город Воронеж |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А14-12665/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Бумагина А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж": Тюленев И.В. - представитель по доверенности N 230 от 11.12.2018, паспорт гражданина РФ;
от УФАС по Воронежской области: Мелкумян Г.М. - представитель по доверенности N 04-16/1185 от 18.03.2019, выдана сроком до 18.03.2020, удостоверение;
от Общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Воронежский станкоинструментальный завод": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2019 и дополнительное решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2019 по делу N А14-12665/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499 ИНН 7726671234) к Управлению Федеральной антимонопольной службы Воронежской области (ОГРН 1033600046908 ИНН 3664022568) о признании незаконным предписания УФАС по Воронежской области от 19.08.2016 N04-16/3159,N04-16/3158 по делу N273-10К, с участием третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Воронежский станкоинструментальный завод",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - заявитель, ООО "РВК-Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, Воронежское УФАС России) о признании незаконными и отмене предписаний от 19.08.2016 по делу N 273-10К о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением N 04-16/3159, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства N 04-16/3160.
Определением суда от 02.09.2016 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ПО "ВСЗ".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2019 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" о признании незаконным предписания УФАС по Воронежской области от 19.08.2016 N 04-16/3159 по делу N 273-10К (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.09.2019) отказано.
Вместе с тем, результат рассмотрения судом требования ООО "РВК-Воронеж" о признании недействительным предписания Воронежского УФАС России N 04-16/3160 от 19.08.2016 по антимонопольному делу N273-10К в резолютивной части решения не отражен.
ООО "РВК-Воронеж" 24.09.2019 обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о принятии дополнительного решения в отношении требования о признании недействительным предписания Воронежского УФАС России N 04-16/3160 от 19.08.2016 по антимонопольному делу N 273-10К.
Дополнительным решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2019 по делу N А14-12665/2016 ООО "РВК-Воронеж" в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания УФАС по Воронежской области от 19.08.2016 N04-16/3160 по делу N273-10К отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2019 и дополнительным решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2019 по делу N А14-12665/2016, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, ООО "РВК-Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение и дополнительное решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО "РВК-Воронеж" ссылается на то, что антимонопольный орган при выдаче обжалуемых предписаний вышел за пределы полномочий, установленных Законом о защите конкуренции, вмешиваясь в сферу частных отношений хозяйствующих субъектов и разрешая гражданско-правовой спор. Кроме того, Управление неправомерно пришло к выводу о наличии оснований для выдачи предписаний заявителю. Судом первой инстанции не учтено, что ООО "РВК-Воронеж" в адрес ООО "ПО "ВСЗ" направляло письмо от 09.08.2016 N 11129/16, на основании которого произведена корректировка начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы в отношении "ПО "ВСЗ", в связи с ошибочным начислением. В связи с вынесением антимонопольным органом оспариваемых предписаний нивелируется возможность защиты ООО "РВК-Воронеж" в рамках дела об административном правонарушении.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему антимонопольный орган обосновывает законность вынесенных предписаний N 04-16/3158, N 04-16/3159, N 04-16/3160 от 19.08.2016. Указывает на наличие полномочий, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме. Принимая предписания антимонопольный орган, не разрешал вопрос о возмещении каких-либо убытков, не оценивал вопросы относящиеся к гражданско-правовым отношениям.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "ПО "ВСЗ" не явился.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения третьего лица, участвующего в деле, о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей УФАС по Воронежской области и ООО "РВК-Воронеж", судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "РВК-Воронеж", осуществляя деятельность по водоснабжению и водоотведению, с использованием централизованных систем, является субъектом естественной монополии и хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в пределах своей зоны обслуживания.
26.05.2009 между ООО "РВК-Воронеж" и ООО "ПО "ВСЗ" (Абонент) заключен договор N 17 на отпуск питьевой воды, прием, транспортировку сточных вод и загрязняющих веществ в составе сточных вод.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 17 от 26.05.2009 отбор контрольной пробы производится ООО "РВК-Воронеж" не реже 1-го раза в год.
В августе 2014 года и августе 2015 года ООО "РВК-Воронеж" был произведен отбор сточных вод, отводимых в системы канализации Абонентом, что отражено в протоколе N 157/1 от 25.08.2014 и протоколе N 187/1 от 24.08.2015.
По результатам исследования проб выявлены несоответствия допустимым концентрациям.
На основании указанных результатов испытаний ООО "РВК-Воронеж" произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за следующие периоды:
- с 01.08.2014 по 31.07.2015 - на основании протокола от 25.08.2014 N 157/1- сумма 383 796,93 рублей (оплачена заявителем полностью),
- с 01.08.2015 по 31.03.2016 - на основании протокола от 24.08.2015 N 187/1- сумма 816 416,03 рублей (оплачена заявителем полностью).
Из материалов дела следует, что ООО "РВК-Воронеж" начисляло плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения:
- на основании протокола испытаний от 25.08.2014 N 157/1 - за период 12 календарных месяцев (август 2014 г. - июль 2015 г.),
- на основании протокола испытаний от 24.08.2015 N 187/1 - за период 9 календарных месяцев (август 2015 г.- апрель 2016 г.), что противоречит установленному пунктом 123 Правил N 644 предельному периоду начисления организацией, осуществляющей водоотведение, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Вместе с тем, в соответствии с порядком ценообразования, установленным пунктом 123 Правил N 644, ООО "РВК-Воронеж" начислило плату за период с 01.08.2014 по 31.10.2014 в размере 92 001,92 руб.
С нарушением порядка ценообразования, установленного пунктом 123 Правил N 644, ООО "РВК-Воронеж" начислило плату:
- за период с 01.11.2014 по 31.07.2015 - 291 795,01 рублей;
- за период с 01.11.2015 по 31.03.2016 - 534 986,10 рублей.
Кроме того, ООО "РВК" произвело начисление платы за апрель 2016 года (сумма - 85 043,93 рубля), угрожая в случае неоплаты прекращением (ограничением) водоснабжения и (или) водоотведения (Претензия об оплате задолженности от 08.04.2016 N 4652/16-09 имеется в материалах дела).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ПО "ВСЗ" 27.05.2016 в УФАС по Воронежской области с жалобой на действия Общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж", связанные с незаконным, по мнению заявителя, начислением и взиманием платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также с угрозой о прекращении водоснабжения и (или) водоотведения здания ООО "ПО "ВСЗ", находящегося по адресу г. Воронеж, пр. Труда, 48, в случае неоплаты.
ООО "ПО "ВСЗ" указало, что действия ООО "РВК-Воронеж" по начислению и взиманию платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие 3 календарных месяца с момента отбора контрольных проб на соответствие допустимым концентрациям, являются незаконными и ущемляют его интересы, поскольку противоречат пункту 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
На основании поступившей жалобы УФАС по Воронежской области 16.06.2016 возбудило в отношении ООО "РВК-Воронеж" дело N 273-10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам п. 10 ч. 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, что привело к ущемлению его интересов.
По результатам рассмотрения указанного дела антимонопольный орган принял 19.08.2016 решение по делу N 273-10К, в соответствии с которым признал действия ООО "РВК-Воронеж" по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, что привело к ущемлению его интересов, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольный орган выдал ООО "РВК-Воронеж" три предписания N 04-16/3158, N 04-16/3159, N 04-16/3160 от 19.08.2016.
Согласно предписанию N 04-16/3159 от 19.08.2016 ООО "РВК-Воронеж" УФАС по Воронежской области предписано прекратить злоупотребление своим доминирующим положением в виде действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб,
В этих целях ООО "РВК-Воронеж" надлежит прекратить необоснованное начисление и взимание с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб (с учетом определения об исправлении опечатки от 22.09.2016 N 04-16/3763).
В соответствии с выданным предписанием N 04-16/3160 от 19.08.2016 по делу N 273-10К ООО "РВК-Воронеж" предписано устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "РВК-Воронеж" платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, что привело к ущемлению его интересов.
В этих целях ООО "РВК-Воронеж" предписано в десятидневный срок со дня фактического получения предписания прекратить указанные действия путем возврата ООО "ПО "ВСЗ" необоснованно начисленных сумм в размере 826781,11 руб.
Не согласившись с выданными предписаниями N 04-16/3159 и N 04-16/3160 от 19.08.2016 по делу N 273-10К, ООО "РВК-Воронеж" также обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании их недействительными.
Суд области в решении от 05.07.2019 и дополнительном решении от 01.10.2019 по делу N А14-12665/2016, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности предписаний N04-16/3159 и N 04-16/3160 от 19.08.2016 по делу N 273-10К.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие), влекущие нарушение предусмотренного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" рынок услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В рамках настоящего дела и дела А14-2587/2017 судами установлено, что соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 N 883 (действовавшем на момент вынесения предписаний) ООО "РВК-Воронеж" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Воронеж в зоне обслуживания, ограниченной сетями и сооружениями, используемыми ООО "РВК-Воронеж" для осуществления водоснабжения, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению всего городского округа город Воронеж в пределах своих сетей (зоны обслуживания), которые расположены на территории всего муниципального образования.
Исходя из вышеуказанного постановления администрации городского округа город Воронеж от 24.09.2013 N 883 и Обзора состояния конкурентной среды на территории городского округа город Воронеж установлено, что ООО "РВК-Воронеж" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению в пределах зоны обслуживания на территории города Воронеж.
Следовательно, географические границы рынка услуг по водоснабжению и водоотведению правомерно определены антимонопольным органом в рамках дела N 273-10К в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "РВК-Воронеж" начисляло ООО "ПО "ВСЗ" плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании протокола испытаний от 25.08.2014 N 157/1 за период с августа 2014 г. - июль 2015 г., а также протокола испытаний от 24.08.2015 N 187/1 за период с августа 2015 г.- апрель 2016 г., и, как следствие, выставляло счета, сформированные с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644.
При расчете платы был превышен предельный период, установленный для расчета объема отведенных сточных вод, тем самым показатель Q, применяемый не более 3 календарных месяцев от обнаружения превышения требований, необоснованно применялся с ноября 2014 г. по июль 2015 г..
В этой связи судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что действия ООО "РВК-Воронеж" по начислению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период, превышающий трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, нарушают порядок ценообразования платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, прямо предусмотренный нормативным правовым актом - Правилами N 644.
Суд пришел к выводу, что антимонопольным органом в оспариваемом решении N 273-10К правомерно указано о том, что действия ООО "РВК-Воронеж" по начислению и взиманию платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, являются необоснованными и нарушают установленный нормативным правовым актом (Правилами) порядок ценообразования платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. В данном случае действия ООО "РВК-Воронеж" нарушают предусмотренный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, а именно: ст. 16 Федерального закона от 10.01.2012 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 25,36,114,118,119,123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N644.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что указанные действия ООО "РВК-Воронеж" имеют своим результатом ущемление интересов ООО "ПО "ВСЗ", поскольку незаконно возлагают на него обязанность по оплате негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения с нарушением установленного Правилами порядка ценообразования под угрозой прекращения оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.12.2018 по делу N А14-2587/2017, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20.06.2019, ООО "РВК-Воронеж" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ФАС России от 21.10.2016 N СП/74076/16, решения УФАС по Воронежской области от 19.08.2016 N 04-16/3157 и предписания УФАС по Воронежской области от 19.08.2016 N 04-16/3158 по делу N 273-10К.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, действия ООО "РВК-Воронеж" по необоснованному начислению ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, в деле N А14-2587/2017 признаны судами ущемляющими интересы Общества, поскольку на последнее незаконно возложена обязанность по внесению соответствующей платы с нарушением предусмотренного Правилами N 644 порядка ценообразования. Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
Как следует из подпункта "б" пункта 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 273-10К о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Воронежской области ООО "РВК-Воронеж" было выдано три предписания:
- N 04-16/3158 от 19.08.2016 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (обжаловалось в рамках дела А14-2587/2017).
- N 04-16/3159 от 19.08.2016 о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением виде действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб путем возврата необоснованно начисленной суммы в размере 826 781,11 руб.;
- N 04-16/3160 от 19.08.2016 об устранении последствий о нарушении антимонопольного законодательства, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, что привело к ущемлению его интересов, путем возврата необоснованно начисленной суммы в размере 826 781,11 руб.
Определением об исправлении опечатки от 22.09.2016 N 04-16/3763 УФАС по Воронежской области была исправлена опечатка в предписании N04-16/3159 от 19.08.2016, а именно: слова "...указанные действия путем возврата ООО "ПО "ВСЗ" необоснованно начисленной суммы в размере 826 781,11 руб." исправлены на "...необоснованное начисление и взимание с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда области о том, что обжалуемые предписания выданы заявителю в связи с нарушением порядка ценообразования, установленного пунктом 123 Правил N 644, ООО "РВК-Воронеж" за период с 01.11.2014 по 31.03.2016.
Поскольку порядок ценообразования платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения нормативно установлен и является обязательным для соблюдения организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе и для ООО "РВК-Воронеж", при этом любое отклонение от установленного тарифа, превышение периодов начисления платы, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, при выдаче оспариваемых предписаний Воронежское УФАС России не превысило свои полномочия и не затронуло гражданско-правовые отношения ООО "РВК-Воронеж" и ООО "ПО "ВСЗ" по договору от 26.05.2009 года N 17 на отпуск питьевой воды, прием, транспортировку сточных вод и загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Ссылка ООО "РВК-Воронеж" на письмо от 09.08.2016 N 11129/16 о корректировке начислений отклоняется, поскольку в нем указано на проведение корректировки начислений за ноябрь 2015 г., декабрь 2015 г., январь 2016 г., февраль 2016 г., март 2016 г., апрель 2016 г., май 2016 г., июнь 2016 г.
При этом периоды, в течение которых плата начислялась с нарушением порядка ценообразования составляли: с 01.11.2014 по 31.07.2015 и с 01.11.2015 по 31.03.2016
Кроме того, 14.12.2016 в Управление от ООО "РВК-Воронеж" была предоставлена информация об исполнении предписания об устранении последствий о нарушении антимонопольного законодательства от 19.08.2016 N 04-16/3160 с приложением соответствующих подтверждающих доказательств, а именно, платежного поручения от 09.12.2016.
Следовательно, денежные средства были возвращены только после вынесения предписаний, а не на основании письмо от 09.08.2016 N 11129/16 о корректировке начислений.
На момент вынесения оспариваемых предписаний сведения о проведении корректировки суммы необоснованно начисленной платы у антимонопольного органа отсутствовали.
Представленный в судебном заседании суда апелляционной инстанции акт сверки взаимных расчетов за период с 31.08.2014 по 10.08.2016 между ООО "РВК-Воронеж" и ООО "ПО "ВСЗ", как доказательство проведенной корректировки в бухгалтерском учете общества, не принимается апелляционным судом ввиду отсутствия подписи и печати со стороны ООО "ПО "ВСЗ", а также отсутствии сведений о дате его составления.
Опечатка, допущенная антимонопольным органом в предписании N 04-16/3159 от 19.08.2016, как и внесение антимонопольным органом исправлений в предписание, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Из части 1 статьи 51.1 Закона о защите конкуренции следует, что комиссия, принявшая решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, а также исправить допущенные в решении и (или) предписании описки, опечатки и арифметические ошибки.
Часть 2 статьи 51.1 Закона о защите конкуренции предусматривает, что по вопросам разъяснения решения и (или) предписания, исправления описки, опечатки и арифметической ошибки комиссия выносит определение.
Частью 3 статьи 51.1 Закона о защите конкуренции установлено, что определение по вопросу разъяснения решения и (или) предписания, исправления описки, опечатки или арифметической ошибки направляется комиссией лицам, участвующим в деле, в течение - трех рабочих дней со дня изготовления определения, но не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления.
Согласно пункту 3.141 Приказа ФАС России N 339 решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии, которым завершилось рассмотрение дела.
Таким образом, Комиссии УФАС в соответствии с указанными нормами предоставлено право вносить изменения в решение, предписание без изменения содержания, объема решения, предписания.
Доводы ООО "РВК-Воронеж" о том, что предписания N 04-16/3159 и N 04-16/3160 от 19.08.2016 по делу N273-10К выданы на совершение одних и тех же действий, отклоняются, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт б); об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства (подпункт е).
Предписанием о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции от 19.08.2016 N 04-16/3159 (с учетом определения об исправлении опечатки от 22.09.2016 N 04-16/3763) ООО "РВК-Воронеж" предписано прекратить злоупотребление своим доминирующим положением в виде действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, в связи с чем ООО "РВК-Воронеж" в десятидневный срок со дня фактического получения настоящего предписания было необходимо прекратить необоснованное начисление и взимание с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб.
Предписанием об устранении последствий о нарушении антимонопольного законодательства от 19.08.2016 N 04-16/3160 ООО "РВК-Воронеж" предписано устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, что привело к ущемлению его интересов, в связи с чем ООО "РВК-Воронеж" в десятидневный срок со дня фактического получения указанного предписания было необходимо возвратить ООО "ПО "ВСЗ" необоснованно начисленную и полученную с ООО "ПО "ВСЗ" плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, в сумме 826 781,11 рублей.
Пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" предусмотрено, что антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Антимонопольный орган, в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, пределы государственного вмешательства в экономическую деятельность ограниченны обеспечением баланса частного и публичного начал в указанной сфере.
Названный баланс, при осуществлении антимонопольным органом своих полномочий, должен достигаться с учетом требований пункта 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации; деятельность антимонопольной службы как органа исполнительной власти направлена на создание благоприятных экономических условий и защиту прав граждан и организаций. Осуществление антимонопольным органом контрольных и надзорных полномочий должно соответствовать названной функции, а такие полномочия не могут становиться институтом подавления и принуждения.
Положения пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, предопределяющие глубину проникновения антимонопольных органов в сферу частных правоотношений хозяйствующих субъектов, их экономической деятельности, также должны осуществляться в соответствии с названными принципами.
Таким образом, предписание антимонопольного органа должно обладать правовосстановительной функцией и быть направленным на защиту гражданских прав в административном порядке.
При рассмотрении данного дела Комиссией Управления не оценивались обстоятельства, относящиеся к гражданско-правовым отношениям, в частности, объемы оказанных услуг, концентрация загрязняющих веществ.
Таким образом, антимонопольный орган, выдавая предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, имеет цель устранить нарушения законодательства о конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем необоснованного начисления и взимания с ООО "ПО "ВСЗ" платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды, превышающие трехмесячный срок с момента отбора контрольных проб, восстановить в результате этого нарушения права ООО "ПО "ВСЗ" и не решает вопрос о возмещении каких-либо убытков, что соответствует указанным выше положениям законодательства и правовой позиции ВАС РФ.
Следовательно, доводы ООО "РВК-Воронеж" об отсутствии законных оснований для выдачи антимонопольным органом предписаний N 04-16/3159 и N 04-16/3160 от 19.08.2016 по делу N273-10К отклоняются как несостоятельные.
Из изложенного также следует, что Управлением в рамках рассмотрения дела N 273-10К о нарушении антимонопольного законодательства ООО "РВК-Воронеж" не были выданы предписания о совершении одних и тех же действий.
При таких обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых предписаний N 04-16/3159 и N 04-16/3160 от 19.08.2016 по делу N273-10К, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения от 05.07.2019 и дополнительного решения от 01.10.2019 по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя - ООО "РВК-Воронеж".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2019 и дополнительное решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.10.2019 по делу N А14-12665/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12665/2016
Истец: ООО "РВК-Воронеж"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
Третье лицо: ООО " ПО ВСЗ"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-111/20
09.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5692/19
29.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5692/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12665/16
05.07.2019 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12665/16