г. Пермь |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А50-36125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Васевой Е. Е.,
судей Васильевой Е. В., Голубцова В. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тиуновой Н. П.,
при участии:
от уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Пермскому краю: Северюхин А. А., предъявлен паспорт, доверенность от 11.11.2019,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу уполномоченного органа Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Пермскому краю
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 30 сентября 2019 года
об отказе в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Пермскому краю о включении требования в реестр требований кредиторов должника,
вынесенное судьей Герасименко Т. С.,
в рамках дела N А50-36125/2018,
о признании несостоятельным (банкротом) производственного кооператива "Балезинский завод строительных материалов" (ОГРН 1051801263690, ИНН 1802004587),
установил:
в Арбитражный суд Пермского края 23.11.2018 поступило заявление уполномоченного органа в лице Межрайонной ИФНС России N 18 по Пермскому краю о признании производственного кооператива "Балезинский завод строительных материалов" (далее - должник, ПК "БЗСМ") банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника, которое определением от 27.11.2018 принято судом к производству.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2019 заявление уполномоченного органа признано обоснованным, в отношении ПК "БЗСМ" введено наблюдение, временным управляющим утвержден Шибаев Евгений Александрович.
Объявление о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 33 от 22.02.2019.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2019 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении ПК "БЗСМ" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Шибаев Е. А.
Объявление о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "КоммерсантЪ" от 08.06.2019.
01.08.2019 (согласно почтовой отметке на конверте) Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Пермскому краю обратилась в Арбитражный суд Пермского края с требованием об установлении задолженности по обязательным платежам и включении во вторую очередь реестра требований кредиторов ПК "БЗСМ" требования уполномоченного органа по обязательным платежам в размере 1 239 261,18 руб. основного долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ; включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требования уполномоченного органа по обязательным платежам в размере 1 051 895,53 руб., в том числе 77 102,00 руб. основного долга, 838 312,63 руб. пени, 136 480,90 руб. штрафов.
Протокольным определением от 30.09.2019 судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято уточнение требований, согласно которому уполномоченный орган просит включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника сумму задолженности по обязательным платежам в общем размере 126 885,66 руб., из них налог - 0 руб., пени - 2 885,66 руб., штрафы - 124 000 руб. (т. 3 л.д. 265-266).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 30.09.2019 по делу N А50-36125/2018, вынесенным судьей Герасименко Т. С., в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Пермскому краю о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ПК "БЗСМ" задолженности по обязательным платежам в общей сумме 126 885,66 руб., из них налог - 0 руб., пени - 2 885,66 руб., штрафы - 124 000 руб. отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган в лице Межрайонной ИФНС России N 18 по Пермскому краю обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда по делу отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что в период с 2018 по 2019 г.г. ПК "БЗСМ" был привлечен управлением к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на сумму 122 000 руб. Полагает, что у суда не было оснований для отказа в удовлетворении заявления о включении задолженности на указанную сумму в реестр требований кредиторов должника в связи с пропущенным сроком составления актов о выявлении указанных правонарушений. Полагает, что вывод суда о применении к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций в отсутствие иного правового регулирования сроков, установленных налоговым законодательством, в частности об истечении срока составления акта в соответствии со ст. 101.4 Налогового кодекса РФ (в течение 10 дней со дня выявления нарушения) является ошибочным. Отмечает, что в силу положений ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок давности привлечения страхователя к ответственности составляет 3 года. Решения о привлечении ПК "БЗСМ" к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования вынесены руководителем территориального органа Пенсионного фонда РФ 29.05.2019 - в пределах установленного трехлетнего срока.
Представитель уполномоченного органа в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал; просил проверить законность принятого определения в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа ходатайствует о приобщении к материалам дела письма УПФР в г. Чайковском Пермского края исх. N 7781/07-18 от 17.10.2019.
Судом заявленное ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на жалобу не представили, явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Федеральная налоговая служба в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящими с учетом уточнения требованиями послужило наличие у ПК "БЗСМ" задолженности по пени в размере 2 885,66 руб. по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за отчетный период - 2015 г.; по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах (отчетный период 2016 г.) в размере 2 000 руб., а также финансовые санкции в общем размере 122 000 руб. (ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ), примененные к заявителю в связи с нарушениями законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выявленными в отчетном периоде - за 2017 г.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования уполномоченного органа, суд руководствовался недоказанностью принятия своевременных мер по взысканию пени по налогу по упрощенной системе налогообложения за 2015 год, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах в суммах 200 руб. и 400 руб.; несоблюдением уполномоченным органом срока на обращение за взысканием задолженности в отношении суммы штрафа в размере 1 400 руб. Относительно финансовых санкций, начисленных в результате привлечения страхователя к ответственности по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в части суммы в размере 1 000 руб. (по решению от 29.05.2018), суд пришел к выводу об истечении шестимесячного срока, исчисляемого после истечения срока исполнения требования об уплате, для обращения за взысканием данной финансовой санкции; в части санкции в совокупном размере 121 000 руб. суд также признал пропущенным срок для обращения в суд с заявлением о ее взыскании, руководствуясь тем, что акты о выявлении нарушения составлены по истечении почти одного года после окончания срока камеральной проверки представленной заявителем формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) состав и размер денежных обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, а также в период конкурсного производства определяются на дату введения соответствующей процедуры банкротства.
Пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве предусмотрено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 настоящего Федерального закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии со статьями 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 ст. 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Целью такой проверки является установление обоснованности долга, возникшего из договора, и недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
При этом проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны, требование кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006), разъяснено, что при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В силу пункта 22 постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок). В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В пункте 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, указано, что утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы уполномоченного органа, по существу, сводятся к незаконности вынесенного судебного акта в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника финансовых санкций, начисленных в результате привлечения страхователя к ответственности по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в общем размере 122 000 руб.
Предъявляемое уполномоченным органом требование в общем размере 122 000 руб., составляющем финансовые санкции, начисленные по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, основываются на следующих фактических и правовых основаниях.
Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, определены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно п. 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные в данном пункте.
В силу п. 2.2. ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности либо представление неполных и (или) недостоверных сведений предусмотрена ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде применения к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена финансовая санкция в размере 1 000 руб.
28.02.2018 ПК "БЗСМ" на основании п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ посредством почтовой связи представило в УПФР в г. Чайковском Пермского края сведения по форме СЗВ-Стаж за отчетный период 2017 г. на 30 застрахованных лиц (т. 3 л.д. 241-248).
Установив по результатам проверки представленных сведений несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов (акт проверки от 12.04.2018 N 203S12180000060 - т. 3 л.д. 239-240), решением от 29.05.2018 N 203S13180000067 УПФР в г. Чайковском Пермского края привлекло должника к ответственности по ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 1 000 руб. (т. 3 л.д. 249-250).
28.06.2018 в адрес ПК "БЗСМ" выставлено требование об уплате финансовой санкции в размере 1 000 руб. в срок до 18.07.2018 (т. 3 л.д. 252).
По результатам контрольных мероприятий представленной ежегодной отчетности за 2017 г. управлением пенсионного фонда также было обнаружено расхождение в представленной отчетности в территориальный орган Пенсионного фонда РФ и налоговый орган по месту регистрации ПК "БЗСМ", а именно, выявлены застрахованные лица, по которым представлены сведения по ежегодной отчетности по п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, но отсутствуют сведения по ежемесячной отчетности по п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ за январь 2017 г. - декабрь 2017 г.
Выявленные нарушения нашли отражение в актах проверки от 15.04.2019 N 203S18190015952 (т. 1 л.д. 74-75), N 203S18190015954 (т. 1 л.д. 93-94), N 203S18190015962 (т. 1 л.д. 109-110), N 203S18190015964 (т. 1 л.д. 126-127), N 203S18190015969 (т. 2 л.д. 1-2), N 203S18190015971 (т. 2 л.д. 18-19), от 16.04.2019 N 203S18190016110 (т. 2 л.д. 34-35), N 203S18190016112 (т. 2 л.д. 50-51), N 203S1819001613 (т. 2 л.д. 66-67), N 203S18190016114 (т. 2 л.д. 82-83), N 203S18190016117 (т. 2 л.д. 98-99), N 203S18190016118 (т. 2 л.д. 114-115).
По результатам выявленных нарушений, пенсионным фондом вынесены решения от 29.05.2019, в соответствии с которым ПК "БЗСМ" привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции, составившей в общем размере 121 000 руб.: N 203S19190017264 в виде финансовой санкции в размере 10 500 руб. (т. 1 л.д. 81-82), N 203S19190017265 в виде финансовой санкции в размере 10 000 руб. (т. 1 л.д. 97-98), N 203S19190017266 в виде финансовой санкции в размере 10 500 руб. (т. 1 л.д. 113-114), N 203S19190017267 в виде финансовой санкции в размере 10 500 руб. (т. 1 л.д. 130-131), N 203S19190017268 в виде финансовой санкции в размере 11 500 руб. (т. 2 л.д. 5-6), N 203S19190017269 в виде финансовой санкции в размере 10 500 руб. (т. 2 л.д. 22-23), N 203S19190017270 в виде финансовой санкции в размере 10 000 руб. (т. 2 л.д. 38-39), N 203S19190017272 в виде финансовой санкции в размере 10 500 руб. (т. 2 л.д. 54-55), N 203S19190017273 в виде финансовой санкции в размере 9 500 руб. (т. 2 л.д. 70-71), N 203S19190017279 в виде финансовой санкции в размере 9 500 руб. (т. 2 л.д. 86-87), N 203S19190017286 в виде финансовой санкции в размере 9 500 руб. (т. 2 л.д. 102-103), N 203S19190017293 в виде финансовой санкции в размере 8 500 руб. (т. 2 л.д. 118-119).
В адрес должника и его конкурсного управляющего Шибаева Е. А. направлены требования от 25.06.2019 об уплате в срок до 15.07.2019 указанных финансовых санкций: N 203S01190019736 (т. 1 л.д. 87-88), N 203S01190019737 (т. 1 л.д. 103-104), N 203S01190019738 (т. 1 л.д. 120-121), N 203S01190019739 (т. 1 л.д. 136-137), N 203S01190019740 (т. 2 л.д. 12-13), N 203S01190019741 (т. 2 л.д. 28-29), N 203S01190019742 (т. 2 л.д. 44-45), N 203S01190019743 (т. 2 л.д. 60-61), N 203S01190019744 (т. 2 л.д. 76-77), N 203S01190019745 (т. 2 л.д. 92-93), N 203S01190019746 (т. 2 л.д. 108-109), N 203S01190019747 (т. 2 л.д. 124-125).
Не усматривая оснований для признания требований уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника финансовых санкций в общем размере 122 000 руб., подтверждаемых указанными материалами проверки, обоснованными, суд первой инстанции верно руководствовался истечением установленных сроков для взыскания указанных санкций в судебном порядке.
При этом, суд правильно исходил из следующего.
Частью 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как указывалось выше, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей является Федеральная налоговая служба.
Порядок и сроки обращения в суд Федеральным законом N 27-ФЗ не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Федеральный закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Указанная позиция подтверждена Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Срок составления указанного акта Федеральным законом N 27-ФЗ не установлен. Однако отсутствие подобного рода регламентации относительно сроков проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у фонда неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом РФ, должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом.
В соответствии с частью 7 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ акт в течение пяти дней с даты его подписания, должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта, считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В силу части 8 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 12).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налогов, пени, штрафов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Нарушение, за которое страхователь привлечен УПФР в г. Чайковском Пермского края к ответственности решением от 29.05.2018 N 203S13180000067 по ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ (несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов) в виде финансовой санкции в размере 1 000 руб. (т. 3 л.д. 249-250), при установленном сроке представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год - 01.03.2018, фонд должен был обнаружить 02.03.2018 (после истечения установленного законом срока представления сведений). Именно с указанного момента подлежат исчислению сроки на принятие вышеуказанных мер по взысканию финансовой санкции.
Толкование вышеприведенных положений применительно к обстоятельствам, связанным с установлением требования в части финансовой санкции в размере 1 000 руб., позволяет прийти к выводу о том, что акт о выявлении правонарушения N 203S12180000060 от 12.04.2018 (т. 3 л.д. 239-240) составлен с нарушением срока, что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкции.
Требование об уплате финансовой санкции в размере 1 000 руб. было выставлено должнику 28.06.2018, срок его добровольного исполнения установлен до 18.07.2018 (т. 3 л.д. 252).
Даже если исходить из шестимесячного срока, в течение которого может быть подано заявление в суд о взыскании налогов, пени, штрафов, исчисляемого в силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ после истечения срока исполнения указанного требования об уплате налога (18.07.2018), которое с учетом вышеизложенного уже было выставлено с нарушением процессуальных сроков, обращение уполномоченного органа в арбитражный суд с рассматриваемым требованием 01.08.2019 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовой санкции в размере 1 000 руб. (шестимесячный срок истек 18.01.2019), на что верно указал суд первой инстанции.
Учитывая совокупность вышеуказанных сроков, устанавливающих процедуру выявления правонарушения и составления акта проверки, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в общем размере 121 000 руб., поскольку с учетом срока проведения камеральной проверки, регламентированного ч. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ, акты о выявлении нарушений, связанных с непредставлением страхователем в январе - декабре 2017 г. в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ (установлены из отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 г., поступившей в управление пенсионного фонда 28.02.2018) составлены по истечении почти одного года после окончания срока камеральной проверки (15.04.2019 и 16.04.2019), что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкции.
Поскольку пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, свидетельствует об утрате возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам, что в силу руководящих разъяснений вышестоящего суда, приведенных выше, исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, влечет признание данных требований необоснованными, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
При этом, общий срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, на котором акцентирует внимание заявитель жалобы, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании соответствующих финансовых санкций.
Правовое обоснование, положенное судом в основу принятого решения, вопреки доводам жалобы, соответствует нормам действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения; неверного применения норм материального права судом не допущено.
Позиция пенсионного фонда, изложенная в письме исх. N 7781/07-18 от 17.10.2019, об ошибочности выводов суда о применении к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций сроков, установленных налоговым законодательством, в частности, об исчислении срока составления акта проверки, отражает мнение фонда, которое не является обязательным для суда, рассматривающего спор.
С выводами суда в части отсутствия оснований для включения задолженности по пени в размере 2 885,66 руб. по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за отчетный период - 2015 г., а также по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах (отчетный период 2016 г.) в размере 2 000 руб., апелляционный суд согласен.
Приняв во внимание отсутствие доказательств своевременности мер по взысканию пени по налогу по упрощенной системе налогообложения за 2015 г., а также факт списания основного долга, на который были начислены соответствующие пени в размере 2 885,66 руб., суд обоснованно отказал в удовлетворении требования в данной части.
Установленные судом из совокупности представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон обстоятельства, связанные с взысканием штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, имеющих отношение к отчетному периоду - 2016 г., в суммах 200 руб. и 400 руб., окончание исполнительных производств, связанных с их взысканием, в 2018 г. и отсутствие принятия своевременных мер на повторное предъявление постановлений о взыскании долга за счет имущества должника, также свидетельствуют о том, что достаточных и своевременных мер, направленных на взыскание данных сумм штрафов, налоговым органом принято не было, в связи с чем, соответствующие требования не могут быть признаны обоснованными.
В отношении суммы штрафа в размере 1 400 руб. (по решению от 20.11.2018 - т. 1 л.д. 11-12) в связи с составлением акта проверки (21.08.2018 - т. 1 л.д. 32-33) спустя более чем через год после окончания максимального срока проверки (сведения по форме 2-НДФЛ за 2016 г. должны были быть представлены ПК "БЗСМ" не позднее 03.04.2017; непредставление данных сведений выявлено лишь 08.08.2018) имеет место нарушение процессуальных сроков проверки, влекущих пропуск срока на взыскание указанной штрафной санкции.
Каких-либо доводов, способных опровергнуть сделанные судом выводы в указанной части, в жалобе не содержится, представитель уполномоченного органа, настаивавший в судебном заседании апелляционного суда на проверке законности судебного акта в полном объеме, не привел.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения определения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы уполномоченного органа следует отказать.
При подаче апелляционной жалобы на определения, не перечисленные в подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 30 сентября 2019 года по делу N А50-36125/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-36125/2018
Должник: "БАЛЕЗИНСКИЙ ЗАВОД СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Третье лицо: Кропачева Ольга Николаевна, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 18 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих", Шибаев Евгений Александрович
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1631/2021
14.01.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15027/20
10.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17477/19
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-36125/18
14.02.2019 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-36125/18