г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А21-7221/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30943/2019) ООО "ЖЭУ N 12Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.09.2019 по делу N А21-7221/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ N 12Ц"
к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
об оспаривании
установил:
ООО "ЖЭУ N 12Ц" (ИНН 3904604442, адрес: 236007, г.Калининград, ул.К.Маркса,54) (далее -заявитель, Управляющая компания, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) N ЖК 2/640/ЖСА/808-о от 20.03.19г.
Решением суда от 03.09.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью проверки поступивших обращений жильцов многоквартирного дома N 6-12 по ул.Банковской в г. Калининграде (далее - МКД) по вопросам повышения платы за содержание общего имущества Министерством был издан приказ ЖК-N 1494/пр от 06.03.19г. о проведении внеплановой, документарной проверки ООО "ЖЭУ N 12Ц". В п.13 приказа указан перечень документов, предоставляемых на проверку.
20 марта 2019 г. в отношении управляющей компании окончена проверка, по результатам которой составлен акт N ЖК-1/1494/ЖСА/808-о, которым зафиксированы нарушения Обществом положений:
- подп. "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.14г. N 1110;
- ч.7 ст.156, пп.7 ч.1 и ч.2 ст.193 Жилищного кодекса РФ;
-ст.8.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства";
-п.17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.06г.
По заключению проверяющих управляющая компания обязана была взимать плату за услугу на содержание жилищного фонда собственникам/нанимателям МКД N 6-12 по ул.Банковской в г. Калининграде в размере 9,85 рубля с 1 кв.м. в соответствии с протоколом общего собрания; за вычетом стоимости на вывоз ТБО, поскольку данная коммунальная услуга в размере 1,97 руб., вошедшая на основании протокола общего собрания собственников в тариф по обслуживанию жилья - 11,82 руб/кв.м., с 01.01.19г. оказывается на территории Калининградской области региональным оператором; следовательно, тариф на обслуживание жилья на эту составляющую должен быть уменьшен.
20.03.19г. Обществу выдано оспариваемое предписание, которым в срок до 30.05.2019 г. вменено в обязанность произвести перерасчет (снятие) размера платы всем жильцам (собственникам, нанимателям) МКД N 6-12 по ул.Банковской в г. Калининграде за услугу содержание жилья согласно тарифу 11,82 руб. за 1 кв.м. с исключением из указанного размера платы за услугу по сбору и вывозу БТО в размере 1,97 руб.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из следующего.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).
Из анализа названных норм следует, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установленного органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения собственников МКД, оформленного протоколом от 23.11.13г. размер платы за содержание и ремонт общего имущества определен в размере 12,10 рублей (в том числе 0,28 руб. за обслуживание индивидуального теплового пункта с момента его фактического приема в состав общего имущества) за 1 кв. м. Плата за индивидуальный тепловой пункт начисляется отдельной строкой. Размер платы за управление, содержание и ремонт общего имущества дома составляет 11,82 руб. с кв. м.
Иных решений собраний собственников об изменении ранее установленного тарифа не имеется.
Ранее выданное Министерством предписание по адресу: г. Калининград, ул. Банковская, д. 6-12 о необходимости начисления ежемесячной платы в размере 12,10 руб. с учетом теплопункта (11,82 руб. с кв. м. без учета теплопункта) признано законным тремя судебными инстанциями в рамках дела N А21-12740/2017.
При этом сторонами не оспаривалось и установлено судебными актами, что в состав данного тарифа был включена плата за ввоз ТКО.
С 01.01.2019 года услуга по вывозу ТБО является коммунальной услугой и оказывается на территории Калининградской области региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП "Единая система обращения с отходами".
Из платежных документов за январь декабрь 2018 - январь 2019 (по кв. 12 д.10) усматривается, что за содержание жилья собственникам вышеуказанного МКД выставлено: 11,82 руб. за обслуживание с 1 кв.м метра как в декабре, когда услуга за вывоз ТКО осуществлялась управляющей компанией, так и в январе 2019 года, когда услугу стало оказывать на территории Калининградской области ООО "ЕССО" за отдельно установленную плату.
С 01.01.19г. данная услуга не является жилищной, поэтому ее стоимость необходимо исключить из стоимости за содержание жилья в любом случае.
Кроме того, Обществом при том, что размер платы за содержание жилья не уменьшен на стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО, за январь 2019 года за обращение с ТКО дополнительно начислено отдельной строкой 85,13 руб./кв. м.
Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемое потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, размер платы за содержание жилья должен быть уменьшен собственникам МКД по ул.Банковская,6-10 в г.Калининграде на 1,97 руб./кв. м. и составлять 9,85 руб./кв. м.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 28.02.19г. N 303-ЭС19-530.
Принимая во внимание отсутствие доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании решения об увеличении с 01.01.2019 г. размера платы за содержание жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности нарушения ООО "ЖЭУ N 12Ц" части 7 статьи 156 Жилищного кодекса и об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.09.2019 по делу N А21-7221/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7221/2019
Истец: ООО "ЖЭУ N 12 Ц"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области