сельсовета гарантирует софинансирование в размере 3% от общей суммы. Ресурсоснабжающая организация ООО "Садовский теплосервис-1", арендующая данную скважину гарантирует взнос денежных средств в сумме с 580 тыс. руб. К письму приложена проектная документация на строительство скважины (получено 14.04.2017).
В письме от 19.05.2017, направленном в адрес министерства ЖКХ Амурской области, Администрация сообщила, что на территории Садовского сельсовета Тамбовского района в с. Садовое, пер. Почтовый, 8А расположена скважина N 1489, которая пробурена в 1974 году. Срок эксплуатации скважины составляет 43 года, что значительно превышает среднестатистический срок эксплуатации скважин в Амурской области. Состояние водозаборного сооружения оценивается как неудовлетворительное. Вода из скважины не пригодна для использования в хозяйственно-бытовых целях, в связи с повышенным содержанием в воде железа и марганца. Проведение мероприятий по восстановлению существующего водозабора для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд невозможно. Управлением Роспотребнадзора по Амурской области неоднократно выписывались заключения о непригодности воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. Необходимо строительство новой водозаборной скважины, в связи с чем ходатайствовать перед Правительством Амурской области о выделении денежных средств в сумме 4 785 978 тыс. руб. Администрация Садовского сельсовета гарантирует софинансирование в размере 3% от общей суммы. Ресурсоснабжающая организация ООО "Садовский теплосервис-1", арендующая данную скважину гарантирует взнос денежных средств в сумме с 350 тыс. руб. К письму приложена проектная документация на строительство скважины, письмо в администрацию района (получено 21.05.2017).
ООО "Садовский теплосервис-1" в обращении от 14.06.2017 N 365 к главе администрации Садовского сельсовета Тамбовского района, направив протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды, указал, что собственнику муниципального имущества - администрации Садовского сельсовета необходимо понести капитальные затраты на приобретение и установку системы по очистке воды либо бурение новой скважины, поскольку поступающая вода в разводящую сеть изначально не соответствует гигиеническим требованиям. По результатам проверок Управлением Роспотребнадзора выносятся предписания, общество подвергается административным штрафам (получено 15.06.2017).
Администрация в ответе от 23.06.2017 указала, что проведено обследование скважины N 1489 по пер. Почтовый 8А для определения качества воды. Изготовлена проектная документация "Строительство разведочно-эксплуатационной скважины на воду для водоснабжения с. Садовое". 14.04.2017 направлено письмо главе района о ходатайстве перед правительством Амурской области о выделении денежных средств. 31.05.2017 направлено письмо в Министерство ЖКХ министру о выделении денежных средств (получено 15.06.2017).
На основании заявления ООО "Садовский теплосервис-1" от 28.04.2018 проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза скважины N АМ-141 по ул. Ленина, 1Б в с. Садовое Тамбовского района.
Как следует из экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" от 13.06.2018 N 1514, при анализе представленных протоколов лабораторных исследований проб питьевой воды за 2016-2017 годы обнаружено превышение нормативов показателей качества питьевой воды представленных в таблице 2 п. 3.4.1, и таблице 4 п. 3.5, по следующим показателям: железо, марганец, цветность и мутность. ООО "Садовский теплосервис-1" разработан и согласован 30.06.2017 Управлением Роспотребнадзора по Амурской области план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2017-2023 годы, согласно которому до 2023 года ООО "Садовский теплосервис-1" предусмотрен перечень мероприятий в том числе профилактические мероприятия систем водоснабжения с. Садовое, бурение и ввод в эксплуатацию новой скважины, установки станции по очистке воды от железа и марганца. В качестве заключения указано, что использование скважины N АМ-141 в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СП 2.1.5.1059-01 "Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требование к охране подземных вод от загрязнения", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Кроме того согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 25.01.2019 N 28.22.03.000.Т.000018.01.19 на основании экспертного заключения от 19.12.2018 N 3556, требования, установленные в проектной документации ООО "Садовский теплосервис-1" ЗСО водозаборной скважины N 1489 с Садовое Тамбовского района не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
ООО "Садовский теплосервис-1" со ссылкой на экспертное заключение от 13.06.2018 N 1514 направило в Управление Роспотребнадзора по Амурской области заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам скважины N АМ-141 по ул. Ленина, 1Б в с. Садовое Тамбовского района (принято 08.02.2019).
Управление Роспотребнадзора по Амурской области, рассмотрев указанное заявление и экспертное заключение от 13.06.2018 N 1514 на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения "водозаборная скважина N АМ-141 по ул. Ленина, 1Б в с. Садовое, Тамбовского района Амурской области" сообщило, что состав административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги включает, в том числе, экспертизу результатов проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок. При рассмотрении экспертного заключения установлено, что по результатам производственного контроля за 2016-2017 обнаружено превышение нормативов показателей качества питьевой воды по железу, марганцу, цветности и мутности, что не соответствует таб. 2 п. 3.4.1 и таб. 4 п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", при этом, экспертное заключение содержит необоснованные выводы о соответствии объекта экспертизы. В связи с чем, в выдаче санитарно эпидемиологического заключения в связи с обнаружением недостоверных сведений в материалах экспертиз, отказано (получено 14.03.2019).
ООО "Садовский теплосервис-1" письмом от 09.04.2019 со ссылкой на ранее представленные протоколы лабораторных исследований направило в адрес ответчика соглашение N 1 о расторжении концессионного соглашения от 06.12.2016, поскольку за 2018 год обслуживания объектов соглашения принесло убытки в размере 689 900 руб., а качество поднимаемой воды не соответствует нормам СанПин.
Администрация в письме от 22.07.2019 отказала в подписании соглашения о расторжении с 01.07.2019 концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, указав, что истцом не выполнены условия концессионного соглашения по ремонту скважины N 1489 В с. Садовое, качество воды не улучшилось, что не соответствует плановым значениям показателей, указанных в приложении N 6 к концессионному соглашению. В силу п. 41 соглашения концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера. Поскольку не представлено доказательств причин не освоения в запланированном объеме финансовых инвестиций, а так же сведений на какие цели были направлены денежные средства, полученные за счет тарифных источников, постольку основания для досрочного расторжения концессионного соглашения по соглашению сторон отсутствуют.
Факт функционирования объекта концессионного соглашения на момент обращения истца в суд сторонами не оспаривается.
Отказ Администрации в расторжении соглашения от 06.12.2016 явился основанием для обращения ООО "Садовский теплосервис-1" в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отношения сторон возникли из концессионного соглашения, применил положения Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (в редакции от 30.12.2015 на дату заключения соглашения) законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
На основании части 4.1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.
В соответствии с частью 12 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.
Согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ установлено, что концедентом в концессионном соглашении является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях.
В силу пункта 1 статьи 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе, условиям концессионного соглашения от 06.12.2016, суд первой инстанции установил, что из преамбулы спорного концессионного соглашения следует, что оно заключено от имени муниципального образования в лице истца, является смешанным договором и содержит в себе элементы договора аренды и договора возмездного оказания услуг.
На основании пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 612 ГК РФ установлено, что арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора. Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества. Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков.
Пунктом 2 статьи 612 ГК РФ установлено, что арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
На основании пункта 1 статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору: произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Исходя из анализа представленной в материалы дела переписки сторон, в том числе письма ООО "Садовский теплосервис-1" от 09.04.2019, суд первой инстанции установил, что истец обратился к Администрации с предложением о расторжении концессионного соглашения от 06.12.2016, поскольку за 2018 год обслуживания объектов соглашения принесло убытки в размере 689 900 руб., а качество поднимаемой воды не соответствует нормам СанПин.
В силу статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
Основанием для изменения или расторжения договора в силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ является существенное изменение обстоятельств. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Договор, может быть, расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны в порядке пункта 2 статьи 451 ГК РФ при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Пунктом 2 статьи 452 ГК РФ предусмотрено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Исходя из положений пункта 2 статьи 453 ГК РФ правовым следствием расторжения договора является прекращение обязательств сторон по такому договору, такие же правовые последствия должны наступать и в случае одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору.
На основании статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя существенные условия, в том числе обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения.
В соответствии с частью 1, 1.1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной концессионного соглашения своего обязательства по концессионному соглашению другая сторона концессионного соглашения направляет ей предупреждение в письменной форме о необходимости исполнения такого обязательства в разумный срок. Требование об изменении или о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд другой стороной концессионного соглашения только в случае, если в указанный срок такое обязательство не было исполнено надлежащим образом.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:
1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера;
2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
3) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также положениями иных нормативных правовых актов;
5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.
В силу части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются: невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения; передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента; невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.
Концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 статьи 15 существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Садовский теплосервис-1" на основании концессионного соглашения от 06.12.2016 обязалось за свой счет реконструировать имущество (осуществить мероприятия по замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным и /или модернизации), состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность по добыче и распределению воды с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользовании объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 3 соглашения от 06.12.2016 определено, что объект концессионного соглашения подлежащий реконструкции принадлежит концеденту на праве собственности.
Объект соглашения согласно приложению N 1 к соглашению от 06.12.2016 включает в себя: сооружение (скважина) 1997 года постройки в с. Садовое, ул. Ленина, 1Б, водонапорную башню со скважиной N 1489, 1965 года постройки в с. Садовое, пер. Почтовый, 8А; водонапорную башню со скважиной N 3181, 1982 года постройки в с. Лозовое, ул. Юбилейная, 1Б.
Водонапорная башня со скважиной N 1489, требует ремонта, о чем отражено в приложении N 1, кроме того, в приложении N 2 указано, что к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по ремонту скважины N 1489.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что концессионное соглашение от 06.12.2016 заключено сторонами в отношении объектов водоснабжения и применил следующие положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ), Водного кодекса Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В порядке частей 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с частями 2 - 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
На основании статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению в Управлении Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения лежит на органе местного самоуправления, так как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1).
Пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в том числе, приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 право пользования недрами прекращается, в том числе по истечении установленного в лицензии срока ее действия; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ предусмотрено, что концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 данной статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.
Как следует из условий соглашения от 06.12.2016, стороны предусмотрели в пунктах 98, 98.1, что данное соглашение прекращается: а) по истечении срока действия; б) по соглашению сторон; в) на основании судебного решения о его досрочном расторжении. Настоящее соглашение может быть расторгнуто досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий настоящего соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.
В порядке части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 этой статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.
Исходя из анализа имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе переписки сторон, санитарно-эпидемиологического заключения от 25.01.2019 N 28.22.03.000.Т.000018.01.19, санитарно-эпидемиологической экспертизы скважины от 28.04.2018 N АМ-141, заключения эксперта от 13.06.2018 N 1514, суд первой инстанции установил, что требования, установленные в проектной документации ООО "Садовский теплосервис-1" ЗСО водозаборной скважины N 1489 с. Садовое Тамбовского района не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", о чем истец неоднократно уведомлял ответчика.
Кроме того судом первой инстанции приняты во внимание обстоятельства отказа Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам скважины N АМ-141 по ул. Ленина, 1Б в с. Садовое Тамбовского района.
Установив, что нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации при осуществлении истцом безлицензионной деятельности по добыче воды, несоответствующей санитарным нормам и поставке ее потребителям, повлечет привлечение к ответственности на основании статьи 49 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1, суд первой инстанции на основании пункта 2 статьи 450 ГК РФ и статей 8, 10, 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца и расторжения концессионного соглашения от 06.12.2016, ввиду существенных нарушений ответчиком условий концессионного соглашения.
Исходя из обстоятельств дела, не могут явиться основанием для отмены принятого по данному делу судебного акта доводы ответчика, противоречащие материалам дела и установленным судом первой инстанции обстоятельствам существенного нарушения Администрацией условий концессионного соглашения, выразившегося в непринятии мер, как собственником муниципального имущества, к урегулированию вопроса с вышестоящими органами исполнительной власти об установлении новой скважины и выделения средств на проведения указанных работ, в содействии истцу в выполнении возложенной концессионным соглашением обязанности - реконструкции имущества, а именно осуществлении мероприятий по замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным для повышения качества поставляемой населению воды объектом концессионного соглашения.
Само по себе несогласие ответчика с оценкой, данной судом приобщенным в дело доказательствам, основанием для отмены решения не является.
Нарушение норм материального либо норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ответчик освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 12.09.2019 по делу N А04-3327/2019 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3327/2019
Истец: ООО "Садовский теплосервис 1", ООО "Садовский теплосервис-1"
Ответчик: Администрация Садовского сельсовета Тамбовского района, Администрация Садовского сельсовета Тамбовского района Амурской области
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Амурской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области