г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А56-38000/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Максимова И.М. - доверенность от 18.09.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33541/2019) УФССП по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2019 по делу N А56-38000/2019 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску УФССП по Санкт-Петербургу
к ООО "СК "ПРАЙД"
о взыскании
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу (далее- истец, Управление) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СК "Прайд" (далее- ответчик, Общество) с требованием о взыскании денежных средств в размере 26 325 руб. затраченных на обеспечение административного выдворения Каххорова М.Д. за пределы Российской Федерации
Решением суда от 08.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направил. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16 августа 2018 года в Межрайонном отделе по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Санкт-Петербургу на основании Постановления Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26.07.2018 N 5-340/2018 возбуждено исполнительное производство N 27691/18/78022-ИП о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации Каххорова Махмаджона Джабборовича, 15.01.1977 г.р.
Согласно постановлению Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26.07.2018 N 5-340/2018 вышеуказанный иностранный гражданин незаконно осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего на объекте по адресу: г. Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., д. 5-7, к. 1, лит. А, без документов, дающих право иностранному гражданину законно осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации (без разрешения на работу или патента) в городе федерального значения Санкт-Петербурге, чем нарушил п. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В связи с указанным нарушением названный иностранный гражданин признан судом виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП, и подвергнут административному штрафу в размере 5.000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Для осуществлении административного выдворения вышеуказанного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации Управлением ФССП по Санкт-Петербургу были затрачены средства федерального бюджета на сумму 26.325 руб.
Расходование данной суммы подтверждается:
1) копией электронного авиабилета N 4136120590029 для указанного иностранного гражданина;
2) копией акта оказанных услуг (работ) N 3344/03-1030397/А от 03.09.2018;
3) копией накладной N 3343-03-1030397 от 03.09.2018;
4) копией платежного поручения N 40870 от 25.09.2018;
5) копией платежного поручения N 40872 от 25.09.2018; 6) копия счета N 2139/03 от 3 сентября 2018 г.
В рамках осуществления исполнительного производства по административному выдворению вышеуказанный иностранный гражданин в принудительном порядке покинул территорию Российской Федерации 9 сентября 2018 года, что подтверждается соответствующим Актом о пересечении иностранным гражданином государственной границы Российской Федерации, а также отметкой пограничного органа на нем, подтверждающей факт убытия.
Постановлением врио начальника Отдела по Василеостровскому р-ну Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 09.10.2018 о назначении административного наказания к Протоколу N 1050 от 25.09.2018 ООО "СК "Прайд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, выразившегося в привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина Каххорова Махмаджона Джабборовича по адресу: г. Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., д. 5-7, корп. 1, лит. А, по профессии, не указанной в разрешении на работу.
Истец, полагая, что в результате незаконных действий ООО "СК "Прайд", установленных Постановлением от 09.10.2018 о назначении административного наказания, федеральному бюджету причинён ущерб в размере 26 325 руб., обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что управление не доказало тот факт, что общество является работодателем или заказчиком по гражданско-правовому договору, заключенному с названным гражданином Республики Таджикистан.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах", на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов.
В соответствии со статьей 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 109.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон N 229-ФЗ) исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в приобретении проездного документа для указанных лиц, препровождении до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и официальной передаче указанных лиц пограничным органам.
Исполнение судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов постановления судебного пристава-исполнителя, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, производится путем препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и официальной передачи указанных лиц пограничным органам, о чем составляется двусторонний акт (часть 6 статьи 109.1 Закона N 229-ФЗ).
Между тем, в соответствии с п.п. 6 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны: оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Работодатели или заказчики работ (услуг), в соответствии с п. 9 ст. 13.1 указанного Федерального закона, вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации", в случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина.
Таким образом, административное выдворение и депортация иностранного гражданина за пределы РФ, если он принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников, осуществляется за счет средств пригласившего его работодателя, поскольку именно он нарушил закон.
Как следует из текста постановления Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26.07.2018 N 5-340/2018, гражданин Каххоров Махмаджон Джабборович, гражданин Республики Таджикистан работает подсобным рабочим в "СК "Прайд".
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Согласно статье 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом работодателя.
В нарушение требований части 1 статьи 65 АПК Управлением не представлены доказательства наличия трудовых отношений между гражданином Республики Таджикистан Каххоровым Махмаджоном Джабборовичем и ООО "СК "Прайд".
Вместе с тем, доказательств того, что ООО "СК "Прайд" является работодателем или заказчиком работ (услуг), пригласившим иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), в материалы дела не представлено.
Указание в постановлении от 26.07.2018 по делу об административном правонарушении на факт работы иностранного гражданина водителя в ООО "СК "Прайд" не может быть признано достоверным и относимым доказательством по настоящему делу, при этом судебными или иными органами факт незаконного привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности ООО "СК "Прайд" не установлен.
Не представлено Управлением в материалы дела доказательств привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.15 КоАП РФ.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что Управлением не доказан факт наличия трудовых отношений между ответчиком и иностранным гражданином, расходы на выдворение которого заявлены к взысканию в рамках настоящего спора.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2019 по делу N А56-38000/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38000/2019
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу
Ответчик: ООО "СК "ПРАЙД"