г. Саратов |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А57-8896/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Клочковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2019 года по делу N А57-8896/2019,
по иску комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов"
(ОГРН 1046405512229, ИНН 6452093964) г. Саратов,
к обществу с ограниченной ответственностью "Автотрасса" (ОГРН 1036404102437, ИНН 6441008893), Саратовская область, г. Вольск,
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г.Саратов, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, государственное унитарное проектное предприятие "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области, г. Саратов, Прокуратура города Саратова, г. Саратов, государственное автономное учреждение "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве", г. Саратов,
об обязании устранить нарушения условий для беспрепятственного и безопасного передвижения всех категорий инвалидов и иных маломобильных групп населения по пешеходной зоне улиц города Саратова,
при участии в судебном заседании представителей:
от комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - Степановой Е.Г. по доверенности от 09.07.2019,
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Полянского Г.Ю. по доверенности от 09.01.2019,
от общества с ограниченной ответственностью "Автотрасса" - Шершнева С.А. по доверенности от 04.02.2019,
в отсутствие представителей комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", государственного унитарного проектного предприятия "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области, Прокуратуры города Саратова, государственного автономного учреждения "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве", извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автотрасса" (далее - ООО "Автотрасса", ответчик), в котором просит обязать выполнить следующие работы:
- установить бордюрные пандусы на пешеходном переходе через проезжую часть на пересечении ул. Волжская, ул. Радищева г. Саратова;
- установить бордюрные пандусы на пешеходном переходе через проезжую часть на пересечении ул. Волжская, ул. Октябрьская г. Саратова;
- установить бордюрные пандусы на пешеходном переходе через проезжую часть на пересечении ул. Октябрьская, ул. Мичурина г. Саратова;
- установить бордюрные пандусы на пешеходном переходе через проезд на дворовую территорию между домами по ул. Мичурина, д. 166/168 и ул. Чернышевского, д. 197;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Волжская и ул. Радищева г. Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Волжская и ул. Радищева г. Саратова путем перемещения в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Волжская и ул. Некрасова г. Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Волжская и ул. Некрасова г. Саратова путем перемещения в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Волжская и ул. Комсомольская г. Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Волжская и ул. Комсомольская г. Саратова путем перемещения в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Волжская и ул. Октябрьская г. Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Волжская и ул. Октябрьская г. Саратова путем перемещения в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Октябрьская и ул. Мичурина г. Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Октябрьская и ул. Мичурина г. Саратова путем перемещения в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении ул. Октябрьская, ул. Чернышевского г. Саратова;
- заменить предупреждающую тактильную плитку с квадратными рифами на направляющий указатель с тремя продольными полосами или с шестью продольными полосами, с двумя разнесенными группами по три продольных полосы каждая на всем протяжении пешеходной зоны от ул. Радищева до ул. Октябрьская г. Саратова;
- оборудовать тактильной полосой обозначения участков безопасного пути следования на всем протяжении пешеходной зоны от ул. Радищева до ул. Октябрьская г. Саратова;
- устранить прерывание направляющей тактильной полосы крышками канализационных люков напротив домов N 32, N 34 по ул. Волжская г. Саратова, обустроив вокруг одиночных препятствий по форме препятствия предупреждающую тактильную полосу с рифами в форме усеченных конусов шириной 0,5 метра;
- обозначить тактильными указателями препятствия в виде столбов, малых архитектурных форм, бордюрных ограждений, деревьев на пересечении ул. Соборная и ул. Волжская, напротив д. N 28 по ул. Волжская, пересечении ул. Волжская и ул. Некрасова, пересечении ул. Волжская и ул. Комсомольская г. Саратова, обустроив вокруг одиночных препятствий по форме препятствия предупреждающую тактильную полосу с рифами в форме усеченных конусов шириной 0,5 метра, в соответствии с постановлением N 3084 от 13.10.2016 "О предоставлении субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по проведению работ по обустройству пешеходных зон, велосипедных дорожек, благоустройству территорий прилегающих к пешеходным зонам, созданию парковок", п. 2.2.3. Соглашения N 010/2016 от 22.12.2016, в гарантийный срок.
Определением суда от 16.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Администрация Муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов".
Определением суда от 09.07.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: государственное унитарное проектное предприятие "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области, Прокуратура города Саратова.
Определением суда от 14.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное автономное учреждение "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2019 года по делу N А57-8896/2019 в удовлетворении исковых требований Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, указав на необоснованные выводы суда. Просит решение отменить, иск - удовлетворить в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что комитетом доказан факт уведомления ответчика о недостатках его работ, а также факт предоставления ему разумных сроков для их устранения; ответчик обязан устранить недостатки, обнаруженные в период гарантийного срока.
Представители комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", государственного унитарного проектного предприятия "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области, Прокуратуры города Саратова, государственного автономного учреждения "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве" в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Представители сторон поддержали вышеизложенные доводы. Представитель явившегося третьего лица поддержал доводы истца.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участников судебного процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-281 "О Положении о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", согласно которому Комитет - является отраслевым, функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Основными задачами Комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением N 3084 от 13.10.2016 "О предоставлении субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по проведению работ по обустройству пешеходных зон, велосипедных дорожек, благоустройству территорий прилегающих к пешеходным зонам, созданию парковок" на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждено Положение "О предоставлении субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по проведению работ по обустройству пешеходных зон велосипедных дорожек, благоустройству территорий прилегающих к пешеходным зонам, созданию парковок".
Во исполнение данного постановления 22.12.2016 между Комитетом и ООО "Автотрасса" заключено соглашение N 010/2016 о предоставление субсидий на выполнение работ по обустройству пешеходных зон, велосипедных дорожек, благоустройству территорий, прилегающих к пешеходным зонам, созданию парковок. Размер субсидии составил 59136013 руб. 33 коп., из средств бюджета муниципального образования "Город Саратов".
ООО "Автотрасса" в период с 14.10.16 по 01.12.16 выполнило работы по обустройству пешеходных зон, велосипедных дорожек, благоустройству территорий, прилегающих к пешеходным зонам, созданию парковок (пешеходная зона по ул. Волжской и бульвар по ул. Октябрьской (от ул. Чернышевского до ул. Волжской), пл. им. Н. Г. Чернышевского.
Актом о приемке выполненных работ от 01.12.2016, подписанного заместителем председателя Комитета Н.С. Пантелиди и директором ООО "Автотрасса" Г.А. Киракосяном, выполненные работы согласно смете на общую сумму 59136013,33 руб., приняты.
Однако в ходе проведения специалистами комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области обследования объектов инженерной инфраструктуры пешеходной зоны ул. Волжская и ул. Октябрьская г. Саратова, было установлено нарушение требований действующего законодательства в части отсутствия условий для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения всех категорий инвалидов и иных маломобильных групп населения на данном участке ул. Волжская и ул. Октябрьская г. Саратова.
В связи с этим в адрес ООО "Автотрасса" были направлены претензии от 06.12.2017, от 10.04.2019 с требованием устранить выявленные нарушения, однако указанные претензии остались без удовлетворения.
В связи с тем, что ответчиком не устранены выявленные нарушения, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Как следует из материалов дела, 22.12.2016 между Комитетом и ООО "Автотрасса" заключено соглашение N 010/2016 о предоставление субсидий на выполнение работ по обустройству пешеходных зон, велосипедных дорожек, благоустройству территорий, прилегающих к пешеходным зонам, созданию парковок, согласно которому Комитет обязуется предоставить Получателю субсидии субсидию в целях возмещения затрат за выполнение работ по обустройству пешеходных зон, велосипедных дорожек, благоустройству территорий, прилегающих к пешеходным зонам, созданию парковок", а Получатель субсидии обязуется принять субсидию, использовать ее по назначению, определенному настоящим Соглашением, а также обеспечить исполнение настоящего Соглашения.
Согласно п. 3.1. соглашения, размер субсидии составляет 59136013,33 руб. и предоставляется из средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" (п. 3.2. соглашения).
Отказ суда мотивирован недоказанностью истцом обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных исковых требований.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что правоотношения сторон по договору регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу части 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (часть 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 753 ГК РФ, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии со статьями 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В силу части 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Довод апеллянта о том, что ответчик обязан устранить недостатки, обнаруженные в период гарантийного срока, апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве.
Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы (часть 2 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце 2 части 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, заказчик вправе потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные данной статьей.
Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (пункт 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 755 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.
Как предусмотрено статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, по которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из материалов дела следует, что проектная документация на благоустройство и ремонт пешеходной зоны элементов благоустройства по ул. Волжской, им. Чернышевского Н.Г., бульвара по ул. Октябрьская от ул. Набережная Космонавтов до ул. Волжской подготовлена ГУПП "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области.
Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", вышеуказанного проекта, разработан в соответствии с ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению", CП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Проект получил положительное заключение государственной экспертизы N 1-460-Э-16/РГЭ-0582-С/02 от 24.10.2016.
Как следует из отзыва ГУПП "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области, на момент разработки проектной документации каких-либо особых условий, пожеланий в виде задания на проектирование или иных исходных документов в части раздела 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" не было. Поэтому проектирование велось по общим правилам с допустимыми мероприятиями по доступной среде, согласно действующим нормам и правилам. Предполагалось, что дальнейшее развитие информационной среды для маломобильных групп населения будет происходить по мере насыщения пешеходной зоны предприятиями обслуживания (кафе, магазины и т.д.) за счет этих предприятий.
Судом установлено, что Волжским районным судом г. Саратова рассмотрено дело N 2а-4444/2017 по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", заинтересованные лица: комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", общество с ограниченной ответственностью "Автотрасса", государственное унитарное проектное предприятие "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области, комитет социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранения нарушений требований закона по созданию условий для беспрепятственного и безопасного передвижения всех категорий инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Требования были мотивированы тем, что прокуратурой города в ноябре 2016 года проведена проверка доводов публикации "Ни одна тактильная плитка на пешеходной Волжской не уложена по ГОСТу", размещенной в сети Интернет. В ходе проверки установлено, что на пересечении улиц Волжская и Радищева, Волжская и Октябрьская, Октябрьская и Мичурина, проезда на дворовую территорию между домами по ул. Мичурина дом 166/168 и ул. им. Чернышевского Н.Г. дом 197 по обеим сторонам перехода через проезжую часть отсутствуют бордюрные пандусы, что не соответствует пункту 4.1.5 СП 59.13330.2012. На пересечении улиц Волжская и Радищева отсутствует тактильная плитка, выполняющая предупредительную функцию перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью, что не соответствует пункту 4.1.10 СП 59.13330.2012, пункту 4.1.6 ГОСТ Р 52875-2007. На пересечении улиц Волжская и Некрасова, Волжская и Комсомольская, Волжская и Октябрьская, Октябрьская и Мичурина, Октябрьская и Чернышевского вместо тактильной предупредительной плитки установлена тактильная направляющая плитка, что не соответствует пункту 4.1.10 СП 59.13330.2012, пунктам 4.1.6, 4.1.7 ГОСТ Р 52875-2007. На всем протяжении пешеходной зоны от ул. Радищева до ул. Октябрьская, оборудованной тактильной полосой для движения инвалидов по зрению, вместо тактильной направляющей плитки установлена тактильная предупредительная плитка, что не соответствует пунктам 4.1,1, 4.1.7 ГОСТ Р 52875-2007. Имеются места прерывания направляющей полосы канализационными люками (ул. Волжская, д. 32, д. 34), что не соответствует пункту 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2007. На пешеходной зоне имеются не обозначенные тактильными средствами препятствия в виде фонарных столбов, малых архитектурных форм в виде бетонных шаров, бордюрных ограждений деревьев (пересечение ул. Соборная и ул. Волжская, ул. Волжская, д. 28, пересечение ул. Волжская и ул. Некрасова, ул. Волжская и ул. Комсомольская), что не соответствует пункту 4.1.10 СП 59.13330.2012, пунктам 4.1.6, 4.1.7 ГОСТ Р 52875-2007. На путях движения по указанному участку улиц не обеспечены непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание направления движения.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой города в адрес главы муниципального образования "Город Саратов" в ноябре 2016 г. внесено соответствующее представление об устранении нарушений, которое рассмотрено. Как указано администрацией муниципального образования "Город Саратов" в ответе на представление, устранение нарушений возможно с наступлением благоприятных погодных условий. В целях контроля за фактическим устранением выявленных нарушений прокуратурой города в адрес главы администрации МО "Город Саратов" 17.05.2017 направлено требование о предоставлении информации об устранении нарушений требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно ответу заместителя главы администрации МО "Город Саратов" по благоустройству Бровкина С.В. ранее выявленные нарушения не устранены.
Данное бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" явилось основанием для обращения прокурора в суд с иском.
В рамках рассмотрения дела N 2а-4444/2017 по ходатайству прокурора была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "Центр независимой технической экспертизы" по Саратовской области N 2025 от 31.10.2017, фактически бордюрные пандусы на пешеходных переходах на пересечении улиц им. Радищева А.Н. и Волжской и улиц им. Радищева А.НТи им, Кирова СМ. г. Саратова, на пешеходных переходах на пересечении Октябрьской и Волжской г. Саратова, на пешеходных переходах на пересечении улиц Октябрьской и им. Мичурина И.В. г. Саратова, на пешеходных переходах через проезд на дворовую территорию между домами по ул. им. Мичурина И.В. дом N166/168 и ул. им. Чернышевского Н.Г. дом N197 г. отсутствуют, что противоречит требованию п. 5.1.5 СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", п. 6,1.12 СП 140.13330.2016 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения", п. 3.4.4 Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов"; перепад высот составляет от 40 до 90 мм, что превышает 15 мм, регламентированные п. 5.1.8 СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Отсутствие бордюрного пандуса на пешеходных переходах на пересечении указанных улиц и проезде на дворовую территорию не обеспечивает беспрепятственное и безопасное передвижение МГН через указанные выше переходы.
Пешеходные переходы через проезжую часть на пересечении улиц им. Радищева А.Н. и Волжской, улиц им. Радищева А.Н. и им. Кирова СМ., улиц Октябрьской и Волжской, улиц Октябрьской и им. Мичурина И.В., через проезд на дворовую территорию между домами по ул. им. Мичурина И.В. дом N 166/168 и ул. им. Чернышевского Н.Г. дом N 197 г. Саратова, не соответствуют требованиям нормативных актов:
- п. 6.1.12 СП 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)" "В наземных переходах обязательно строить съезды, пандусы, установку низкого бордюрного камня и рельефного предупреждающего покрытия в пределах тротуара, при необходимости устраивать специальное ограждение. Устройство пандуса, установка низкого бордюрного камня на переходах должны соответствовать требованиям СП 59.13330",
- п. 3.4.4 "Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов"": "При уклонах пешеходных коммуникаций более 60 промилле следует предусматривать устройство лестниц. На основных пешеходных коммуникациях в местах размещения учреждений здравоохранения и других объектов массового посещения, домов инвалидов и престарелых ступени и лестницы следует предусматривать при уклонах более 50 промилле, обязательно сопровождая их пандусом. При пересечении основных пешеходных коммуникаций с проездами следует предусматривать бордюрный пандус для обеспечения спуска с покрытия тротуара на уровень дорожного покрытия",
- п. 4.4 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75": "Работы по благоустройству территорий должны выполняться в соответствии с проектом благоустройства при соблюдении технологических требований, предусмотренных правилами настоящего раздела и проектами производства работ" - фактическое обустройство пешеходных переходов не соответствует проекту,
- п. 6.25 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75": "Устройство криволинейного борта радиусом 15 м и менее из прямолинейных камней не допускается. Швы между камнями должны быть не более 10 мм... В местах пересечения внутриквартальных проездов и пешеходных дорожек с тротуарами, подходами к площадкам и проезжей частью улиц бортовые камни должны заглубляться с устройством плавных примыканий для обеспечения проезда детских и инвалидных колясок, санок, а также въезда транспортных средств. В этих местах следует укладывать предупреждающие тактильные полосы",
- бордюр устроен из прямолинейных камней, отсутствуют бордюрные пандусы и не во всех местах уложены предупреждающие тактильные полосы,
- СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001: пункт 4.3 "Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды обитания при соблюдении: -досягаемости ими кратчайшим путем мест; целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
- безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
- эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
- своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.; - удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения" - проектом не предусмотрено и фактически не выполнены мероприятия по обеспечения безопасного движения, удобства и своевременного получения информации МГН, позволяющей ориентироваться в пространстве,
п. 5.1.3 В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. - не предусмотрено проектом, либо предусмотрено не в полном объеме.
п. 5.1.5 В местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть - отсутствует бордюрный пандус, п. 5.1.7 Ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пешеходного пути движения до 1,2 м. Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный - 2%. -ширина пути движения инвалидов на креслах-колясках (категория М4) не соответствует требованиям, продольный уклон более 5%,
п. 5.1.8 В местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами.
Перед пешеходными переходами через проезжую часть на пересечении улиц им. Радищева А.Н. и Волжской и улиц им. Радищева А.Н. и им. Кирова СМ. г. Саратова уложена направляющая (в соответствии с классификацией ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования) тактильная плитка с продольными рифами по всей ширине пешеходного перехода, что соответствует предъявляемым требованиям и проекту на благоустройство пешеходной зоны, однако расположена на расстоянии более 0,5 м от кромки проезжей части, что противоречит требованиям СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", СП 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)", СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)".
Перед бордюрным пандусом у пешеходных переходов через проезжую часть на пересечении улиц им. Радищева А.Н. и Волжской и улиц им. Радищева А.Н. и им. Кирова СМ. г. Саратова необходимо устройство предупреждающих тактильных плит с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке. Следует отметить, что устроенную направляющую тактильную плитку необходимо переместить в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 м от кромки проезжей части.
Перед пешеходным переходом через проезжую часть на пересечении улиц им. Некрасова Н.А. и Волжской г. Саратова уложена направляющая (в соответствии с классификацией ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования") тактильная плитка с продольными рифами по всей ширине пешеходного перехода, что соответствует предъявляемым требованиям и проекту на благоустройство пешеходной зоны, однако расположена на расстоянии более 1 м от кромки проезжей части, что о противоречит требованиям СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", СП 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)", СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)".
Перед бордюрным пандусом у пешеходного перехода на пересечении улиц им. Некрасова Н.А. и Волжской г. Саратова необходимо устройство предупреждающих тактильных плит с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке. Следует отметить, что устроенную направляющую тактильную плитку необходимо переместить в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 м от кромки проезжей части.
Перед пешеходным переходом через проезжую часть на пересечении улиц Комсомольская и Волжской г. Саратова уложена направляющая (в соответствии с классификацией ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования") тактильная плитка с продольными рифами по всей ширине пешеходного перехода, что соответствует предъявляемым требованиям и проекту на благоустройство пешеходной зоны, однако расположена на расстоянии более 1 м от кромки проезжей части, что противоречит требованиям СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий, Актуализированная редакция СНиП III-10-75", СП 140.13330.2012 "Городская среда, Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)", СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)".
Перед бордюрным пандусом у пешеходного перехода через проезжую часть на пересечении улиц Комсомольской и Волжской г. Саратова необходимо устройство предупреждающих тактильных плит с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке. Следует отметить, что устроенную направляющую тактильную плитку необходимо переместить в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 м от кромки проезжей части.
Перед пешеходным переходом через проезжую часть на пересечении улиц Комсомольская и Волжской г. Саратова уложена направляющая (в соответствии с классификацией ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования") тактильная плитка с продольными рифами по всей ширине пешеходного перехода, что соответствует предъявляемым требованиям и проекту на благоустройство пешеходной зоны, однако расположена на расстоянии более 1,4 м от кромки проезжей части, что противоречит требованиям СП 59,13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", СП 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)", СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)".
Перед бордюрным пандусом у пешеходного перехода через проезжую часть на пересечении улиц Октябрьской и Волжской г. Саратова необходимо устройство предупреждающих тактильных плит с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке. Следует отметить, что устроенную направляющую тактильную плитку необходимо переместить в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 м от кромки проезжей части.
Перед пешеходным переходом через проезжую часть на пересечении улиц Октябрьской и им. Мичурина И.В. г. Саратова уложена направляющая (в соответствии с классификацией ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования") тактильная плитка с продольными рифами по всей ширине пешеходного перехода, что соответствует предъявляемым требованиям и проекту на благоустройство пешеходной зоны, однако расположена не параллельно от кромки проезжей части и на расстоянии от 0 до 0,6 м, что противоречит требованиям СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", СП 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)", СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)".
Перед бордюрным пандусом у пешеходного перехода через проезжую часть на пересечении улиц Октябрьской и им. Мичурина И.В. г. Саратова необходимо устройство предупреждающих тактильных плит с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке. Следует отметить, что устроенную направляющую тактильную плитку необходимо переместить в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 м от кромки проезжей части.
Перед пешеходным переходом через проезжую часть на пересечении улиц Октябрьской и им. Мичурина И.В. г. Саратова уложена направляющая (в соответствии с классификацией ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования") тактильная плитка с продольными рифами по всей ширине пешеходного перехода, что соответствует предъявляемым требованиям и проекту на благоустройство пешеходной зоны.
Перед бордюрным пандусом у пешеходного перехода через проезжую часть на пересечении улиц Октябрьской и им. Мичурина И.В. г. Саратова необходимо устройство предупреждающих тактильных плит с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке. Замена имеющейся направляющей тактильной плитки не требуется.
Установлено отсутствие тактильной полосы обозначения участков безопасного пути следования. Имеющиеся по факту полосы вдоль улицы Волжской от улицы им. Радищева А.Н. до ул. Октябрьской г. Саратова не является направляющим указателем, однако соответствует проекту на благоустройство пешеходной зоны.
Для обеспечения беспрепятственного и безопасного передвижения всех категорий инвалидов и иных маломобильных групп населения необходимо заменить предупреждающую тактильную плитку с квадратными рифами на направляющий указатель с тремя продольными полосами или с шестью продольными полосами, с двумя разнесёнными группами по три продольных полосы каждая.
В ходе непосредственного осмотра на месте установлен факт прерывания тактильной полосы крышками люков.
На протяжении всей пешеходной зоны по улице Волжской города Саратова тактильными полосами обозначены несколько клумб. Препятствия в виде столбов, урн и других малых архитектурных форм не имеют обозначения тактильными указателями, однако выполненные работы соответствует проекту на благоустройство пешеходной зоны.
Вокруг одиночных препятствий необходимо обустройство по форме препятствия предупреждающей тактильной полосы с рифами в форме усеченных конусов, шириной 0,5 м. Экспертом не установлено наличие непрерывности информации, обеспечивающей ориентирование и однозначное опознание направления движения для маломобильных групп населения на всем протяжении пешеходной зоны по улице Волжской города Саратова.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 14.11.2017 по делу N 2а-4444/2017, оставленным без изменения апелляционным определением от 15.03.2018 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в невыполнении работ по созданию условий для беспрепятственного и безопасного передвижения всех категорий инвалидов и иных маломобильных групп населения по пешеходной зоне улицы Волжская города Саратова.
Суд обязал администрацию муниципального образования "Город Саратов" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения условий для беспрепятственного и безопасного передвижения всех категорий инвалидов и иных маломобильных групп населения по пешеходной зоне улицы Волжская города Саратова:
- установить бордюрные пандусы на пешеходном переходе через проезжую часть на пересечении улиц Волжская и Радищева города Саратова;
- установить бордюрные пандусы на пешеходном переходе через проезжую часть на пересечении улиц Волжская и Октябрьская города Саратова;
- установить бордюрные пандусы на пешеходном переходе через проезжую часть на пересечении улиц Октябрьская и Мичурина города Саратова;
- установить бордюрные пандусы на пешеходном переходе через проезд на дворовую территорию между домами по улице Мичурина, дом N 166/168 и улице имени Чернышевского Н.Г., дом N 197;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Волжская и Радищева города Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Волжская и Радищева города Саратова путем перемещения на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Волжская и Некрасова города Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Волжская и Некрасова города Саратова путем перемещения на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Волжская и Комсомольская города Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Волжская и Комсомольская г. Саратова путем перемещения на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Волжская и Октябрьская города Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Волжская и Октябрьская города Саратова путем перемещения на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Октябрьская и Мичурина города Саратова;
- привести в соответствие с требованиями имеющуюся направляющую тактильную плитку перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Октябрьская и Мичурина города Саратова путем перемещения в соответствии с требованиями на расстояние 0,3 метра от кромки проезжей части;
- установить предупреждающие тактильные плиты с усеченными конусами, расположенными в линейном порядке перед пересечением пешеходного пути с проезжей частью на пересечении улиц Октябрьская и Чернышевского города Саратова;
- заменить предупреждающую тактильную плитку с квадратными рифами на направляющий указатель с тремя продольными полосами или с шестью продольными полосами, с двумя разнесёнными группами по три продольных полосы каждая на всем протяжении пешеходной зоны от улицы Радищева до улицы Октябрьская города Саратова;
- оборудовать тактильной полосой обозначения участков безопасного пути следования на всем протяжении пешеходной зоны от улицы Радищева до улицы Октябрьская города Саратова,
- устранить прерывание направляющей тактильной полосы крышками канализационных люков напротив домов N N 32, 34 по улице Волжская города Саратова, обустроив вокруг одиночных препятствий по форме препятствия предупреждающую тактильную полосу с рифами в форме усеченных конусов шириной 0,5 метра;
- обозначить тактильными указателями препятствия в виде столбов, малых архитектурных форм, бордюрных ограждений, деревьев на пересечении улиц Соборная и Волжская, напротив дома N 28 по улице Волжская, пересечении улиц Волжская и Некрасова, пересечении улиц Волжская и Комсомольская города Саратова, обустроив вокруг одиночных препятствий по форме препятствия предупреждающую тактильную полосу с рифами в форме усеченных конусов шириной 0,5 метра.
Таким образом, суд возложил обязанность по устранению нарушений условий для беспрепятственного и безопасного передвижения всех категорий инвалидов и иных маломобильных групп населения по пешеходной зоне улицы Волжская города Саратова на администрацию муниципального образования "Город Саратов".
Истец полагает, что ООО "Автотрасса" - получатель субсидии несет ответственность за качество выполненных работ, использованные материалы, поскольку соглашением N 010/2016 от 22.12.2016 установлен гарантийный срок 5 лет с момента подписания (п. 2.2.3. соглашения).
Между тем, в рамках дела N 2а-4444/2017 экспертиза была проведена по кругу вопросов, исходя из требований в деле N 2а-4444/2017, которые адресованы к органу местного самоуправления как обязанному лицу (органу), ответственному за соблюдение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181 -ФЗ на территории МО "Город Саратов".
В рамках настоящего дела суд разъяснял сторонам положения статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако ни одна из сторон не воспользовалась правом заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы в целях выявления нарушений относительно работ, выполненных ООО "Автотрасса".
Учитывая, что предусмотренный главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Доказательства и доказывание" перечень видов доказательств не является исчерпывающим, и согласно части 1 статьи 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, представленное истцом заключение экспертов ООО "Центр независимой технической экспертизы" по Саратовской области Болдырева В.С. и Турускина Д.А. N 2025 от 31.10.2017 отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами и принято судом в качестве надлежащего доказательства.
Предметом экспертизы, результатом которой стало положительное заключение N 64-1-1-3-0049-16 от 29.09.2016, являлась разработанная ГУПП "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту: "Благоустройство и ремонт пешеходной зоны, элементов благоустройства по ул. Волжская, площади им. Чернышевского Н.Г., бульвара по ул. Октябрьская от ул. Набережная Космонавтов до ул. Волжская".
Представленный в составе указанной проектной документации раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" был выполнен на основании требований национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), а также документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ. Проектные решения в части обеспечения возможности самостоятельного передвижения инвалидов и МГН по благоустраиваемой территории разработаны согласно требованиям СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенного в утвержденный Постановлением Правительства РФ N1521 от 26.12.2014 перечень национальных стандартов, согласно п. 4.1.8 которого предусмотрено понижение до 0,015 м высоты бордюрного камня в местах съезда на проезжую часть с пешеходных путей передвижения.
Проектные решения по размещению тактильных средств, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей, выполнены согласно п. 4.1.10 СП 59.13330.2012, а также, как указано в текстовой части раздела, ГОСТ Р 56305-2014 (ИСО 23599:2012) "Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям", что не противоречит требованиям ст. 16.1 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, согласно которому применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В соответствии с п. 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации.
Согласно проекту предупреждающие указатели (согласно п. 2.1 ГОСТ Р 56305-2014) - это указатель, предназначенный надежно обеспечить возможность слепым и слабовидящим людям ориентироваться в пространстве и избегать опасностей, способных нанести вред здоровью, на пути следования на территории и застройке населенных пунктов) размещены в соответствии с п. 3.1.3 ГОСТ Р 56305-2014 на пути передвижения перед источником опасности по его ширине в виде сплошных полос из ярко окрашенной тактильной плитки с конусообразными рифами, ограничивая объединенные зоны источников опасности, которыми являются согласно п. 4.3.4. СП 59.13330.2012 расположенные на пути движения регулярно устанавливаемые фонари наружного освещения, рядовые посадки деревьев, скамьи для сидения, малые формы архитектуры и велосипедная дорожка. При этом, согласно проектным решениям, отдельно стоящие фонари и деревья должны быть размещены в квадратах из тактильной предупредительной плитки с конусообразными рифами.
Проектом также в соответствии с требованиями табл. 1 ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования" на приближениях к проезжим частям улиц, пересекающих благоустраиваемую территорию, была предусмотрена укладка тактильной дорожной плитки с продольными рифами, назначением которой является предупреждение о наземном переходе.
Таким образом, суд приходит к обоснованному выводу, что проектные решения по разделу "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" по объекту: "Благоустройство и ремонт пешеходной зоны, элементов благоустройства по ул. Волжская, площади им. Чернышевского Н.Г., бульвара по ул. Октябрьская от ул. Набережная Космонавтов до ул. Волжская" соответствуют нормативной документации (Заключение экспертизы стр. 10, 11, 14, 15), с учетом благоустройства существующей улицы Волжской.
В рамках дела N 2а-4444/2017 при проведении экспертизы эксперт руководствовался СНиП 35-01-2001 (глава 1. Общая часть настоящего проекта), который был принят 21 октября 2015 года, затем 14 ноября 2016 года и 10 февраля 2017 года в данный СНиП были внесены значительные изменения (Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 г. N 798/пр).
На основании изложенного, судом сделан вывод о том, что проект был подготовлен по нормам СНиП 2015 года, а проверка органами прокуратуры и судебная экспертиза в рамках дела N 2а-4444/2017 проводилась по нормам СНиП, действующим в 2017 году.
Отказывая в иске, судом правильно сделан вывод о том, что проект и фактически выполненные работы на момент сдачи выполненных работ (30 сентября 2016 года) соответствовали нормам СНиП 35-01-2001", ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", СП 140.13330.2012 "Городская среда".
Данный факт также подтверждается положительным заключением экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Благоустройство и ремонт пешеходной зоны, элементов благоустройства по ул. Волжской, площади им. Чернышевского Н.Г. бульвара по ул. Октябрьская от ул. Набережная Космонавтов до ул. Волжская" от 29 сентября 2016 года, выданное ГАУ "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве".
В материалы дела представлены справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 от 22.12.2016, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 01.12.2016, которые подписаны без замечаний и возражений полномочными представителями сторон и скреплены печатями организаций.
Судом правомерно отклонен довод истца о том, что ООО "Автотрасса" - получатель субсидии несет ответственность за качество выполненных работ, использованные материалы сроком на 5 лет с момента подписания соглашения, поскольку после принятия объекта комитетом от ООО "Автотрасса" именно на комитете лежит бремя содержания данного объекта в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, апелляционный суд считает недоказанным наличие обстоятельств, свидетельствующих о наличии у ответчика обязанности выполнить работы, заявленные в иске, поскольку выполненные ответчиком работы соответствуют нормам СНиП.
Доказательств обратного подателем апелляционной жалобы не представлено.
На основании изложенного апелляционный суд считает вывод суда об удовлетворении иска верным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2019 года по делу N А57-8896/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8896/2019
Истец: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов"
Ответчик: ООО "АВТОТРАССА"
Третье лицо: Администрация МО Город Саратов, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Волжский районный суд г. Саратова, ГАУ "Саратовский центр экспертизы в строительстве", ГУПП "Институт Саратовгражданпроект" Саратовской области, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Прокурор города Саратова
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-59658/20
09.12.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14061/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8896/19
26.09.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-8896/19